Актуализирован порядок лицензирования деятельности в области обращения с отходами
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, четко дифференцированы в зависимости от вида деятельности по обращению с отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение).
Уточняется перечень грубых нарушений лицензионных требований.
В новом порядке учтена "реестровая модель" в сфере лицензирования, а также вводятся положения, касающиеся лицензионного контроля.
Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062.
(Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496 и от 26.12.2020 N 2290; Письмо Росприроднадзора от 07.05.2021 N МК-02-00-34/14218, Информация Росприроднадзора)
Обновлен Порядок учета в области обращения с отходами
Уточняется, что действие нового Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
Учету в области обращения с отходами подлежат:
- все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;
- все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
- обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
- заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;
- расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:
- выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
- выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.
Утрачивает силу аналогичный Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721.
(Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496; Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1028; письма Минприроды России от 26.01.2021 N 25-50/730-ОГ, от 02.02.2021 N 25-50/1086-ОГ и от 05.02.2021 N 25-50/1295-ОГ)
Актуализирован Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Действие Порядка не распространяется на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для объекта II категории.
При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:
- для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или ИП;
- для передачи на размещение другим ИП или юридическим лицам.
В лимиты на размещение отходов не включаются:
- масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации (обработки), утилизации, обезвреживания;
- масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.
Для объектов I категории, а также в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", для объектов II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Росприроднадзора, на период действия такого разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления разрешения.
Внесение изменений в установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение осуществляется путем пересмотра комплексного экологического разрешения.
Утрачивает силу аналогичный Приказ Минприроды России от 25.02.2010 N 50.
(Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496; Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1029; Письмо Минприроды России от 05.03.2021 N 25-50/2702-ОГ)
Обновлен Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности
Действие Порядка теперь не распространяется на вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
Происхождение отходов производства определяется по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу, происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.
Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом. При этом, допускается использование одновременно обоих способов для определения химического и (или) компонентного состава отходов.
Утрачивает силу аналогичный Приказ Минприроды России от 05.12.2014 N 541.
(Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496; Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1027; Письмо Минприроды России от 02.02.2021 N 25-50/1086-ОГ)
Вводится в действие новый порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности
Порядок не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
Установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах.
Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и ИП в течение всего срока действия паспорта отходов.
Паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и ИП не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора.
Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем ИП или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней.
Паспорт отходов, включенных в ФККО, подлежит переоформлению в следующих случаях:
- реорганизация юридического лица, изменение наименования юридического лица, адреса места его нахождения, - для юридических лиц;
- изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (при наличии) ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, - для ИП.
Вводятся типовые формы паспортов отходов, включенных и не включенных в ФККО.
Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712.
(Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496; Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1026; Письма Минприроды России от 02.02.2021 N 25-50/1086-ОГ и от 05.02.2021 N 25-50/1308-ОГ)
Вводятся в действие новые методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Действие Методических указаний не распространяется на отношения в области обращения с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) разрабатываются для каждого объекта негативного воздействия на окружающую среду I или II категорий.
Для обоснования нормативов образования отходов используются сведения, содержащиеся в одном из следующих источников информации:
- показатели, характеризующие образование отходов, в том числе технологические показатели образования отходов, содержащиеся в проектной документации, технологических регламентах, инструкциях, технических условиях, документах в области стандартизации и иных документах, регламентирующих хозяйственную или иную деятельность юридического лица, ИП;
- удельные отраслевые нормативы образования отходов;
- сведения о сроке службы материалов и изделий;
- критерии, указывающие на утрату товаров (продукции) потребительских свойств.
В случае отсутствия соответствующих указанных показателей нормативы образования отходов могут быть обоснованы расчетным путем с применением следующих методов:
- расчет по материально-сырьевому балансу;
- метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).
Утрачивает силу аналогичный Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349.
(Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496; Приказ Минприроды России от 07.12.2020 N 1021)
Обновлены требования к организации и проведению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов
Границы территории воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду определяются на основе результатов оценки воздействия на окружающую среду, содержащейся в проектной документации объекта размещения отходов и (или) на основе установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Границы территории воздействия объекта размещения отходов могут быть уточнены по результатам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов.
Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду. Прекращение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов допускается по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения отходов из эксплуатации, при условии, если по результатам данного мониторинга подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Отчет о результатах мониторинга может быть представлен с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью.
При выборе мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды при разработке программы мониторинга для объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусматриваются следующие места отбора проб:
- для атмосферного воздуха и почв - на границе территории, соответствующей пределам негативного воздействия;
- для поверхностных водных объектов - в месте выпуска сточных вод, поступающих с объекта размещения отходов в водный объект;
- для подземных водных объектов - в местах отбора проб, обоснованных в проектной документации объекта размещения отходов.
Утрачивает силу аналогичный Приказ Минприроды России от 04.03.2016 N 66.
(Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496; Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1030)
Расширяется перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается
В указанный перечень включены, например, утратившие потребительские свойства электронные компьютерные платы, системные блоки компьютера, мобильные телефоны, счетчики электрические, пылесосы, микроволновые печи.
(Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р; Письмо Росприроднадзора от 02.04.2018 N АС-10-02-36/6274)
Вводятся в действие новые правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Уточняется, что в случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, отчетность представляется на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, которые предоставляются Росприроднадзором, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером.
Датой приема отчетности в указанном выше случае считается дата уведомления о вручении при направлении посредством почтового отправления либо дата проставления отметки о получении Росприроднадзором (его территориальным органом) при представлении лично, а также через представителя или курьером.
Учет выполнения установленных нормативов утилизации осуществляется Росприроднадзором (его территориальными органами) с использованием электронных сервисов системы учета отходов посредством включения в указанную систему информации, содержащейся в отчетности.
В целях подтверждения представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в составе отчетности сведений Росприроднадзор (его территориальный орган) вправе запросить необходимую для контроля информацию у федеральных органов исполнительной власти, в распоряжении которых находятся эти сведения, а также у юридических лиц и ИП, с которыми производителем товаров или импортером товаров заключен договор на утилизацию отходов от использования товаров, в том числе информацию о наличии соответствующих мощностей оборудования для утилизации отходов от использования товаров.
Организации, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров, должны представлять в Росприроднадзор (его территориальные органы) указанную информацию в 30-дневный срок.
Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342.
(Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496 и от 03.12.2020 N 2010; Письма Росприроднадзора от 15.01.2021 N АА-10-03-34/657, от 02.02.2021 N АА-10-03-34/2626 и от 19.03.2021 N АА-10-03-34/8125)
Устанавливаются единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО
При выборе технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО и сочетаний этих технологических решений должна обеспечиваться их приоритетность в следующей последовательности:
- обработка ТКО в целях выделения из состава ТКО видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации;
- утилизация видов отходов, выделенных из состава ТКО при обработке ТКО, с использованием их потенциала материального ресурса;
- утилизация видов отходов, выделенных из состава ТКО при обработке ТКО, с использованием их потенциала энергетического ресурса;
Выбор места расположения объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения ТКО должен осуществляться с учетом схемы потоков ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в целях обеспечения максимальной экономической эффективности их функционирования.
Объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, проектирование (строительство, реконструкция) которых завершены до 1 января 2021 года, подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями в срок до 1 января 2026 года.
(Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657)
Обновлен порядок обращения с ртутьсодержащими электрическими лампами
Скорректирован понятийный аппарат. Вводится понятие "оператор по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами", под которым понимается юридическое лицо и ИП, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению отработанных ртутьсодержащих ламп на основании полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
В случае загрязнения помещения, где расположено место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, парами и (или) остатками ртути лицом, организовавшим места накопления, должно быть обеспечено проведение работ по обезвреживанию отходов отработанных (в том числе поврежденных) ртутьсодержащих ламп с привлечением оператора на основании договора об оказании услуг по обращению с отходами.
Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта РФ.
Утилизация и обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также с учетом информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
Операторы, осуществляющие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп, ведут учет принятых, транспортированных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, находящихся на хранении отходов.
Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 N 681.
(Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1036 и от 28.12.2020 N 2314)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей