ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Актуализированы критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

В частности, к объектам I категории отнесены объекты, на которых осуществляется утилизация, обезвреживание отходов производства и потребления термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация).

К объектам II категории отнесены, в частности, объекты по производству фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, объекты по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных ж/д путях.

К объектам III категории отнесены, в частности, объекты, на которых осуществляется строительство объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев.

К критериям объектов IV категории относится, например, осуществление на объекте строительства объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев.

Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

(Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496 и от 31.12.2020 N 2398; письма Росприроднадзора от 01.02.2021 N МК-02-02-34/2531 и от 05.02.2021 N МК-02-02-34/3224, Письма Минприроды России от 19.03.2021 N 25-50/3390-ОГ и от 15.04.2021 N 12-50/4954-ОГ)

Обновлен порядок разработки нормативов выбросов и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

Речь идет о предельно допустимых выбросах (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросах (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Порядок разработки (расчета) и утверждения нормативов допустимых выбросов для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определен в зависимости от их категории.

Так, предусматривается, что нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) для загрязняющих веществ, содержащихся в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.

Для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение, нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением.

Для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.

Для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.

Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.

Определен порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов I категории, действующих до получения для таких объектов комплексного экологического разрешения.

Утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".

(Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496 и от 09.12.2020 N 2055)

Вводится в действие новая Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей

Методика учитывает разделение объектов негативного воздействия на окружающую среду по классам опасности.

Срок актуальности расчетов нормативов сбросов (НДС) не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались, или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись. В отдельных случаях НДС утверждаются на 5 лет.

Расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС до истечения указанных сроков осуществляется в следующих случаях:

- при изменении на 30% и более годового объема сточных вод;

- при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ (для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду);

- при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;

- при получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;

- при утверждении региональных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения;

- при получении впервые информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, а также гидрометеорологической информации или обновлении таких сведений;

- при обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.

Утрачивает силу Приказ МПР России от 17.12.2007 N 333, которым была утверждена методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

(Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496; Приказ Минприроды России от 29.12.2020 N 1118)

Вводится уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

План утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, при условии наличия:

- заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по локализации и ликвидации разливов;

- согласования Росприроднадзором указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством РФ.

Срок согласования плана не должен превышать 20 рабочих дней со дня получения этого плана Росприроднадзором.

Эксплуатирующая организация направляет уведомление об утверждении указанного плана в федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом РФ, Правительством РФ, с приложением утвержденного плана.

Эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять план и иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом.

Приводится перечень обязанностей эксплуатирующей организации при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов.

Корреспондирующие поправки внесены в отдельные федеральные законы.

Предусмотрен ряд переходных положений, среди которых, в частности, следующие:

- ранее полученные планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов действуют до дня истечения срока их действия или до дня утверждения новых планов;

- к 2024 году все организации, работающие с углеводородным сырьем, обязаны утвердить план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

(Федеральный закон от 13.07.2020 N 207-ФЗ; Письмо Минприроды России от 16.04.2021 N 12-50/5024-ОГ)

Актуализирован порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ

Новый порядок применяется в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, а также в отношении организаций, осуществляющих создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов в пределах российского сектора Каспийского моря (далее - эксплуатирующая организация).

В числе прочего установлены:

- порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ.

Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189.

(Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496 и от 30.12.2020 N 2366)

Мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод и территориального моря, должны организовываться в обновленном порядке

Эксплуатирующая организация обязана:

- обеспечить выполнение плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного в соответствии с установленными требованиями;

- иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Критериями определения объектов, эксплуатация которых допускается при наличии плана, являются:

- максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, - 0,5 тонны и более;

- максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.

Утрачивают силу:

- Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов";

- Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".

(Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451)

Определены правила возмещения вреда, причиненного в результате разливов нефти и нефтепродуктов, организацией, осуществляющей операции с углеводородным сырьем и произведенной из него продукцией

Установлен порядок возмещения организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация):

- вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов;

- расходов на привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Размер вреда, причиненного окружающей среде в результате разливов нефти и нефтепродуктов, определяется:

- исходя из затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды;

- в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ и утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Эксплуатирующая организация обеспечивает оплату суммы причиненного вреда, а также расходов на привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в течение месяца со дня получения от органов государственного надзора соответствующего требования.

(Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2295)

Вступает в силу новое Положение о проведении государственной экологической экспертизы

Материалы теперь представляются в печатном либо в электронном виде. В случае подачи материалов в печатном виде они представляются на бумажном носителе в одном экземпляре и на электронном носителе в одном экземпляре. В случае подачи материалов в электронном виде они представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием портала госуслуг, а также ведомственного программного ресурса.

Материалы, представляемые в Росприроднадзор (его территориальные органы) и уполномоченные органы субъектов РФ, в установленном порядке регистрируются в течение 1 рабочего дня и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы, для проверки полноты и достаточности. Экспертное подразделение в течение 7 рабочих дней со дня регистрации материалов направляет заказчику уведомление о соответствии либо несоответствии представленных материалов установленным требованиям.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 15 дней, а в отношении отдельных объектов экспертизы - не позднее чем через 3 дня со дня ее оплаты и приемки материалов в полном объеме.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 2 (ранее - 4) месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.

При одобрении проекта заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, большинством списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно становится заключением, подготовленным экспертной комиссией. При равенстве голосов решающим является голос руководителя экспертной комиссии.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, в числе прочего должно содержать обоснованные выводы о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.

Росприроднадзор (его территориальные органы) и органы исполнительной власти субъектов РФ ведут реестр выданных заключений государственной экологической экспертизы и предоставляют содержащиеся в нем сведения.

Скорректированы нормы о сроках действия заключений государственной экологической экспертизы.

Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698.

(Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496 и от 07.11.2020 N 1796)

Определены единые требования к сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также к получению информационной продукции

Сбор, обработка, хранение и распространение информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также получение информационной продукции осуществляются юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении работ и оказании услуг по сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, получению информационной продукции.

Лица, непосредственно осуществляющие сбор, обработку, хранение и распространение информации и информационной продукции в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, о состоянии и загрязнении окружающей среды, должны иметь высшее профессиональное образование по специальности "Экология", "Гидрометеорология", "Прикладная гидрометеорология" или высшее профессиональное образование в области физико-математических, естественных наук, техники и технологии; профессиональную переподготовку по направлению профессиональной деятельности; стаж работы не менее 3 лет в области сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

Пользователями (потребителями) информации и информационной продукции являются органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и население, заинтересованные в такой информации и информационной продукции.

Процедура сбора информации должна обеспечивать оперативность, полноту и достоверность данных для своевременного выявления и предупреждения возможных негативных изменений состояния окружающей среды и ее загрязнения.

Сбор информации осуществляется поставщиками информации по результатам проведения наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.

Распространение информации обеспечивается посредством передачи информации пользователям (потребителям) информации, а также ее публикации.

Росгидромет вправе запрашивать у поставщиков информации, осуществляющих подготовку и предоставление пользователям (потребителям) информационной продукции, контрольную выборку информационной продукции.

(Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 523)

Определены состав и структура документированной информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении

Структура документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении включает в себя два раздела:

- сведения (данные) о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

- общие документы для всех видов наблюдений.

Приводятся перечни документированной информации, включаемой в каждый из разделов.

Одновременно установлен порядок комплектования, учета, хранения и использования документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 21.12.1999 N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении".

(Постановление Правительства РФ от 03.08.2020 N 1168; Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 510)

Определены требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением

Приводятся:

- требования к проведению наблюдений для определения метеорологических характеристик окружающей среды, за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов;

- требования к проведению наблюдений для определения метеорологических характеристик окружающей среды, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов;

- требования к проведению наблюдений для определения климатических характеристик окружающей среды;

- требования к проведению наблюдений для определения аэрологических характеристик окружающей среды;

- требования к проведению наблюдений для определения гидрологических характеристик окружающей среды;

- требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее океанологических характеристик;

- требования к проведению наблюдений для определения гелиогеофизических характеристик окружающей среды;

- требования к проведению наблюдений для определения агрометеорологических характеристик окружающей среды;

- требования к проведению наблюдений за загрязнением окружающей среды;

- требования к проведению наблюдений для определения уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв.

(Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 524)

Минприроды России обновлены критерии разграничения водных объектов, подлежащих федеральному и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов

Теперь критерием для отнесения к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, является также использование территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, указанных в подпунктах "а" - "и" пункта 1 Критериев.

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, является использование территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Одновременно обновлен перечень объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 640 и Приказ МПР РФ от 18.12.2006 N 288 утрачивают силу.

(Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1521; Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 906)

Охрана поверхностных водных объектов осуществляется по новым правилам

В частности, установлен закрытый перечень мероприятий по охране поверхностных водных объектов, в который, помимо прочего, включено предотвращение загрязнения и засорения поверхностных водных объектов.

Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 утрачивает силу.

(Постановление Правительства РФ от 10.09.2020 N 1391)

С 1 января 2021 года РФ принимает поправку к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, принятую в г. Кигали 15.10.2016 ("Кигалийскую поправку")

(Постановление Правительства РФ от 25.03.2020 N 333)

Обновлен порядок лицензирования работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, осуществляемых юридическими лицами

Из перечня работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления исключено регулирование электрической активности атмосферы и изменение электромагнитных и иных свойств среднего и верхнего слоев атмосферы.

Скорректированы лицензионные требования, а также перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов).

Уточняется перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган непосредственно на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При намерении лицензиата выполнять работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, переоформление лицензии не требуется.

Утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1216, которым был утвержден аналогичный порядок.

(Постановления Правительства РФ от 03.08.2020 N 1168 и от 14.10.2020 N 1682)

Устанавливается новый порядок приобретения, хранения и использования средств активного воздействия специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы

Средства активного воздействия, содержащие взрывчатые и пиротехнические вещества, вправе приобретать, хранить и использовать специализированные организации, имеющие лицензии на проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

Не содержащие взрывчатых и пиротехнических веществ средства активного воздействия могут приобретаться, храниться и использоваться специализированными организациями без наличия у них лицензий на проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

Хранение средств активного воздействия, содержащих взрывчатые и пиротехнические вещества, осуществляется в соответствии с требованиями эксплуатационной документации таких средств на складах (хранилищах) постоянного хранения, складах межсезонного хранения и складах временного хранения. Хранение должно осуществляться способом, исключающим попадание прямых солнечных лучей и атмосферных осадков на упаковку, в которой содержатся такие средства.

Средства активного воздействия, содержащие взрывчатые и пиротехнические вещества, которые хранятся в упаковке с нарушением целостности или в упаковке, имеющей внешние дефекты, изолируются и хранятся в отдельном помещении (месте) или в отдельной упаковке до их передачи на утилизацию.

Утрачивают силу Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 807 и Приказ Росгидромета от 26.02.2007 N 58, которыми были урегулированы сходные правоотношения.

(Постановления Правительства РФ от 03.08.2020 N 1168 и от 17.10.2020 N 1701)

Вводится в действие новое Положение о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы

Скорректирован перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор.

Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, осуществляющими работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, следующих обязательных требований:

- наличие специального разрешения (лицензии) на проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

- выполнение требований о приобретении, хранении и использовании средств активного воздействия специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы.

Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в рамках государственного надзора не предусмотрено.

Должностные лица органа государственного надзора и его территориальных органов при проведении проверок, в числе прочего, имеют право привлекать экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 N 946.

(Постановления Правительства РФ от 03.08.2020 N 1168 и от 17.10.2020 N 1702)

Вводится новое Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях

Расширен перечень видов работ (услуг), включаемых в деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

Скорректирован перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов).

В целях предупреждения нарушений лицензиатами лицензионных требований лицензирующим органом осуществляются мероприятия по профилактике нарушений лицензионных требований. При проведении мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, не проводятся.

Лицензирующим органом проводятся мероприятия по лицензионному контролю без взаимодействия с лицензиатами путем наблюдения за соблюдением лицензионных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях лицензиатов, которая предоставляется лицензиатами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в лицензирующий орган или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) лицензирующим органом без возложения на лицензиатов обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Закреплено, что при проведении плановых проверок лицензиатов лицензирующие органы обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Предоставленные до 1 января 2021 года лицензии подлежат переоформлению в течение 2 лет.

Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1216.

(Постановления Правительства РФ от 03.08.2020 N 1168 и от 16.11.2020 N 1845)

Обновлены количество конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в РФ и допустимый объем производства озоноразрушающих веществ в РФ

(Распоряжение Правительства РФ от 09.12.2020 N 3270-р)

Актуализирован перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории

В частности, разрешены следующие виды деятельности:

- использование авиационных средств при ликвидации очагов вредных организмов в границах зоны ЧС федерального или регионального характера, связанной с массовым поражением леса болезнями и вредителями;

- добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, минеральных и термальных вод;

- строительство и реконструкция в границах населенных пунктов отдельных объектов;

- взрывные работы в водоохранной зоне, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом автомобильных дорог на период строительства, реконструкции или капитального ремонта таких дорог.

Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 N 643.

(Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496 и от 31.12.2020 N 2399)