Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 129н (далее - СГС "Финансовые инструменты") устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).
Положения СГС "Финансовые инструменты" обязательны к применению с 1 января 2021 года при:
ведении бюджетного учета получателями бюджетных средств, в том числе государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями и (или) государственными (муниципальными) унитарными предприятиями в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, и получающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, а также централизованными бухгалтериями, осуществляющими ведение бюджетного учета на основании договора (соглашения), заключенного получателем бюджетных средств согласно части 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - организации, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета учреждений);
ведении бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, а также организациями, осуществляющими согласно договору (соглашению), заключенному в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", полномочия по ведению бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных или автономных учреждений (далее - организации, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета учреждений);
раскрытии информации об объектах нематериальных активов, результатах операций с ними при составлении бюджетной отчетности получателями бюджетных средств, а также организациями, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета учреждений;
раскрытии информации об объектах нематериальных активов, результатах операций с ними при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе организациями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского учета учреждений (централизованными бухгалтериями).
Положения СГС "Финансовые инструменты" применяются, если иное не предусмотрено:
другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, применяемыми начиная с 2021 года;
иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности:
нормативными правовыми актами, регулирующими единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации:
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений) и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, в части требований по раскрытию информации об объектах нефинансовых, финансовых активов и обязательств, доходах, расходах при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных (автономных) учреждений:
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
Положения СГС "Финансовые инструменты" применяются одновременно с применением положений СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" <1> (далее - СГС "Концептуальные основы").
--------------------------------
<1> Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 N 256н.
СГС "Финансовые инструменты" устанавливают единые требования к бухгалтерскому учету финансовых активов и финансовых обязательств, возникающих при осуществлении операций с финансовыми инструментами, а также требования к информации о финансовых активах и финансовых обязательствах (финансовых результатах операций с финансовыми инструментами), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Положения СГС "Финансовые инструменты" применяются к: финансовым активам и финансовым обязательствам.
Финансовый актив - актив, являющийся:
денежными средствами и (или) их эквивалентами;
обусловленным договором (соглашением) правом на получения доли в чистых активах юридического лица (объекта инвестирования);
правом по договору (соглашению) на получение денежных средств, их эквивалентов или иного финансового актива от другой стороны договора (соглашения);
правом по договору (соглашению) на обмен финансовыми активами или финансовыми обязательствами с другой стороной договора (соглашения) на условиях, определенных договором (соглашением).
Финансовое обязательство - обязательство, возникающее согласно договору (соглашению):
- по передаче денежных средств, их эквивалентов или иного финансового актива другой стороне договора (соглашения);
- по обмену финансовыми активами или финансовыми обязательствами с другой стороной договора (соглашения) на условиях, предполагающих уменьшение экономических выгод.
Положения СГС "Финансовые инструменты" не применяются к:
производным финансовым инструментам - к объектам бухгалтерского учета, возникающих в рамках реализации договоров (соглашений), предусматривающих одну или несколько обязанностей стороны или сторон договора (соглашения) периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений иных показателей, изменение которых не зависит ни от одной из сторон, а также от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), иных обстоятельств, предусмотренных федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и относительно которых неизвестно, наступят они или не наступят, включая изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей (с учетом подпункта 23 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");
инструментам хеджирования - операции с производными финансовыми инструментами, совершаемые в целях уменьшения (компенсации) неблагоприятных для субъекта учета последствий (полностью или частично), обусловленных возникновением расхода, уменьшением дохода, уменьшением рыночной стоимости имущества, включая имущественные права (права требования), увеличением обязательств субъекта учета вследствие изменения цены, процентной ставки, валютного курса, в том числе курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, или иного показателя (совокупности показателей) (с учетом пункта 5 статьи 301 Налогового кодекса Российской Федерации);
выплатам работникам учреждений средств на возвратной основе - к операциям по предоставлению работникам учреждения целевых средств, полученных учреждением в целях их предоставления работникам на возвратной основе. Например, предоставление учреждением высшего профессионального образования целевых займов своим работникам (займов на приобретение жилья), за счет целевых средств, полученных от уполномоченных организаций, реализующих социальные программы, при условии возврата работниками предоставленных целевых средств уполномоченному на реализацию социальной программы через учреждение-работодателя. Указанные операции по своей экономической сущности относятся к долговым обязательствам работника не перед учреждением-работодателем, а перед уполномоченным на реализацию социальной программы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей