В связи с запросами налогоплательщиков, а также в целях формирования единой правовой позиции в части порядка исчисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении иностранных граждан Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Пунктом 6 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что общая сумма НДФЛ с доходов налогоплательщиков иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в организациях, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
Уменьшение исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (далее - Уведомление). Налоговый агент производит уменьшение на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа Уведомления.
Согласно пункту 7 статьи 227.1 НК РФ в случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.
В качестве примера рассматривается ситуация, когда право налогоплательщика - иностранного работника на уменьшение исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных им в налоговом периоде фиксированных авансовых платежей не было реализовано в полном объеме в связи с реорганизацией его работодателя в форме присоединения (далее - присоединенная организация), в связи с чем возникает вопрос о возможности уменьшения исчисленной суммы налога организацией-правопреемником.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Таким образом, Уведомление, выданное реорганизованной (присоединенной) организации, фактически переставшей существовать, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица не является действительным и, соответственно, уменьшение исчисленных сумм НДФЛ на суммы уплаченных авансовых платежей организацией-правопреемником на основании такого Уведомления недопустимо.
При этом, согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Кроме того, согласно статье 75 ТК РФ реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) организации не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Следовательно, с учетом указанных норм гражданского и трудового законодательства, в целях применения положений статьи 227.1 НК РФ организация - правопреемник и реорганизованная организация являются одним налоговым агентом.
Таким образом, ФНС России считает возможным, в целях равенства положения иностранных работников, работодатели которых были реорганизованы, обращаться организации-правопреемнику в налоговый орган за получением Уведомления с приложением соответсвующих пояснений, на основании которого организация-правопреемник продолжит производить уменьшение исчисленной суммы НДФЛ на уплаченную сумму фиксированных авансовых платежей в соответствующем налоговом периоде.
При этом, для инициирования процедуры получения организации - правопреемником повторного Уведомления, иностранному гражданину следует обратиться к работодателю (организации-правопреемнику) в порядке, установленном абзацем третьим пункта 6 статьи 227.1 НК РФ.
На основании изложенного, Федеральная налоговая служба просит Министерство финансов Российской Федерации согласовать изложенную выше позицию либо изложить по ней свои замечания и предложения.
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей