10. НГС сформирована в качестве инструмента реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3549; 2018, N 15, ст. 2198).
11. За период с 2015 по 2020 год (по состоянию на 1 июля 2020 г.) участники НГС предоставили более 52 тысяч независимых гарантий и поручительств более чем 34 тысячам субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки на общую сумму 658,4 млрд рублей, что в сочетании с кредитованием АО "МСП Банк" (далее - прямая кредитная поддержка) и лизинговыми услугами с участием АО "Корпорация "МСП" <7>, АО "МСП Банк" обеспечило консолидированный объем финансовой поддержки в рамках НГС в размере 1,423 трлн рублей, в том числе:
--------------------------------
<7> В том числе с участием дочерних обществ АО "Корпорация "МСП" (АО "МИР", региональные лизинговые компании).
- в 2015 году гарантийная поддержка на сумму 42,6 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 93 млрд рублей;
- в 2016 году гарантийная поддержка на сумму 102,2 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 165 млрд рублей;
- в 2017 году гарантийная поддержка на сумму 140,9 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 253 млрд рублей;
- в 2018 году гарантийная поддержка на сумму 146,4 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 275 млрд рублей;
- в 2019 году гарантийная поддержка на сумму 159,2 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 428 млрд рублей;
- в 2020 году (по состоянию на 1 июля 2020 г.) оказана гарантийная поддержка на сумму 67,1 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 209 млрд рублей (планируется предоставление гарантийной поддержки в 2020 году на сумму 139,1 млрд рублей, планируемый объем финансовой поддержки - 311 млрд рублей).
В рамках оказания гарантийной поддержки обеспечено снижение стоимости финансирования субъектов МСП: средневзвешенная ставка по кредитам и займам, выданным субъектам МСП с участием НГС, в 2015 году составила 16,91% (при средневзвешенной рыночной ставке кредитования субъектов МСП, рассчитанной по отчетам Банка России, - 18,93%), в 2016 году - 12,14% (при среднерыночной ставке - 15,32%), в 2017 году - 11,09% (при среднерыночной ставке - 12,85%), в 2018 году - 9,48% (при среднерыночной ставке - 10,82%), в 2019 году - 9,13% (при среднерыночной ставке - 10,70%).
12. АО "Корпорация "МСП" за период с 2016 по 2020 годы реализован ряд мероприятий по формированию и развитию НГС.
Проведена унификация работы в рамках НГС: утвержден пакет единых требований и стандартов оказания поддержки в рамках НГС, включающий подходы к ценообразованию по гарантийным продуктам и поручительствам, предоставляемым АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк" и РГО; подходы к формированию партнерской сети участников НГС, включающему в себя отбор финансовых организаций, в первую очередь банков, и иных организаций, а также к заключению (расторжению) с такими организациями соглашений о взаимодействии (далее соответственно - партнерская сеть, банки-партнеры, организации-партнеры, аккредитация, деаккредитация) в рамках работы с АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк" и РГО по предоставлению независимых гарантий, поручительств и размещению временно свободных денежных средств; подходы к системе управления рисками НГС, связанными с возникновением потерь в результате осуществления деятельности участников НГС; технологические требования к процедуре предоставления независимых гарантий (в том числе банковских) и поручительств в рамках НГС.
Проведена работа по расширению партнерской сети АО "Корпорация "МСП". Одним из приоритетов формирования банковской партнерской сети является работа с банками, имеющими обособленные подразделения на территории 20 и менее субъектов Российской Федерации (далее - региональные банки), а также с банками с базовой лицензией.
В 2016 году партнерская сеть АО "Корпорация "МСП" включала 50 банков-партнеров (включая региональные банки), а также 3 организации-партнера, обеспечивающие финансирование инвестиционных проектов субъектов МСП. По состоянию на 1 июля 2020 г. заключены соглашения с 59 банками-партнерами АО "Корпорация "МСП"; 41 финансовой организацией-партнером (включая лизинговые компании, организации инфраструктуры поддержки) и 62 уполномоченными банками по программе стимулирования кредитования субъектов МСП.
АО "Корпорация "МСП" совместно с АО "МСП Банк" разработана автоматизированная информационная система управления заявками субъектов МСП, обращающихся за финансовой поддержкой в рамках НГС (далее - АИС НГС), организовано онлайн-взаимодействие между финансовыми организациями, участниками НГС и заемщиками - субъектами МСП в целях предоставления кредитно-гарантийной поддержки и операционного сопровождения реализации программы субсидирования, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 1, ст. 58; 2020, N 14, ст. 2126) (далее - программа субсидирования кредитования), и иных программ субсидирования, реализуемых Минэкономразвития России.
Сформирована целевая продуктовая линейка, направленная на удовлетворение широкого спектра потребностей МСП, включающая базовые гарантийные продукты (для инвестиционного, оборотного финансирования, согарантии с РГО), гарантийные продукты для финансирования субъектов МСП - участников закупок, в том числе с выделением гарантийной поддержки на специальных условиях для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в приоритетных сферах экономики, включая высокотехнологичные и инновационные компании, для субъектов МСП, осуществляющих деятельность на приоритетных территориях (в том числе на территориях Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа), для организаций инфраструктуры поддержки, а также гарантийные продукты для субъектов МСП в рамках реализации антикризисных мер.
Созданы инструменты для расширения доступа микро- и малых предприятий к финансовой и гарантийной поддержке, в том числе за счет снижения средних сумм независимых гарантий и поручительств, выдаваемых в рамках НГС.
В целях расширения доступа субъектов МСП к получению гарантийной поддержки, упрощения и сокращения процедур рассмотрения заявок и принятия решений АО "Корпорация "МСП" внедрило технологию предоставления независимых гарантий в сумме до 100 млн рублей на основе оценки кредитного риска, проведенной финансовыми организациями, без дополнительного анализа кредитоспособности заемщика (механизм без повторного андеррайтинга).
На основе разработанных Банком России единых стандартов кредитования субъектов МСП обеспечено применение ключевого инструмента, позволяющего привлечь ресурсы институциональных инвесторов, - секьюритизации портфелей кредитов субъектов МСП. При этом совершенствовались механизмы секьюритизации портфелей кредитов субъектов МСП, в том числе посредством объединения в рамках одной сделки секьюритизации портфелей кредитов субъектов МСП, выданных несколькими банками (мультиоригинаторные сделки).
В рамках развития корпоративного канала продвижения гарантийных продуктов АО "Корпорация "МСП" организован отбор инвестиционных проектов субъектов МСП в регионах Российской Федерации.
АО "Корпорация "МСП" получен кредитный рейтинг на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации: рейтинг "AAA (RU)", присвоенный по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (Акционерное общество), прогноз "Стабильный", что позволяет банкам - партнерам АО "Корпорация "МСП" применять первую категорию риска (с минимальным размером резервирования) для кредитов с независимыми гарантиями АО "Корпорация "МСП".
Общий объем выданных независимых гарантий и поручительств АО "Корпорация "МСП" по состоянию на 1 июля 2020 г. составил 354,4 млрд рублей, в том числе по программе стимулирования кредитования субъектов МСП в размере 220,0 млрд рублей.
Объем выданных независимых гарантий и поручительств АО "Корпорация "МСП" к 2020 году более чем в 4 раза превысил объем выданных независимых гарантий и поручительств в 2015 году (17,8 млрд рублей в 2015 году; 80,0 млрд рублей на 1 января 2020 г.). В рамках оказания консолидированной поддержки АО "Корпорация "МСП" и РГО (согарантия с РГО) оказана гарантийная поддержка субъектам МСП в размере 46 млрд рублей (38,3 млрд рублей независимых гарантий АО "Корпорация "МСП" и 7,7 млрд рублей поручительств РГО), что обеспечило предоставление финансовой поддержки субъектам МСП в виде кредитов и займов на общую сумму 74,8 млрд рублей.
В целях обеспечения расширения доступа субъектов МСП к гарантийной поддержке АО "Корпорация "МСП" и сокращения стоимости кредитования для субъектов МСП реализованы следующие мероприятия:
- обеспечено снижение средней суммы независимой гарантии АО "Корпорация "МСП" с учетом выработанных принципов сегментации: 39,2 млн рублей в 2019 году; 27,9 млн рублей в 2020 году (по состоянию на 1 июля 2020 г.);
- снижен размер вознаграждения за предоставление независимой гарантии АО "Корпорация "МСП" с 1,25% до 0,75% годовых от суммы независимой гарантии, а для крупных независимых гарантий (от 500 млн рублей) до 0,5% годовых и до 0,4% годовых от суммы независимых гарантий, обеспечивающих кредиты субъектов МСП, реализующих проекты долевого строительства с использованием счетов эскроу;
- снижен размер вознаграждения за поручительство по программе стимулирования кредитования субъектов МСП с 0,5% до 0,1% годовых от суммы поручительства.
13. В 2017 году АО "МСП Банк" начало оказывать прямую кредитную и гарантийную поддержку субъектам МСП, сокращая оказание поддержки по двухуровневой системе (через сеть банков-партнеров и организаций инфраструктуры поддержки). В настоящее время преобладающим целевым клиентским сегментом при оказании АО "МСП Банк" кредитной и гарантийной поддержки субъектам МСП являются малые и средние предприятия, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики, в том числе: в сфере закупок, инноваций, высоких технологий, в том числе стартапы и быстрорастущие инновационные, высокотехнологичные предприятия ("газели"), в сфере сельскохозяйственной кооперации, в том числе фермеры - члены сельскохозяйственных кооперативов, в сфере физической культуры, спорта и туризма, в сфере кредитования под залог интеллектуальной собственности, в сфере экспорта и развития экспортного потенциала, на приоритетных территориях, в том числе на территориях Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (далее - моногорода), а также предприниматели из приоритетных категорий получателей поддержки (женщины, молодежь, предприниматели старше 45 лет, лица с ограниченными физическими возможностями, самозанятые граждане и др.). Практически все указанные приоритеты включены в задачи национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2817; 2020, N 30, ст. 4884) (далее - национальный проект).
Важными аспектами деятельности АО "МСП Банк" также являются реализация рыночных механизмов рефинансирования портфелей кредитов МСП коммерческих банков с использованием механизмов секьюритизации кредитов, предоставленных субъектам МСП, а также участие в развитии инструментов фондового рынка для использования субъектами МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
Для обеспечения возможностей кредитования субъектов МСП в субъектах Российской Федерации непосредственно АО "МСП Банк" сформировало региональную сеть по продаже кредитно-гарантийных продуктов посредством организации дистанционной работы сотрудников ("удаленные рабочие места") (далее - УРМ), а также привлечения к продвижению таких продуктов организаций-партнеров (далее - агенты). УРМ являются центрами информирования, консультирования и привлечения получателей гарантийной поддержки, помогают субъектам МСП в оформлении заявок и сопровождении кредитов. В настоящее время АО "МСП Банк" открыто 47 УРМ, в том числе во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, и в 4 субъектах Российской Федерации, относящихся к субъектам Российской Федерации, включенным в определенный решением Председателя Правительства Российской Федерации перечень субъектов Российской Федерации, имеющих низкий уровень социально-экономического развития. Агенты АО "МСП Банк" оказывают услуги по привлечению и отбору субъектов МСП для предоставления кредитов и независимых гарантий, сопровождению их кредитных и гарантийных сделок. В настоящее время АО "МСП Банк" сотрудничает с 353 агентами в 113 городах в 65 субъектах Российской Федерации, в том числе в части кредитования субъектов МСП - с 253 организациями.
Для решения задачи по обеспечению предоставления в рамках НГС кредитно-гарантийной поддержки субъектам МСП на всей территории Российской Федерации АО "МСП Банк" используется АИС НГС.
За период с 2017 по 2020 год (по состоянию на 1 июля 2020 г.) АО "МСП Банк":
- заключило 3 261 кредитный договор с субъектами МСП в рамках оказания прямой кредитной поддержки, предоставило кредитных средств на сумму 199,9 млрд рублей;
- предоставило 6 380 независимых гарантий по обязательствам субъектов МСП на сумму 71,4 млрд рублей (в основном - для обеспечения участия в закупках).
Консолидированный объем финансовой поддержки, оказанной АО "МСП Банк" субъектам МСП, составил 536,5 млрд рублей.
Средневзвешенная процентная ставка кредитования находится на уровне ниже рыночного. Так, по всем выдачам кредитов в 2020 году средневзвешенная ставка составила 8,2% годовых.
Доля кредитной поддержки, предоставленной в 2020 году АО "МСП Банк" субъектам МСП, осуществляющим деятельность в приоритетных сферах экономики, на приоритетных территориях, отнесенным к приоритетным категориям получателей поддержки, в общем объеме предоставленной в 2020 году АО "МСП Банк" кредитной поддержки субъектам МСП составила 88%.
14. Во всех субъектах Российской Федерации созданы и функционируют РГО. Общий объем гарантийного капитала всех РГО на 1 июля 2020 г. превышает 57,2 млрд рублей (на 1 января 2015 г. - 42,5 млрд рублей). Действующий портфель поручительств всех РГО на 1 июля 2020 г. составляет 97,8 млрд рублей (на 1 января 2015 г. - 51,6 млрд рублей).
Объем выданных РГО поручительств к 2020 году более чем в 2 раза превысил объем выданных поручительств в 2015 году (24,9 млрд рублей в 2015 году и 53,1 млрд рублей за 2019 год). Указанный объем выданных поручительств позволил субъектам МСП привлечь финансовую поддержку в 2015 году на сумму 64,2 млрд рублей, а в 2019 году - на сумму 136,9 млрд рублей.
Отношение портфеля поручительств к объему гарантийного капитала по системе РГО в целом по состоянию на 1 января 2015 г. - 1,2, по состоянию на 1 июля 2020 г. - 1,7 при минимальном значении 1,5, установленном пунктом 5.1 требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2016 г. N 763 (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2016 г., регистрационный N 45078), с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 6 декабря 2017 г. N 651 (зарегистрирован в Минюсте России 27 декабря 2017 г., регистрационный N 49470), от 10 декабря 2018 г. N 694 (зарегистрирован в Минюсте России 17 января 2019 г., регистрационный N 53390), от 14 марта 2019 г. N 125 (зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2019 г., регистрационный N 54891) и от 1 июня 2020 г. N 323 (зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2020 г., регистрационный N 58846).
В рамках создания и развития НГС с 2016 по 2020 год Минэкономразвития России совместно с АО "Корпорация "МСП" и РГО реализованы следующие мероприятия:
1) проведена стандартизация основных процессов деятельности РГО (разработаны и утверждены детализированные требования к РГО и их деятельности);
2) сформирована система оценки соответствия деятельности РГО требованиям законодательства Российской Федерации и мониторинга основных показателей такой деятельности;
3) создан инструмент объективной оценки финансовой устойчивости и эффективности РГО;
4) изменен принцип финансирования РГО с заявительного на оценочный.
Ежегодно проводимая АО "Корпорация "МСП" в отношении всех РГО работа по оценке соблюдения требований, установленных статьей 15.2 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обеспечила:
- унификацию всех операционных процессов РГО;
- стандартизацию формирования и учета гарантийного капитала, включая направление нераспределенной прибыли прошлых лет на его пополнение;
- увеличение объема гарантийной поддержки, оказываемой субъектам МСП;
- возможность участия РГО в поддержке крупных региональных проектов посредством предоставления согарантий совместно с АО "Корпорация "МСП";
- существенное сокращение потерь гарантийного капитала РГО в депозитах, размещенных в банках, у которых впоследствии Банком России была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;
- координацию и мониторинг основных показателей деятельности, повышение эффективности деятельности РГО;
- внедрение автоматизированной информационной системы "Мониторинг МСП" (http://monitoring.corpmsp.ru) (далее - АИС "Мониторинг МСП") в целях перевода всех процессов взаимодействия по реализации полномочий АО "Корпорация "МСП" в отношении РГО, включая планирование и контроль за соблюдением ключевых показателей эффективности, в электронный формат.
По состоянию на 1 июля 2020 г. партнерами РГО являлась 421 организация, из них:
- 227 (53,9%) - кредитные организации с действующей лицензией Банка России;
- 79 (18,8%) - микрокредитные организации;
- 69 (16,4%) - лизинговые компании;
- 46 (10,9%) - фонды развития промышленности, фонды инвестиций (венчурные фонды) и другие организации, осуществляющие финансирование субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки.
В период 2015 - 2020 годов в ходе работы по формированию НГС отдельными РГО разработаны и внедрены с учетом региональной специфики механизмы и инструменты взаимодействия с субъектами МСП, финансовыми организациями, а также технологии построения деятельности, которые позволили таким РГО значимо увеличить объемы оказания гарантийной поддержки субъектам МСП за счет реализации, в том числе, следующих подходов:
- предложение комплексного решения, связанного с предоставлением гарантийной поддержки: создание на базе РГО центра кредитования, обеспечивающего подготовку и маршрутизацию заявок предпринимателей на привлечение кредитных средств в банк (Республика Татарстан);
- интеграция процессов кредитования и получения гарантийной поддержки, в том числе с использованием инфраструктуры и сервисов банков (включая электронные): запуск сервиса онлайн-кредитования малых предприятий с гарантийной поддержкой РГО (Республика Татарстан); реализация упрощенного порядка рассмотрения заявок на предоставление поручительств по кредитным договорам в отношении банков с высокими объемами кредитования субъектов МСП и низким уровнем дефолтов по кредитам (г. Москва); применение электронной подписи при заключении договоров поручительства со стороны кредитной организации, РГО и субъекта МСП (г. Москва);
- организация кампаний по продвижению целевой продуктовой линейки, направленных на информирование субъектов МСП и финансовых организаций о возможностях и способах получения гарантийной поддержки: адресные рассылки потенциальным заемщикам с информацией об условиях предоставления гарантийной поддержки (Ленинградская область); проведение на регулярной основе информационных кампаний в целях продвижения гарантийных продуктов РГО (Ленинградская область, Ростовская область, Забайкальский край); проведение РГО обучающих мероприятий для финансовых организаций по условиям предоставления гарантийной поддержки (Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Тюменская область, Республика Крым, г. Санкт-Петербург); участие РГО в разработке внутренних документов банков-партнеров, регламентирующих деятельность в сфере кредитования МСП, в том числе пошаговых инструкций и методических рекомендаций (г. Санкт-Петербург);
- расширение партнерской сети и позиционирование РГО: формирование разветвленной сети финансовых организаций-партнеров (Республика Крым); включение в состав коллегиальных органов, в компетенцию которых входит рассмотрение обращений за гарантийной поддержкой, представителей отраслевых ведомств, некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (Калужская область, Алтайский край);
- оптимизация процесса размещения временно свободных денежных средств РГО путем использования для проведения торгов электронной площадки (Калининградская область).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей