Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2002 N КАС02-230 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 01.04.2002 N ГКПИ01-1709, которым были признаны недействующими абзац третий пункта 2 и абзац второй пункта 12 Инструкции Банка России от 29.06.1992 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации">
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Нечаева В.И.,
Анохина В.Д.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 мая 2002 года гражданское дело по жалобе некоммерческого партнерства "Московская фондовая биржа" на абзац 3 пункта 2 и абзац 2 пункта 12 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" по кассационной жалобе Банка России на решение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2002 года, которым заявленное требование удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Центрального банка РФ Баренбойма П.Д., Голубева С.А. и Пауничева А.Е., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей заявителя - Хейло Д.Л., Волковой А.А., Черепанова А.В. и Мамонтова А.Н., возражавших против кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей решение Верховного Суда РФ подлежащим отмене, Кассационная коллегия
Центральный банк Российской Федерации Приказом от 29 июня 1992 г. N 02-104А утвердил Инструкцию "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (в ред. письма ЦБ РФ от 15.09.1992 N 17, телеграммы ЦБ РФ от 31.12.1992 N 286-92, писем ЦБ РФ от 28.06.1993 N 41, от 05.04.1994 N 84, от 21.06.1994 N 94, от 29.07.1994 N 101, от 26.06.1995 N 178; Приказа ЦБ РФ от 17.07.1997 N 02-311, Указаний ЦБ РФ от 11.09.1998 N 347-У, от 07.12.1998 N 437-У, от 31.12.1998 N 476-У, от 13.01.1999 N 482-У, от 18.06.1999 N 580-У) (далее Инструкция).
Абзацем третьим пункта 2 и абзацем вторым пункта 12 указанной Инструкции предусмотрено соответственно:
- обязательная продажа части экспортной валютной выручки юридического лица осуществляется по поручению последнего через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России, либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации - по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, если иное не установлено Банком России;
- в течение трех рабочих дней от даты зачисления на лицевой счет иностранной валюты (включая день зачисления) уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России.
Некоммерческое партнерство "Московская фондовая биржа" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными приведенных положений Инструкции, с момента их принятия, ссылаясь на то, что этими правовыми нормами незаконно ограничена возможность обязательной продажи части экспортной валютной выручки юридического лица по поручению последнего через уполномоченные банки непосредственно другим уполномоченным банкам, минуя межбанковские валютные биржи.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Центральный банк Российской Федерации ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о несоответствии оспоренных положений Инструкции в части требованиям Закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Статья 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Эти конституционные принципы нашли свое отражение и развитие в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии со ст. 1 которого гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в ведении Российской Федерации.
По этим предметам ведения Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований заявителя, Верховный Суд РФ обоснованно исходил из того, что оспоренные положения подзаконного нормативно - правового акта Центрального банка Российской Федерации противоречат нормам федерального законодательства.
При этом ссылку в кассационной жалобе на особые функции по защите и обеспечению устойчивости рубля Центрального банка Российской Федерации, которыми он наделен в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации, Кассационная коллегия полагает несостоятельной, поскольку данная норма Конституции РФ не содержит указания на то, что действия Центрального банка Российской Федерации по осуществлению таких особых функций могут противоречить соответствующему закону.
Анализируя вышеприведенные нормы Конституции РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что Центральный банк Российской Федерации не вправе издавать нормативные правовые акты, не соответствующие федеральным законам, или изменять их содержание.
В соответствии со статьей 141 ГК РФ порядок совершения сделок с валютными ценностями, включая иностранную валюту, определяется Законом о валютном регулировании и валютном контроле.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 9 октября 1992 года N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 29.12.1998 N 192-ФЗ, от 05.07.1999 N 128-ФЗ, от 31.05.2001 N 72-ФЗ, от 08.08.2001 N 130-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ) покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
Сделки купли - продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.
Покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается.
Данная норма Закона, устанавливая ограниченный круг уполномоченных банков, имеющих право на покупку и продажу иностранной валюты, со всей определенностью предусматривает право хозяйствующих субъектов совершать сделки купли - продажи иностранной валюты по своему выбору либо непосредственно между уполномоченными банками, либо через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.
Довод Центрального банка Российской Федерации о том, что норма статьи 4 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" является общей, а в отношении обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки резидентами действует отличная от этой общей нормы специальная норма пункта 5 статьи 6 этого же Закона, основан на ошибочном толковании указанных правовых норм и обоснованно признан судом неубедительным.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации.
Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации.
Из содержания п. 5 статьи 6 данного Закона следует, что законодатель в отношении обязательной продажи экспортной валютной выручки предоставил Центральному банку Российской Федерации полномочия по определению процедуры осуществления такой продажи, а не по установлению новых форм, отличных от общих правил покупки и продажи иностранной валюты, либо по исключению установленных законом форм покупки и продажи в Российской Федерации.
Не установлены отличные от общих правил покупки и продажи иностранной валюты правила и в Указе Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", в соответствии с пунктом 2 которого экспортная валютная выручка предприятий, учреждений и организаций подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 года N 334 "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки" экспортная выручка подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через банки и другие кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют по отношению к рублю на день продажи валюты в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ.
Таким образом, Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и Указы Президента Российской Федерации N N 629 и 334 не содержат ограничений применения п. 2 ст. 4 Закона к регулированию отношений, возникающих в связи с совершением сделок купли - продажи иностранной валюты при обязательной продаже экспортной валютной выручки. Соответственно, Закон и Указы Президента Российской Федерации не содержат в себе норм о продаже валютной выручки исключительно на межбанковских валютных биржах либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что абзац 3 пункта 2 и абзац 2 пункта 12 Инструкции ЦБ РФ N 7 противоречит п. 2 ст. 4 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", поскольку указанными положениями Инструкции ограничивается установленное Законом право участников валютного рынка на покупку и продажу валюты через уполномоченные банки непосредственно другим уполномоченным банкам, в том числе и при осуществлении обязательной продажи экспортной валютной выручки, правомерен.
Довод в кассационной жалобе на то, что суд не дал надлежащей оценки ссылкам Банка России на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О, которым подтверждено, что Банк России осуществляет полномочия, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти и нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования, не может служить основанием для признания судебного решения незаконным.
Содержание определения Конституционного Суда РФ, на которое сослался Банк России, не позволяет сделать вывод о допустимости для Банка России реализовывать свои полномочия по определению порядка и условий обязательной продажи части экспортной валютной выручки без учета требований федеральных законов.
Довод в кассационной жалобе о том, что оспоренная Инструкция не затрагивает прав и законных интересов граждан, а следовательно, по мнению заявителя, суд неправильно применил ст. ст. 34, 55 Конституции РФ к возникшим правоотношениям между юридическими лицами, не может служить основанием к отмене решения суда.
Приведенные выше положения статьи Конституции РФ декларируют право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с п. 3.3 Устава некоммерческого партнерства "Московская фондовая биржа" Биржа вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
Поскольку в силу действующего гражданского законодательства (ст. ст. 49, 50 Гражданского кодекса РФ) граждане могут реализовывать свое право на занятие предпринимательской деятельностью посредством образования соответствующих юридических лиц, ссылка Верховного Суда РФ на ст. ст. 34, 55 Конституции РФ правомерна.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
В.И.НЕЧАЕВ
В.Д.АНОХИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей