постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2020 г. N 2204
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2024 N 1377)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, которым руководствуются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, институты инновационного развития при организации деятельности по осуществлению финансового обеспечения инновационного проекта, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования.
Понятия в настоящих Правилах используются в значениях, установленных Правилами оценки эффективности, особенностями определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемыми при проведении такой оценки критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее - постановление).
2. Настоящие Правила не применяются к неинвестиционным финансовым вложениям (расходам) института инновационного развития, за исключением грантов, предоставленных институтом инновационного развития за счет средств субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16.4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", а также инновационным проектам и (или) инвестиционным фондам, решения о начале финансового обеспечения, в том числе путем предоставления грантов, которых были приняты институтом инновационного развития, его дочерним обществом до вступления в силу постановления.
3. Настоящие Правила содержат базовые критерии оценки рисков реализации инновационного проекта и порядок принятия институтом инновационного развития решения о финансовом обеспечении инновационного проекта и учитывают уровень готовности разрабатываемой либо разработанной технологии в зависимости от вида научной и (или) научно-технической деятельности, перспективы коммерциализации инновации и (или) научной и (или) научно-технической продукции инновационного проекта, объем предполагаемого финансового обеспечения инновационного проекта, а также методы и инструменты управления рисками, в том числе мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля.
4. При принятии решений о финансовом обеспечении инновационного проекта за счет средств государственной поддержки, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования, институт инновационного развития проводит анализ указанного инновационного проекта на предмет соответствия следующим критериям:
а) соответствие уровня готовности разрабатываемой либо разработанной технологии и (или) технологического направления инновационного проекта инвестиционной направленности и сфере деятельности института инновационного развития, установленной уставом, и (или) стратегией (политикой), и (или) долгосрочной программой развития института инновационного развития;
б) требование эффективности (в том числе финансовой), предусматривающее обеспечение институтом инновационного развития проведения анализа ключевых целей инновационного проекта на их достижимость (включая финансовую эффективность: прогнозируемый диапазон доходности с учетом рисков, то есть с учетом угроз и возможностей, возможные диапазоны иных параметров, с учетом которых оценивается экономическая эффективность инновационного проекта), а также анализа размера предполагаемого финансирования в инновационный проект. Институт инновационного развития анализирует влияние принимаемого решения на достижение стратегических целей и задач института инновационного развития. По результатам такого анализа институтом инновационного развития принимаются инвестиционные решения;
в) наличие положительного планового (прогнозного) социально-экономического и (или) научно-технического результата (эффекта) от реализации инновационного проекта для экономики Российской Федерации.
5. При принятии институтом инновационного развития решений о финансовом обеспечении инновационного проекта, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования, направленного на развитие и формирование заделов в научной и (или) научно-технической деятельности, приобретение, разработку и внедрение новых технологий в Российской Федерации, целесообразно учитывать соответствие технологических направлений проекта приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, в том числе:
а) приоритетным направлениям науки, технологий и техники, а также перечню критических технологий, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";
б) направлениям, указанным в прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации, утверждаемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в) приоритетам и перспективам научно-технологического развития Российской Федерации, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2024 N 1377)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) различным направлениям развития науки, технологий и техники, выделенным в государственных программах Российской Федерации, национальных проектах и программах, Национальной технологической инициативе;
д) высокотехнологичным и наукоемким отраслям, утвержденным стратегией (политикой) института инновационного развития и (или) определенным приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 декабря 2017 г. N 832 "Об утверждении Методики расчета показателей "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации".
6. Целью управления рисками является обеспечение достижения целей использования средств государственной поддержки, в том числе путем выявления, оценки, приоритизации, управления и мониторинга рисков.
7. Институт инновационного развития, участвующий в реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, осуществляет процедуры управления рисками в соответствии с методикой оценки рисков реализации инновационного проекта, утвержденной уполномоченным органом института инновационного развития в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 16.4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - методика оценки рисков реализации инновационного проекта).
8. Управление рисками в институте инновационного развития, участвующем в реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, основывается на следующих принципах, порядок соблюдения которых устанавливается в методике оценки рисков реализации инновационного проекта:
а) управление рисками является неотъемлемой частью деятельности института инновационного развития, связанной с финансированием инновационных проектов;
б) институт инновационного развития придерживается баланса между расходами на управление рисками и возможными последствиями в случае их реализации;
в) управление рисками базируется на доступной информации, включая информацию за прошедшие периоды, аналитические материалы, прогнозы и прочие сведения;
г) управление рисками соответствует принципам, изложенным в международных и национальных стандартах по управлению рисками.
9. В рамках проведения оценки инновационных проектов, претендующих на получение средств государственной поддержки, институтом инновационного развития может проводиться оценка рисков в следующих сферах:
команда инновационного проекта;
рынок и внешние условия реализации инновационного проекта;
технологическая сфера (риски разрабатываемой технологии и возможности ее доведения до успешных образцов и требуемых следующих стадий инновационного проекта);
финансовые, юридические, регуляторные ("комплаенс-") риски инновационного проекта.
Исчерпывающий перечень рисков, оцениваемых институтом инновационного развития при принятии решения о реализации инновационного проекта за счет средств государственной поддержки, определяется им самостоятельно с учетом уровня готовности технологии, разработка и (или) использование которой предусмотрены в рамках инновационного проекта, объема и формы его финансового обеспечения, степени участия института инновационного развития в управлении инновационным проектом и иных особенностей и устанавливается локальным нормативным актом института инновационного развития, утвержденным уполномоченным органом института инновационного развития.
10. Базовыми критериями оценки рисков выступают:
а) целевой характер оценки рисков - оценка рисков осуществляется по отношению к конкретной цели проекта;
б) временной характер оценки - для проведения оценки должен быть выбран конкретный прогнозный период, в котором оценивается риск (финансовый год, квартал, месяц, а также периоды реализации стратегии института инновационного развития или ее отдельных этапов и иные);
в) результатно-ориентированный подход - результатом оценки рисков должна стать оценка влияния рисков на цель реализации проекта в следующем виде:
вероятность достижения цели с учетом оцениваемых рисков;
приоритизация рисков по их влиянию на конкретную цель.
11. В рамках управления рисками институт инновационного развития:
а) выявляет риски и оценивает вероятность влияния рисков на цели инновационного проекта в рамках инвестиционного процесса на всех этапах жизненного цикла проекта, в том числе на этапах принятия решения о финансовом обеспечении инновационного проекта и (или) об изменении ключевых параметров его реализации, а также в рамках осуществления мониторинга и контроля реализации проекта и принятия решений о выходе из проекта, руководствуясь (при необходимости) положениями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство";
б) разрабатывает мероприятия по предупреждению рисков на основании одного из следующих методов управления рисками:
уклонение от риска - отказ от совершения тех или иных действий, отказ от активов, характеризующихся высоким риском (применяется в исключительных случаях, если стоимость воздействия на риск слишком высока либо такое воздействие не приведет к снижению риска до приемлемого уровня, а также если риск невозможно или неэффективно передать третьей стороне);
снижение риска - воздействие на риск путем снижения вероятности реализации риска и (или) негативных последствий в случае реализации риска;
перенос (перераспределение) риска - передача или частичная передача риска другой стороне (например, путем заключения опционных договоров, договоров страхования, хеджирования, аутсорсинга и др.), позволяющая уменьшить негативное влияние на достижение целей института инновационного развития;
принятие риска - институт инновационного развития может принять решение о принятии риска и допустить возможное наступление неблагоприятных последствий риска с учетом необходимости соблюдения положений, установленных пунктами 26 и 27 Правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев, утвержденных постановлением.
12. Институт инновационного развития принимает решение об управлении тем или иным риском инновационного проекта в рамках методики оценки рисков реализации инновационного проекта, руководствуясь следующими критериями управления риском:
а) значимость или влияние риска на конкретные цели инновационного проекта;
б) оценка требуемых ресурсов на управление риском (включая финансовые, кадровые, юридические, организационные и другие);
в) эффективность предлагаемого метода управления риском.
13. Институт инновационного развития может использовать различные инструменты управления рисками, в том числе:
планирование, в рамках которого определяются мероприятия и сроки их реализации, в которые могут войти мероприятия, осуществляемые как до, так и после того, как риск реализуется;
контроль, в рамках которого организуются процедуры контроля за исполнением запланированных мероприятий по управлению рисками;
организация, в рамках которой определяются ответственные за выполнение запланированных мероприятий по управлению рисками;
иные инструменты в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство" (при необходимости).
Инструменты управления рисками реализуются согласно методике оценки рисков реализации инновационного проекта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей