постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2020 г. N 2204
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ" В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСКОРЕННУЮ РАЗРАБОТКУ
И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
"ИНВЕСТИЦИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ"
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ" В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСКОРЕННУЮ РАЗРАБОТКУ
И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
"ИНВЕСТИЦИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ"
Список изменяющих документов
(введены Постановлением Правительства РФ от 15.06.2023 N 986)
1. Настоящий документ устанавливает особенности осуществления государственной поддержки инновационной деятельности посредством участия государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ) в финансовом обеспечении реализации инновационных проектов, обеспечивающих ускоренную разработку и внедрение перспективных технологий, в рамках программы "Инвестиции в технологических лидеров" (далее соответственно - инновационные проекты, Программа), определяет условия и допустимые формы финансового обеспечения ВЭБ.РФ инновационных проектов, а также особенности оценки эффективности использования средств, направляемых ВЭБ.РФ на государственную поддержку инновационной деятельности.
Понятия, используемые в настоящем документе, имеют значения, установленные Правилами оценки эффективности, особенностями определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемыми при проведении такой оценки критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Правила оценки эффективности, постановление Правительства Российской Федерации N 2204).
2. В отношении государственной поддержки инновационной деятельности посредством участия ВЭБ.РФ в финансовом обеспечении реализации инновационных проектов в рамках Программы:
а) положения Правил оценки эффективности, Правил определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки и Положения о проведении экспертиз, осуществлении мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, мониторинге и контроле целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта, а также условий и допустимых форм финансового обеспечения инновационного проекта за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 2204, применяются в части, не противоречащей настоящему документу;
б) не применяются положения подпункта "в" пункта 23 Правил оценки эффективности и подпункта "а" пункта 4 Правил определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 2204;
в) проведение экспертиз инновационного проекта и осуществление мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, мониторинга и контроля целевого расходования средств, анализа ключевых целей инновационного проекта на их достижимость и иных предусмотренных документами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 2204, процедур могут быть частично возложены ВЭБ.РФ на специализированные организации, включая юридическое лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа "портфельной" компании (далее - управляющая организация), и управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 8 настоящего документа.
3. ВЭБ.РФ осуществляет финансовое обеспечение реализации инновационных проектов в рамках Программы в качестве формы государственной поддержки инновационной деятельности за счет собственных средств (капитала) ВЭБ.РФ и бюджетных средств в случае их предоставления ВЭБ.РФ на основании решений Правительства Российской Федерации на цели государственной поддержки инновационной деятельности.
Лимит средств, направляемых на финансирование Программы, устанавливается наблюдательным советом ВЭБ.РФ в размере, не превышающем 7 процентов размера собственных средств (капитала) ВЭБ.РФ, определенного по состоянию на 1-й день месяца, предшествующего месяцу, в котором принимается решение об установлении указанного лимита. Наблюдательный совет ВЭБ.РФ при утверждении лимита средств, направляемых на финансирование Программы, утверждает цели и задачи, а также основные направления предоставления государственной поддержки инновационной деятельности путем финансового обеспечения, осуществляемого в рамках Программы, учитываемые в составе критерия целевого характера использования (расходования) средств государственной поддержки, предусмотренного пунктом 40 Правил оценки эффективности.
В рамках Программы ВЭБ.РФ осуществляет финансовое обеспечение реализации инновационных проектов при условии, что осуществление такого финансового обеспечения не приводит к снижению значения коэффициента достаточности капитала ВЭБ.РФ до значения порогового уровня достаточности капитала, установленного в соответствии с Правилами формирования утвержденного капитала государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" путем внесения дополнительных имущественных взносов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 1611 "Об уставном капитале государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", или ниже такого значения.
Приемлемые для ВЭБ.РФ с учетом принципа интегральности уровни доходности и рисков при осуществлении финансового обеспечения реализации инновационных проектов в рамках Программы определяются методикой оценки рисков реализации инновационного проекта, утвержденной уполномоченным коллегиальным органом ВЭБ.РФ в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 16.4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
4. В рамках Программы ВЭБ.РФ осуществляет финансовое обеспечение реализации инновационных проектов путем:
а) предоставления ВЭБ.РФ финансирования одной или нескольким "портфельным" компаниям путем приобретения акций (долей) в уставном капитале "портфельных" компаний, а также путем предоставления "портфельным" компаниям кредитов (займов, в том числе конвертируемых), которые одновременно соответствуют следующим условиям:
100 процентов акций (долей) в уставном капитале "портфельной" компании принадлежит или будет принадлежать ВЭБ.РФ и (или) организациям, перечень которых предусмотрен пунктом 13 части 4 статьи 3 Федерального закона "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", и (или) институтам развития, определенным решением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 5.1 статьи 3 указанного Федерального закона, и (или) управляющей организации. При этом количество акций (долей) управляющей организации в уставном капитале соответствующей "портфельной" компании не может превышать 5 процентов;
функции единоличного исполнительного органа "портфельной" компании, за исключением "портфельной" компании, 100 процентов акций (долей) в уставном капитале которой принадлежит ВЭБ.РФ, осуществляются управляющей организацией, соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 8 настоящего документа;
б) приобретения ВЭБ.РФ паев паевых инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 8 настоящего документа, либо управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, 100 процентов акций (долей) в уставном капитале которой принадлежит ВЭБ.РФ;
в) приобретения ВЭБ.РФ акций (долей) в уставном капитале российских хозяйственных обществ, реализующих инновационные проекты и не соответствующих условиям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, а также предоставления таким обществам финансирования в формах, предусмотренных подпунктами "б" (в части договора инвестиционного товарищества), "в" и "е" пункта 2 условий и допустимых форм финансового обеспечения инновационного проекта за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 2204. ВЭБ.РФ совершает указанные сделки в порядке и на условиях, которые определяются решениями наблюдательного совета ВЭБ.РФ по результатам экспертизы инновационного проекта, проводимой с учетом порядка проведения экспертизы, установленного ВЭБ.РФ.
5. Дополнительным критерием эффективности использования средств, направляемых ВЭБ.РФ на государственную поддержку инновационной деятельности в рамках Программы, наряду с критериями, предусмотренными подпунктами "а" и "б" пункта 23 Правил оценки эффективности, является обеспечение суммы справедливой стоимости активов, составляющих всю совокупность (портфель) инновационных проектов, формируемый "портфельными" компаниями, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых приобретаются ВЭБ.РФ, и ВЭБ.РФ в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего документа, а также возвращенных ВЭБ.РФ в процессе реализации инновационных проектов и (или) по результатам реализации инновационных проектов денежных средств и активов, оцениваемых по справедливой стоимости, в размере не менее размера средств, направленных на формирование этого портфеля, в период, исчисляемый со дня, в котором истекает 7 лет со дня установления наблюдательным советом ВЭБ.РФ лимита средств, направляемых на финансирование Программы, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 настоящего документа, до дня завершения реализации последнего инновационного проекта в рамках Программы. Оценка стоимости активов, составляющих портфель инновационных проектов, по истечении указанного в настоящем пункте срока проводится не реже одного раза в год.
6. В рамках настоящей Программы ВЭБ.РФ осуществляет финансовое обеспечение реализации инновационных проектов, соответствующих в совокупности следующим условиям:
а) инновационный проект реализуется на территории Российской Федерации. Реализация инновационного проекта, направленного на осуществление экспорта российских технологий, может осуществляться на территории Российской Федерации и (или) за рубежом, за исключением территорий иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия;
б) уровень готовности технологии инновационного проекта должен быть не ниже 4-го уровня;
в) совокупный размер финансового обеспечения реализации инновационного проекта, осуществляемого ВЭБ.РФ, не должен превышать 50 процентов полной стоимости инновационного проекта, определяемой как сумма всех затрат на реализацию инновационного проекта (без учета процентов по кредитам (займам);
г) доля участия в уставном капитале каждого хозяйственного общества, реализующего инновационный проект, принадлежащая "портфельным" компаниям, которым ВЭБ.РФ предоставляется финансирование, и (или) составляющая имущество паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых приобретаются ВЭБ.РФ, и (или) входящая в состав общего имущества товарищей по договору инвестиционного товарищества, заключаемому ВЭБ.РФ либо "портфельной" компанией, в совокупности не должна превышать 50 процентов;
д) математическое ожидание доходности каждого отдельного инновационного проекта при принятии "портфельной" компанией, управляющей компанией паевого инвестиционного фонда решения об участии в его реализации или при принятии ВЭБ.РФ решения в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего документа должно быть не ниже нормы доходности совокупного размера финансового обеспечения ВЭБ.РФ реализации инновационных проектов. Математическое ожидание доходности инновационного проекта определяется как сумма произведений вероятностей получения доходности по результатам реализации инновационного проекта и возможных вариантов ожидаемой доходности по результатам реализации инновационного проекта. Порядок расчета математического ожидания доходности инновационных проектов, определения вероятности получения доходности в результате реализации инновационных проектов и норма доходности совокупного размера финансового обеспечения ВЭБ.РФ реализации инновационных проектов устанавливаются методикой оценки рисков реализации инновационного проекта, предусмотренной абзацем четвертым пункта 3 настоящего документа;
е) инновационный проект соответствует отраслевым направлениям финансирования, в которых планируется реализация инновационных проектов, определенным документом, утверждаемым уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ.
7. Хозяйственные общества, реализующие инновационные проекты, соответствующие условиям, указанным в пункте 6 настоящего документа, по состоянию на дату не ранее чем за 30 дней до даты совершения сделки по приобретению акций (долей) в уставном капитале или заключения договора инвестиционного товарищества либо совершения сделки по предоставлению ВЭБ.РФ финансового обеспечения реализации инновационных проектов на возвратной основе в соответствии с пунктом 4 настоящего документа должны соответствовать следующим требованиям:
а) непроведение ликвидации юридического лица, отсутствие в отношении него возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
б) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на сумму, превышающую 500 тыс. рублей;
в) отсутствие просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
г) хозяйственное общество, реализующее инновационный проект, не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорные компании), а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов. При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российского юридического лица не учитываются прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ.
8. Управляющая организация и управляющая компания паевого инвестиционного фонда должны соответствовать следующим требованиям:
а) осуществление не менее чем в течение 3 лет деятельности в качестве управляющей компании паевого инвестиционного фонда либо в качестве лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа коммерческой организации, целью деятельности которой является финансирование инновационных проектов, либо в качестве уполномоченного управляющего товарища по договору инвестиционного товарищества;
б) наличие опыта совершения сделок, направленных на прекращение участия в инвестиционных проектах, путем продажи акций (долей) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации либо инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, погашения займов, размещения дополнительных акций или иного увеличения уставного (складочного) капитала коммерческой организации во исполнение договора конвертируемого займа с последующей продажей приобретенных акций (долей) в уставном (складочном) капитале. При этом средняя внутренняя норма доходности по указанным сделкам, количество указанных сделок и общая стоимость и (или) доля указанных сделок в совокупной сумме всех сделок, связанных с осуществлением инвестиций, совершенных управляющей организацией (управляющей компанией паевого инвестиционного фонда), должны соответствовать уровню (значениям), установленным ВЭБ.РФ;
в) наличие штата работников в составе не менее 5 человек, имеющих высшее экономическое, юридическое образование и (или) высшее образование в сфере (сферах), соответствующих отраслевым направлениям финансирования, определенным в соответствии с подпунктом "е" пункта 6 настоящего документа, и опыт работы в соответствующих сферах не менее 3 лет;
г) стоимость активов (инвестиционного портфеля), находящихся под управлением управляющей организации или управляющей компании паевого инвестиционного фонда, составляет не менее 3 млрд. рублей;
д) наличие опыта совершения не менее 3 сделок, связанных с финансированием инновационных проектов;
е) иные требования, установленные документом, утверждаемым уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ.
9. Порядок отбора ВЭБ.РФ управляющих организаций и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, включая требования к управляющим организациям и управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов, устанавливается документом, утверждаемым уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ.
10. При приобретении акций (долей) в уставном капитале "портфельной" компании между ВЭБ.РФ и "портфельной" компанией заключается соглашение, в котором предусматриваются:
а) обязательство "портфельной" компании осуществлять финансирование инновационных проектов, соответствующих условиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, в соответствии с положениями настоящего документа, а также требованиями документов, утверждаемых уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ, в том числе осуществлять отбор инновационных проектов и проведение экспертизы инновационных проектов при совершении "портфельной" компанией сделок, направленных на финансовое обеспечение инновационных проектов, с учетом оценки уровня рисков и принимать решения о прекращении участия в инвестиционных проектах, направленных на минимизацию убытков;
б) осуществление ВЭБ.РФ мониторинга (контроля) за соблюдением "портфельной" компанией соглашения, в том числе путем участия представителей ВЭБ.РФ в органах управления "портфельной" компании в случаях и порядке, которые установлены документом, утверждаемым уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ;
в) обязательство "портфельной" компании представлять ВЭБ.РФ информацию и документы, подтверждающие исполнение обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, иную информацию для проведения мониторинга и оценки эффективности осуществляемого ВЭБ.РФ финансового обеспечения реализации инновационных проектов, а также порядок представления указанных информации и документов;
г) право "портфельной" компании оплачивать связанные с осуществлением "портфельной" компанией финансирования инновационных проектов административно-хозяйственные расходы, включая вознаграждение управляющей организации в виде фиксированной суммы, и (или) доли среднегодовой стоимости чистых активов "портфельной" компании, и (или) доли прибыли "портфельной" компании, за счет предоставленного финансирования в рамках предельных размеров средств, и (или) доли среднегодовой стоимости чистых активов, и (или) доли прибыли, установленных уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ.
11. В случае приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов между ВЭБ.РФ и управляющей компанией паевого инвестиционного фонда заключается соглашение, предусматривающее:
а) обязанность управляющей компании паевого инвестиционного фонда осуществлять финансирование инновационных проектов, соответствующих условиям, установленным пунктом 6 настоящего документа, в соответствии с положениями настоящего документа, а также с требованиями документов, утверждаемых уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ, в том числе осуществлять отбор инновационных проектов и проведение экспертизы инновационных проектов при совершении управляющей компанией паевого инвестиционного фонда сделок, направленных на финансовое обеспечение инновационных проектов, с учетом оценки уровня рисков и принимать решения о прекращении участия в инвестиционных проектах, направленных на минимизацию убытков;
б) осуществление ВЭБ.РФ мониторинга (контроля) за соблюдением управляющей компанией паевого инвестиционного фонда соглашения, предусмотренного настоящим пунктом, в том числе путем участия представителей ВЭБ.РФ в органах управления управляющей компании паевого инвестиционного фонда в случаях и порядке, которые установлены документом, утверждаемым уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ;
в) порядок представления управляющей компанией паевого инвестиционного фонда ВЭБ.РФ информации и документов, подтверждающих исполнение требований соглашения, а также иной информации для проведения мониторинга и оценки эффективности осуществляемого ВЭБ.РФ финансового обеспечения реализации инновационных проектов.
12. Правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого приобретаются ВЭБ.РФ в соответствии с настоящим документом, должны соответствовать следующим требованиям:
а) в перечень объектов инвестирования, предусмотренный инвестиционной декларацией, включены акции (доли) в уставном капитале хозяйственных обществ, реализующих инновационные проекты;
б) размер расходов управляющей компании паевого инвестиционного фонда не превышает предельного размера, установленного уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ;
в) вознаграждение управляющей компании паевого инвестиционного фонда, выплачиваемое в виде фиксированной суммы и (или) доли среднегодового прироста стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда (доли дохода от доверительного управления паевым инвестиционным фондом), не превышает предельного размера средств и (или) предельной доли, установленных уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ.
13. Уполномоченным коллегиальным органом управления ВЭБ.РФ устанавливаются порядок отбора "портфельными" компаниями, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и ВЭБ.РФ соответствующих инновационных проектов и проведения экспертизы с учетом оценки уровня рисков, а также правила принятия "портфельными" компаниями, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и ВЭБ.РФ соответствующих решений о прекращении участия в инвестиционных проектах, направленных на минимизацию убытков.
14. Срок представления конечным получателем государственной поддержки в ВЭБ.РФ отчета и документов, подтверждающих обоснованность произведенных в рамках Программы расходов в соответствии с абзацем третьим части 3 статьи 16.4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", составляет 180 дней со дня завершения этапа реализации инновационного проекта (достижения запланированных результатов реализации инновационного проекта).
15. В случае выявления факта нарушения управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, и (или) "портфельной" компанией, и (или) конечным получателем государственной поддержки целей использования (расходования) средств государственной поддержки в рамках Программы срок, предусмотренный пунктом 19 Положения о проведении экспертиз, осуществлении мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, мониторинге и контроле целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 2204, в течение которого должен быть обеспечен возврат размера выявленного нецелевого использования (расходования) средств государственной поддержки, составляет не более 180 рабочих дней.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей