постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2020 г. N 2204
1. Настоящее Положение определяет требования к проведению экспертиз, осуществлению мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, а также порядок мониторинга и контроля целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта.
2. Настоящее Положение применяется при принятии и реализации институтом инновационного развития решений об осуществлении финансового обеспечения реализации инновационного проекта за счет средств государственной поддержки, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования.
Понятия в настоящем Положении используются в значениях, установленных Правилами оценки эффективности, особенностями определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемыми при проведении такой оценки критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее - постановление).
3. Пункты 4 - 18 настоящего Положения не применяются к неинвестиционным финансовым вложениям (расходам) института инновационного развития, за исключением грантов, предоставленных институтом инновационного развития за счет средств субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16.4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", а также к инновационным проектам и (или) инвестиционным фондам, решения о начале финансового обеспечения, в том числе путем предоставления грантов, которых были приняты институтом инновационного развития, его дочерним обществом до вступления в силу постановления.
4. В целях обеспечения мониторинга и контроля реализации инновационных проектов, мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки в институте инновационного развития обеспечивается функционирование основанной на использовании наилучших доступных практик и стандартов корпоративного управления системы корпоративного управления, которая может предусматривать наличие следующих органов и осуществляемых ими процедур или части указанных органов и процедур (если применимо):
уполномоченные органы института инновационного развития, осуществляющие в том числе рассмотрение и принятие решения о финансовом обеспечении инновационного проекта (в порядке, определяемом локальными нормативными актами института инновационного развития);
комитет по аудиту или иной орган при уполномоченном органе института инновационного развития, к задачам которого относится в том числе осуществление контроля за эффективностью функционирования системы внутреннего контроля, управления рисками и системы корпоративного управления института инновационного развития;
ревизионная комиссия, осуществляющая контроль за финансово-хозяйственной деятельностью института инновационного развития;
комитет по стратегии или иной орган при уполномоченном органе института инновационного развития, к основным задачам которого относятся подготовка и рассмотрение рекомендаций по вопросам стратегического развития института инновационного развития;
инвестиционный комитет или иной орган при уполномоченном органе института инновационного развития, осуществляющий рассмотрение инновационных проектов и параметров их реализации;
службы внутреннего аудита и внутреннего контроля, управления рисками и иные.
Состав уполномоченных органов института инновационного развития и формируемых при них рекомендательных (совещательных) органов в рамках системы корпоративного управления определяется институтом инновационного развития самостоятельно исходя из особенностей осуществляемой инновационной деятельности, организационно-правовой формы и устанавливается локальными нормативными актами института инновационного развития.
В рамках указанной системы может формироваться система отчетности, включая отчетность, представляемую уполномоченным органам института инновационного развития различного уровня, отчетность, подтвержденную независимыми аудиторами, управленческую отчетность, публичную отчетность и иные виды отчетности. Объем, характер, формы и регулярность представления отчетности устанавливаются институтом инновационного развития самостоятельно с учетом особенностей как самого института инновационного развития, так и реализуемых при его поддержке инновационных проектов, включая стадию их реализации, уровень готовности технологии, объем и форму финансового обеспечения, уровень рисков и иные особенности.
5. Основными задачами мониторинга и контроля реализации инновационного проекта являются:
наблюдение за ходом реализации инновационного проекта, реализуемого с использованием средств государственной поддержки;
выявление рисков проекта на этапе реализации (определяются внутренние или внешние события и (или) условия, реализация которых может отразиться на достижении институтом инновационного развития целей реализации инновационного проекта), а также принятие решения об управлении тем или иным риском инновационного проекта в соответствии с Правилами определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, утвержденными постановлением, а также методикой оценки рисков реализации инновационного проекта, утвержденной уполномоченным органом института инновационного развития в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 16.4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике";
оценка достижения целевых показателей реализации инновационного проекта, на достижение которых предоставляются средства, указанных в соглашении между институтом инновационного развития, его дочерним обществом, или инвестиционным фондом, или "портфельной" компанией, или конечным получателем государственной поддержки о предоставлении средств государственной поддержки в целях реализации проекта.
Предметом мониторинга и контроля реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки являются:
ход реализации инновационного проекта;
риски, влияющие на возможность реализации и достижения целей инновационных проектов в установленные сроки;
достижение основных результатов реализации инновационного проекта "портфельной" компанией и (или) конечным получателем государственной поддержки.
6. Основной задачей мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки, предоставленных институтом инновационного развития, является обеспечение целевого использования (расходования) средств государственной поддержки в процессе реализации инновационного проекта посредством наблюдения (в том числе выборочного, с учетом устанавливаемых локальными нормативными актами института инновационного развития пороговых значений для осуществления наблюдения) за целевым характером использования (расходования) средств государственной поддержки.
Предметом мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки являются средства государственной поддержки, предоставленные институтом инновационного развития в рамках реализации инновационного проекта.
7. Основными требованиями к осуществлению мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, а также мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки при реализации инновационных проектов являются:
а) соблюдение прав и законных интересов всех участников реализации инновационного проекта;
б) разумная детализация и объем отчетной информации;
в) оперативность, разумность и прозрачность реализации процедур мониторинга и контроля.
8. Если институт инновационного развития предоставил средства государственной поддержки на реализацию инновационного проекта, в финансовом обеспечении которого используются также иные источники финансирования, мониторинг и контроль целевого использования (расходования) средств осуществляются институтом инновационного развития в объеме предоставленных средств государственной поддержки данного инновационного проекта (портфеля проектов).
9. Если институт инновационного развития или инвестиционный фонд, созданный с его участием, не является контролирующим лицом (участником) "портфельной" компании, реализующей инновационный проект, мониторинг и контроль реализации инновационных проектов, а также мониторинг и контроль целевого расходования средств государственной поддержки при реализации инновационных проектов осуществляются в соответствии с правами, предоставленными институту инновационного развития в качестве акционера (участника, пайщика, товарища), предусмотренными законодательством Российской Федерации, и в порядке, установленном локальными нормативными актами института инновационного развития, а также (при наличии) договором с "портфельной" компанией о предоставлении средств государственной поддержки.
10. В рамках процедур, предусмотренных системой корпоративного управления института инновационного развития, и системы отчетности, которые установлены его локальными нормативными актами, а также (при наличии) договором с "портфельной" компанией о предоставлении средств государственной поддержки, институт инновационного развития получает отчетную информацию от "портфельных" компаний и (или) конечных получателей государственной поддержки о ходе реализации инновационного проекта, включая сведения об использовании (расходовании) средств государственной поддержки, требования к составу, сроки и порядок представления которой определяются в рамках процедур системы корпоративного управления института инновационного развития и (или) могут быть установлены соответствующими договорами (соглашениями) о предоставлении средств государственной поддержки либо локальными нормативными актами института инновационного развития, при необходимости исходя из особенностей, в том числе:
а) уровня готовности технологии, разработка и (или) использование которой предусмотрены в рамках инновационного проекта;
б) рисков реализации инновационного проекта;
в) объема и форм финансового обеспечения инновационного проекта за счет средств государственной поддержки;
г) стадии реализации инновационного проекта;
д) степени участия института инновационного развития в управлении инновационным проектом.
11. Инвестиционный фонд, в том числе управляющая компания инвестиционного фонда, и (или) дочернее общество, и (или) "портфельная" компания, получившие от института инновационного развития средства государственной поддержки на цели финансирования реализации инновационных проектов, представляют не реже одного раза в год в институт инновационного развития отчеты о результатах своей деятельности, в том числе информацию о ходе реализации инновационных проектов, включая сведения об использовании (расходовании) средств государственной поддержки, предоставленных институтом инновационного развития, требования к составу, сроки и порядок представления которой определяются в рамках системы корпоративного управления института инновационного развития и (или) могут быть установлены соответствующими договорами (соглашениями) о предоставлении средств государственной поддержки либо локальными нормативными актами института инновационного развития.
12. В ходе осуществления мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, а также мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки институт инновационного развития анализирует информацию, полученную от "портфельных" компаний и (или) конечных получателей государственной поддержки в рамках процедур, предусмотренных системой корпоративного управления института инновационного развития и договорами с "портфельными" компаниями о предоставлении средств государственной поддержки.
13. Данные, полученные от инвестиционных фондов, в том числе управляющих компаний инвестиционных фондов, и (или) дочерних обществ, и (или) "портфельных" компаний, и (или) конечных получателей государственной поддержки, признаются полными и достоверными, если по результатам последующих проверок инвестиционных фондов, в том числе управляющих компаний инвестиционных фондов, и (или) дочерних обществ, и (или) "портфельных" компаний, и (или) конечных получателей государственной поддержки институтом инновационного развития не будет выявлена неполнота и (или) недостоверность данных.
Инвестиционные фонды, в том числе управляющие компании инвестиционных фондов, и (или) дочерние общества, и (или) "портфельные" компании, и (или) конечные получатели государственной поддержки, получившие от института инновационного развития средства государственной поддержки, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за полноту и достоверность представленных сведений.
В ходе осуществления мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки инвестиционным фондом, в том числе управляющей компанией инвестиционного фонда, и (или) дочерним обществом, и (или) "портфельной" компанией, и (или) конечным получателем государственной поддержки, институт инновационного развития вправе руководствоваться заключением о целевом использовании средств, в том числе по результатам независимого аудита, представленным инвестиционным фондом, в том числе управляющей компанией инвестиционного фонда, и (или) дочерним обществом, и (или) "портфельной" компанией, и (или) конечным получателем государственной поддержки. В указанном случае расходы на реализацию инновационного проекта могут быть признаны обоснованными и не требующими дополнительной проверки.
14. По итогам анализа информации, и (или) отчетов, и (или) представленных документов, в том числе по запросу института инновационного развития, институт инновационного развития может принять решение о проведении дополнительной проверки деятельности инвестиционных фондов, в том числе управляющих компаний инвестиционных фондов, и (или) дочерних обществ, и (или) "портфельных" компаний, и (или) конечных получателей государственной поддержки, на предмет целевого характера и (или) эффективности расходования средств государственной поддержки, предоставленных на цели реализации и (или) дальнейшего финансирования инновационного проекта.
При этом оценка эффективности расходования средств государственной поддержки и проверка целевого характера их использования осуществляются институтом инновационного развития отдельно с формированием выводов по результатам оценки (проверки) по каждому из указанных предметов проверки и с учетом положений Правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев, утвержденных постановлением.
15. По запросу "портфельной" компании и (или) конечного получателя государственной поддержки, содержащему соответствующее обоснование, срок представления институту инновационного развития отчетов и документов в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 16.4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" может быть увеличен институтом инновационного развития до 120 рабочих дней со дня завершения этапа реализации инновационного проекта (достижения запланированных результатов инновационного проекта).
Порядок представления такой информации устанавливается локальными нормативными актами института инновационного развития. Институт инновационного развития вправе запрашивать в бумажной и (или) электронной форме копии документов, заверенные надлежащим образом, либо получить надлежащий электронный доступ к системе учета инвестиционных фондов, в том числе управляющих компаний инвестиционных фондов, и (или) дочерних обществ, и (или) "портфельных" компаний, и (или) конечных получателей государственной поддержки, либо получить доступ к иной информационной системе, содержащей информацию о конечном получателе государственной поддержки и инновационном проекте (завершении этапа реализации инновационного проекта, достижении запланированных результатов инновационного проекта), в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
16. По итогам анализа сведений, представленных в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения, институт инновационного развития не реже одного раза в год формирует для рассмотрения на заседании соответствующего органа из числа предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения отчет, содержащий в том числе основную информацию по портфелю инвестиционных финансовых вложений и по грантам, включая общие сведения (за период) об объемах финансирования инновационных проектов, прекращении участия в "портфельных" компаниях, и (или) инвестиционных фондах, и (или) в реализации инновационных проектов, фактических результатах реализации инновационных проектов.
17. В целях подтверждения корректности информации для включения в отчет и проведения независимого аудита портфеля инвестиционных финансовых вложений (при необходимости) институт инновационного развития может в порядке, установленном его локальными нормативными актами, привлекать независимых экспертов, специалистов, консультантов для оценки стоимости портфеля инвестиционных финансовых вложений, в том числе в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
18. Условия прекращения реализации инновационного проекта или прекращения участия института инновационного развития, его дочернего общества в инновационном проекте, реализуемом полностью или частично за счет средств государственной поддержки (в том числе условия прекращения участия в инвестиционных фондах), определяются решением уполномоченного органа института инновационного развития или уполномоченного им лица, уполномоченного органа его дочернего общества или уполномоченного им лица, за исключением случая, если прекращение реализации инновационного проекта происходит по основаниям, не зависящим от института инновационного развития, его дочернего общества.
19. Институт инновационного развития в случае выявления факта нарушения инвестиционным фондом, в том числе управляющей компанией инвестиционного фонда, и (или) дочерним обществом, и (или) "портфельной" компанией, и (или) конечным получателем государственной поддержки целей использования (расходования) средств государственной поддержки, указания недостоверных сведений в отчетности по инновационному проекту и представленных документах, уведомляет об этом инвестиционный фонд, в том числе управляющую компанию инвестиционного фонда, и (или) дочернее общество, и (или) "портфельную" компанию, и (или) конечного получателя государственной поддержки с указанием в уведомлении объема выявленного нецелевого использования (расходования) средств и требования о представлении дополнительных обоснований. В течение 30 рабочих дней со дня получения указанного уведомления инвестиционный фонд, в том числе управляющая компания инвестиционного фонда, и (или) дочернее общество, и (или) "портфельная" компания, и (или) конечный получатель государственной поддержки направляют в адрес института инновационного развития письменное обоснование целевого характера и объема произведенных расходов за счет средств государственной поддержки с приложением подтверждающих документов. В случае если институт инновационного развития не признал указанное обоснование, он уведомляет инвестиционный фонд, в том числе управляющую компанию инвестиционного фонда, и (или) дочернее общество, и (или) "портфельную" компанию, и (или) конечного получателя государственной поддержки о сроках, в течение которых должен быть обеспечен возврат объема выявленного нецелевого использования (расходования) средств государственной поддержки. Такой срок составляет не более 30 рабочих дней со дня получения указанного уведомления инвестиционным фондом, в том числе управляющей компанией инвестиционного фонда, и (или) дочерним обществом, и (или) "портфельной" компанией, и (или) конечным получателем государственной поддержки.
Неурегулированные разногласия между институтом инновационного развития, инвестиционным фондом, в том числе управляющей компанией инвестиционного фонда, и (или) дочерним обществом, и (или) "портфельной" компанией, и (или) конечным получателем государственной поддержки в сроки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, разрешаются в судебном порядке.
20. Полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета и их ответственность за осуществление институтом инновационного развития мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, в том числе целевого использования (расходования) средств, предоставляемых институтом инновационного развития на реализацию инновационного проекта, устанавливаются в договоре о предоставлении бюджетных инвестиций и (или) осуществлении взноса в уставный капитал, и (или) в правилах предоставления средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, принятых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и (или) договоре (соглашении) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей