Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

Таблица N 13

Вид транспорта

Максимальная величина, м

Примечание

проход

зазор

Рельсовый

0,7

0,2

Обделка тюбинговая, каменная, бетонная, железобетонная;

0,7

0,25

Временная деревянная крепь, рамные или арочные конструкции крепи из других материалов;

1

2

3

4

0,7

0

В околоствольных выработках на погрузочных (разгрузочных) пунктах и в местах сцепки (расцепок) вагонеток, а также в местах посадки людей в пассажирские вагоны на длине, определяемой проектном производства работ. Проход с двух сторон

Расстояние между осями путей на прямой и кривой должно быть таким, чтобы зазор между габаритами встречных рельсовых транспортных средств был не менее 0,2 м. Мероприятия по безопасному перемещению негабаритных грузов должны устанавливаться проектом производства работ.

808. Подвижной состав, рельсовый путь, путевые устройства, контактная сеть, устройства сигнализации, а также свободные проходы и зазоры должны не реже одного раза в месяц проверяться лицом технического надзора с записью в журнале осмотра крепи и состояния горных выработок.

Запрещается производить в подземных выработках ремонт подвижного состава, связанный с загрязнением воздуха (окраска, огневые работы).

809. Максимальная скорость движения рельсового подвижного состава по горизонтальным выработкам не должна превышать:

4 км/ч - при ручной откатке;

3,6 км/ч - при канатной откатке с бесконечным канатом;

5,4 км/ч - при откатке концевым канатом;

10 км/ч - при электровозной откатке.

Скорость движения подвижного состава на кривых участках пути, в околоствольных дворах, на стрелках и на участках, где проводятся какие-либо работы, не должна превышать 5 км/ч.

810. Сиденье машиниста в кабине электровоза должно иметь блокировку, исключающую управление машиной стоя.

При временном покидании кабины машинист обязан выключить двигатель, затормозить локомотив, снять рукоятку с контроллера и оставить фары включенными. Запрещается перевозка людей и грузов на локомотивах, не предназначенных для этих целей.

811. Места производства работ на пути должны ограждаться сигнальными знаками, устанавливаемыми на расстоянии не менее 80 м от места производства работ. Запрещается присоединять к пассажирским поездам вагонетки или платформы с материалами и оборудованием, перевозить в поездах с людьми взрывчатые, легковоспламеняющиеся и едкие вещества. Перед началом перевозки людей машинист локомотива должен произвести осмотр вагонеток, проверить исправность сцепных, сигнальных устройств и тормозов.

812. Схема укладки откаточных путей с размещением односторонних и перекрестных съездов должны быть разработаны с учетом длины, сечения выработок и технологии их сооружения. В выработках протяженностью более 500 м допускается укладка одного пути с устройством разъездов.

Запрещается эксплуатация рельсовых путей при зазорах между торцами рельсов, превышающих 5 мм, а также в выработках с уклоном более 0,01 градусов без установки устройств, исключающих возможность самокатного движения подвижного состава.

813. Радиус закругления кривых рельсового пути должен быть не менее семикратной длины наибольшей жесткой базы подвижного состава при скорости движения 5 км/ч и 10-кратной длины при скорости более 5 км/ч или при углах поворота более 90 градусов. Величина уширения колеи на участках кривых радиусом 8 - 10 м должна быть: 10 мм - при жесткой базе 600 мм; 10 - 15 мм при жесткой базе 800 мм; 20 - 25 мм при жесткой базе 1100 мм.

Величина превышения наружного рельса пути на участках кривых радиусом 8 м должна быть 20 мм при скорости движения 5 км/ч и 35 мм при скорости движения 10 км/ч, а на участках кривых радиусом 10 м - 15 мм при скорости движения 5 км/ч и 25 мм при скорости движения 10 км/ч.

814. Запрещается эксплуатация стрелочных переводов при:

сбитых и изогнутых в продольном и поперечном направлении или неплотно прилегающих к рамному рельсу и башмакам стрелочных остряках;

разъединенных стрелочных тягах;

замыкании стрелок с зазором более 4 мм между прижатыми остряком и рамным рельсом;

отсутствии фиксации положения стрелочных переводов;

открытых канавах стрелочных переводов.

815. Рельсы необходимо объединять в звенья посредством стяжек через 2,5 м. На прямых участках или на уклонах до 0,02 градусов должна устанавливаться одна распорка и одно противоугонное устройство на звено 10 м. На кривых радиусом менее 10 м или на уклоне более 0,02 градусов распорки и противоугонные устройства должны устанавливаться через 5 м.

Площадь поперечного сечения стяжек и распорок должна быть не менее 4 см2.

816. При откатке контактными электровозами откаточные рельсы в стыках, а также все элементы стрелочных переводов и крестовин должны соединяться, кроме накладок, перемычками, сопротивление которых должно быть эквивалентно сопротивлению медного провода сечением 50 мм2, длиной 520 - 560 мм. Концы перемычек должны быть приварены к подошве рельса с наружной стороны колеи.

817. Опрокидывающиеся кузова вагонеток должны иметь устройство, предотвращающее самопроизвольное опрокидывание.

818. Запрещается эксплуатация подвижного состава с неисправными ходовой частью, тормозами, сигнальными устройствами, электрооборудованием и выгнутыми наружу более чем на 50 мм стенками кузовов или других частей подвижного состава.

В выработках, оборудованных контактной сетью, запрещается эксплуатация локомотивов, в конструкции которых отсутствует крыша кабины машиниста.

819. Расстояние между вагонетками при ручной откатке должно быть не менее 10 м на путях с уклоном до 0,005 градусов и не менее 30 м - на путях с уклоном более 0,005 градусов.

820. Запрещается ручная откатка рельсовых транспортных средств весом более 2 т или требующих приложения усилий свыше 20 кг, а также любых транспортных средств на уклонах более 0,01 градусов. Остановленные на уклоне более 0,01 градусов подвижные единицы должны быть подторможены инвентарными башмаками. Длинномерные и негабаритные грузы необходимо транспортировать на специальных платформах с удлиненным жестким сцеплением при обязательном наличии боковых стоек и устойчивом размещении груза. При формировании состава между блокотюбинговозкой или "козой" и локомотивом должна находиться буферная вагонетка.

Запрещается погрузка и выгрузка длинномерных и негабаритных материалов и оборудования при включенном контактном проводе.

821. При движении подвижного состава запрещается:

проталкивание несцепленных составов;

прицепка к локомотиву платформ и вагонеток с длинномерными материалами, а также платформ или вагонеток, груженных выше габарита транспортного средства;

производить ручную сцепку и расцепку вагонеток, использовать в качестве сцепок отрезки троса, проволоки и другие подручные материалы;

проталкивание составов локомотивом с помощью упоров из досок, брусьев, а также использование для торможения и удержания подвижного состава на уклонах подручных средств.

822. При откатке локомотив должен находиться в голове состава.

Откатка локомотивом в хвосте состава должна осуществляться:

при уклонах до 0,005 градусов на расстояние не более 200 м;

при сооружении тоннелей механизированными тоннелепроходческими комплексами при условии разработки в проекте мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;

в тоннелях диаметром в свету 3,0 м и менее по всей длине выработки.

При этом скорость движения не должна превышать 4 км/ч с подачей звукового и светового сигнала.

823. Максимально возможный вес состава и число подвижных единиц в составе должны определяться в технологических решениях расчетом в зависимости от сцепного веса электровоза, условий торможения, уклона пути.

Тормозной путь состава на максимальном уклоне при перевозке грузов не должен превышать 40 м, а при перевозке людей - 20 м.

824. Контактная сеть должна быть секционирована разъединителями, расстояние между которыми не должно превышать 250 м. Секционные разъединители должны устанавливаться на всех ответвлениях контактного провода.

825. Оттяжки с обеих сторон контактного провода должны быть изолированы от держателя, при этом расстояние от держателя до каждого из изоляторов должно быть не более 0,3 м. Держатель контактного провода должен быть с изолированным болтом.

Крепление подвесок контактного провода к воздуховодам запрещается. Расстояние между контактным проводом и верхняком крепи, а также от токоприемника электровоза до крепи выработки и до выступающих частей оборудования и коммуникаций при жестком креплении провода должно быть не менее 0,2 м. Высота оттяжек контактного провода над настилом тротуара должна быть не менее 2,3 м.

826. Контактная сеть должна иметь устройства защиты от поражения людей электрическим током. Работа вблизи контактного провода должна выполняться в соответствии с требованиями по электробезопасности.

Локомотивы, работающие в выработках, должны быть оборудованы двух световой сигнализацией.

827. При ремонте контактной сети или ремонта железнодорожных путей необходимо снять напряжение, заземлить контактный провод и вывесить предупреждающие сигналы.

828. Откаточные рельсовые пути при работе аккумуляторных электровозов должны быть на всем протяжении заземлены. Расстояние между точками заземления не должно превышать 75 м.

829. Помещение зарядной (аккумуляторной) должно быть выполнено из огнестойких материалов, а полы и стены должны быть облицованы кислотоупорными материалами и обеспечено самостоятельной, не связанной с общей системой, приточно-вытяжной вентиляцией.

830. Рельсовые пути при работе аккумуляторных электровозов должны быть заземлены. Расстояние между точками заземления не должно превышать 75 м.

831. Для приготовления раствора электролита и заливки им аккумуляторов должны применяться приспособления, предохраняющие от разливания электролита. Рабочие должны снабжаться защитными очками, резиновыми перчатками и фартуками. Для оказания первой помощи при ожогах электролитом в зарядной камере должны храниться средства, нейтрализующие действие серной кислоты или щелочи.

Сопротивление изоляции одной батареи должно быть не менее 10 кОм. Запрещается ставить под зарядку неисправные или загрязненные аккумуляторные батареи.

832. Вокруг лебедки должен быть свободный проход для обслуживающего персонала шириной не менее 0,7 м. При откатке бесконечным канатом расстояние между вагонетками должно быть не менее 5 м. Для сцепления вагонеток между собой, а также для прикрепления их к канату должны применяться сцепки и прицепные устройства, не допускающие произвольного расцепления.