Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Осуществление проверки

68. Основанием и критерием принятия решения для начала осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов является подписанный Министром (его заместителем) приказ Министерства о назначении проверки и наличие утвержденной Министром (его заместителем) программы проверки саморегулируемой организации аудиторов.

69. Датой начала выездной проверки считается дата предъявления служебного удостоверения контролерами, обязательного ознакомления единоличного исполнительного органа (лица, им уполномоченного) саморегулируемой организации аудиторов с приказом Министерства о назначении проверки и вручения под роспись руководителем группы контролеров заверенной печатью Министерства копии приказа Министерства о назначении проверки единоличному исполнительному органу (лицу, им уполномоченному) саморегулируемой организации аудиторов.

Датой начала документарной проверки считается дата, указанная в приказе Министерства о назначении документарной проверки.

70. Датой окончания проверки считается день получения единоличным исполнительным органом (лицом, им уполномоченным) саморегулируемой организации аудиторов акта проверки.

В случае отказа единоличного исполнительного органа (лица, им уполномоченного) саморегулируемой организации аудиторов получить под роспись акт проверки датой окончания проверки считается день направления в проверенную саморегулируемую организацию аудиторов акта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной саморегулируемой организации аудиторов.

71. Проверка может быть завершена раньше срока, указанного в приказе Министерства о назначении проверки, в случае, если программа проверки выполнена полностью.

72. Основанием продления срока проведения проверки является необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований.

73. Продление сроков проверки осуществляется на основании мотивированного представления руководителя группы контролеров и оформляется приказом Министерства, который доводится до проверяемой саморегулируемой организации аудиторов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления саморегулируемой организации аудиторов.

74. Проведение проверки осуществляют контролеры, с привлечением экспертов или представителей экспертных организаций, включенные в приказ Министерства о проведении проверки.

75. В начале выездной проверки руководитель группы контролеров:

1) предъявляет служебное удостоверение единоличному исполнительному органу (лицу, им уполномоченному) саморегулируемой организации аудиторов;

2) ознакамливает единоличного исполнительного органа (лицо, им уполномоченное) саморегулируемой организации аудиторов с приказом Министерства о назначении выездной проверки;

3) вручает под роспись единоличному исполнительному органу (лицу, им уполномоченному) саморегулируемой организации аудиторов заверенную печатью копию приказа Министерства о назначении выездной проверки;

4) ознакамливает единоличный исполнительный орган (лицо, им уполномоченное) саморегулируемой организации аудиторов с программой выездной проверки, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю;

5) ознакамливает единоличный исполнительный орган (лицо, им уполномоченное) саморегулируемой организации аудиторов с группой контролеров;

6) ознакамливает единоличный исполнительный орган (лицо, им уполномоченное) саморегулируемой организации аудиторов с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке;

7) решает организационно-технические вопросы проведения выездной проверки.

76. В начале выездной проверки в течение одного рабочего дня контролеры предъявляют единоличному исполнительному органу (лицу, им уполномоченному) саморегулируемой организации аудиторов свои служебные удостоверения.

77. В ходе проверки проводятся процедуры контроля по изучению действий, совершенных проверяемой саморегулируемой организацией аудиторов в проверяемый период.

Процедуры контроля по документальному изучению проводятся по документам (включая финансовые, бухгалтерские, отчетные) проверяемой и иных организаций, связанных с предметом проверки, содержащим вопросы программы проверки, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

78. Процедуры контроля проводятся сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении процедуры контроля в отношении всей совокупности действий саморегулируемой организации аудиторов, относящихся к одному вопросу программы проверки.

Выборочный способ заключается в проведении процедуры контроля в отношении части действий саморегулируемой организации аудиторов, относящихся к одному вопросу программы проверки.

79. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения процедур контроля по каждому вопросу программы проверки принимается исходя из содержания вопроса программы выездной проверки, объема действий саморегулируемой организации аудиторов, относящихся к этому вопросу, и срока проверки. Объем выборки и ее состав определяются таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности действий саморегулируемой организации аудиторов по изучаемому вопросу.

80. При выборочном способе проведения процедур контроля контролеры:

1) определяют критерии выбора информационных данных из всей совокупности данных для оценки состояния всей совокупности (масштабы и динамика результатов деятельности, значимость в деятельности);

2) определяют вид выборочной проверки - на соответствие (выборочная проверка для тестирования процедур внутреннего контроля) и по существу (выборочная проверка соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов);

3) определяют размер выборки исходя из уровня существенности;

4) оценивают соблюдение процедур внутреннего контроля саморегулируемой организацией аудиторов;

5) оценивают достаточность, надежность и надлежащий характер собранных доказательств для формирования выводов по результатам проверки.

81. В ходе проверки по решению руководителя группы контролеров могут составляться акты по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки.

Акт по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки составляется членом группы контролеров, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем группы контролеров. Указанный акт предоставляется под роспись об ознакомлении должностному лицу проверяемой саморегулируемой организации аудиторов, ответственному за соответствующий участок работы проверяемой саморегулируемой организации аудиторов.

В случае отказа указанного должностного лица ознакомиться под роспись с актом в конце акта делается запись об отказе указанного лица от ознакомления с актом. К акту прилагаются возражения указанного должностного лица.

Акты по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки приобщаются к рабочей документации по проверке, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта проверки.

82. В случае, если выявленное в ходе проверки нарушение может быть скрыто либо по нему необходимо принять меры по незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт проверки, к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных и иных лиц проверяемой саморегулируемой организации аудиторов.

Промежуточный акт проверки оформляется в соответствии с типовой формой акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Промежуточный акт проверки подписывается членом группы контролеров, проводившим процедуры контроля по конкретному вопросу программы проверки, и руководителем группы контролеров. Промежуточный акт проверки предоставляется руководителем группы контролеров под роспись об ознакомлении единоличному исполнительному органу (лицу, им уполномоченному) саморегулируемой организации аудиторов.

В случае отказа единоличного исполнительного органа (лица, им уполномоченного) саморегулируемой организации аудиторов ознакомиться под роспись с промежуточным актом проверки в конце промежуточного акта проверки руководителем группы контролеров делается запись об отказе единоличного исполнительного органа (лица, им уполномоченного) саморегулируемой организации аудиторов от ознакомления с промежуточным актом проверки. К промежуточному акту проверки могут прилагаться возражения единоличного исполнительного органа (лица, им уполномоченного) саморегулируемой организации аудиторов.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.

83. При проведении проверки руководитель группы контролеров проводит с контролерами обсуждение промежуточных и итоговых результатов проверки, полученных выводов и предложений.

84. Контролеры должны вести рабочую документацию, которая должна составляться со степенью полноты и подробности, необходимой и достаточной для обеспечения доказательственного обоснования проведенной проверки и ее результатов. Объем рабочей документации по проверке определяется контролерами, которые руководствуются своим профессиональным мнением.

Рабочая документация по проверке должна включать:

1) документы, отражающие подготовку проверки, включая программу проверки;

2) сведения о сроках проведения и объеме проверки, а также ее результатах;

3) документы о выполнении отдельных процедур контроля с указанием исполнителей и времени выполнения;

4) копии документов проверяемой саморегулируемой организации аудиторов, в том числе подтверждающие выявленные нарушения и недостатки;

5) письменные заявления (объяснения), полученные от должностных лиц проверяемой саморегулируемой организации аудиторов;

6) документы, подтверждающие, что работа, выполненная контролерами, осуществлялась под наблюдением руководителя группы контролеров и (или) более квалифицированных контролеров.

В рабочей документации должно быть отражено обоснование всех существенных вопросов, по которым контролеру необходимо выразить профессиональное мнение, и представлено описание всех существенных фактов, известных контролеру на момент формирования такого мнения.

Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе проверки нарушения, заверяются подписью единоличного исполнительного органа (лица, им уполномоченного) и печатью проверенной саморегулируемой организации аудиторов.

85. Контролеры обязаны при проведении проверки получить доказательства, подтверждающие результаты проведенной проверки, которые включаются в рабочие документы по проверке, в соответствии с пунктом 84 настоящего Административного регламента.

К доказательствам относятся документы саморегулируемой организации аудиторов, отчетность проверяемой саморегулируемой организации аудиторов, результаты процедур контроля, проведенных в ходе проверки, письменные объяснения должностных лиц проверяемой саморегулируемой организации аудиторов, а также документы и сведения, полученные из достоверных источников.

86. В ходе проверки контролеры проводят необходимые процедуры контроля по сбору доказательств, подтверждающих результаты проведенной проверки путем:

1) интервьюирования (вербально-коммуникативный метод исследования, заключающийся в собеседовании контролера с должностными лицами и членами проверяемой саморегулируемой организации аудиторов по вопросам программы проверки);

2) сравнения (метод исследования, заключающийся в сопоставлении отдельных параметров исследуемого объекта с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов);

3) наблюдения (метод исследования, заключающийся в целенаправленной и организованной регистрации признаков исследуемого объекта);

4) экспертизы (метод исследования, заключающийся в предоставлении экспертных оценок в отношении исследуемого объекта);

5) анализа (метод исследования, заключающийся в рассмотрении отдельных сторон, свойств, составных частей исследуемого объекта);

6) оценки (метод исследования, заключающийся в рассмотрении отдельных сторон, свойств, составных частей исследуемого объекта и вынесения суждения в их отношении).

87. В ходе проверки руководителем группы контролеров должно осуществляться наблюдение за работой контролеров по мере проведения проверки до составления акта по результатам проверки.

Наблюдению подлежат:

1) работа каждого контролера независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;

2) работа всех контролеров на каждом этапе проверки.

88. В ходе наблюдения должна быть получена уверенность в соблюдении следующих критериев принятия решений:

1) контролеры имеют единое четкое понимание программы проверки;

2) рабочая документация содержит доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам выполнения процедур контроля;

3) все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам выполнения процедур контроля, обоснованы и подтверждены доказательствами;

4) все ситуации, связанные с ошибками, недостатками и необычными обстоятельствами, были надлежащим образом выявлены, задокументированы и разрешены либо на них было обращено внимание руководителя группы контролеров;

5) достигается цель проверки.

89. Взаимодействие между структурными подразделениями Министерства, их должностными лицами в ходе исполнения административной процедуры по осуществлению проверки не осуществляется.

90. Результатом исполнения административной процедуры осуществления проверки является:

1) промежуточный акт проверки;

2) акт по результатам проведения контрольных действий по отдельному вопросу программы проверки;

3) рабочая документация по проверке.

91. Способами фиксации результата выполнения административной процедуры осуществления проверки являются:

1) подписанный промежуточный акт проверки;

2) подписанный акт по результатам проведения контрольных действий по отдельному вопросу программы проверки;

3) оформленная рабочая документация по проверке.

Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществления проверки в электронной форме не предусмотрена.