Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

422. Ширина проезжей части внутрикарьерных дорог, продольные и поперечные уклоны, радиусы кривых в плане устанавливаются техническим проектом разработки месторождения, исходя из размеров и технических характеристик автомобилей и автопоездов.

423. Временные въезды в траншеи должны устраиваться так, чтобы вдоль них при движении транспортного средства оставался свободный проход шириной не менее 1,5 м с обеих сторон.

424. При уклонах дорог длиной более 600 м и более 60 промилле должны устраиваться площадки с уклоном до 20 промилле длиной не менее 50 м и не реже чем через каждые 600 м длины затяжного уклона.

425. В особо стесненных условиях, на дорогах внутри угольного разреза и отвалов, величину радиусов кривых в плане допускается принимать в размере не менее двух с половиной конструктивных радиусов разворотов транспортных средств наибольшей грузоподъемности, применяемых на данном участке, по переднему наружному колесу - при расчете на одиночный автомобиль и не менее трех с половиной конструктивных радиусов разворота - при расчете на тягачи с полуприцепами.

426. Проезжая часть автомобильной дороги внутри контура угольного разреза должна быть ограждена от призмы возможного обрушения предохранительным валом или защитной стенкой. Высота предохранительного вала или защитной стенки принимается не менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности эксплуатируемого на угольном разрезе автомобиля. Вертикальная ось, проведенная через вершину предохранительного вала, должна располагаться вне призмы обрушения.

427. Расстояние от внутренней бровки предохранительного вала (защитной стенки) до проезжей части должно быть не менее 0,5 диаметра колеса автомобиля максимальной грузоподъемности, эксплуатируемого на угольном разрезе.

428. В течение периода отрицательных температур автомобильные дороги, площадки, предназначенные для обслуживания, приема-сдачи смен, заправки топливом карьерных самосвалов должны очищаться от снега и льда и посыпаться противоскользящими материалами.

429. Запрещается использование автомобилей, не имеющих технической документации, выданной организацией-изготовителем и содержащей его основные технические и эксплуатационные характеристики.

430. На линию автомобили могут выпускаться только при условии, если все их агрегаты и узлы, обеспечивающие безопасность движения, а также безопасность других работ, предусмотренных технологией применения транспортных средств, находятся в технически исправном состоянии. Они должны также иметь запас горючего и комплект инструмента, предусмотренный организацией-изготовителем.

431. Находящиеся в эксплуатации карьерные самосвалы должны быть укомплектованы исправными средствами пожаротушения, двумя знаками аварийной остановки, медицинской аптечкой для оказания первой помощи, упорами для подкладывания под колеса, двумя зеркалами заднего вида, устройством блокировки (сигнализатором) поднятия кузова под ВЛ (для самосвалов грузоподъемностью 30 тонн и более), средствами связи (радиостанцией).

(п. 431 в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2024 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

432. Запрещается использование открытого огня для разогревания масел и воды. Угольные разрезы для этих целей должны быть обеспечены стационарными пунктами пароподогрева в местах стоянки автомобилей.

433. Водители автомобилей и самоходного технологического оборудования (грейдеров, скреперов, бульдозеров, погрузчиков) должны иметь при себе водительское удостоверение государственного образца соответствующей категории, путевой лист, удостоверение о проверке знаний по охране труда и промышленной безопасности и допуск к работе на угольном разрезе.

434. Водители, управляющие автомобилями с дизель-электрической трансмиссией, должны иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.

435. При проведении капитальных ремонтов и в процессе последующей эксплуатации в сроки и объемах, предусмотренных организацией-изготовителем, должны производиться работы по неразрушающему контролю и диагностике узлов, деталей, агрегатов транспортных средств.

436. Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах угольного разреза устанавливает технический руководитель (главный инженер) угольного разреза с учетом местных технических условий.

437. Водители всех типов транспортных средств должны быть ознакомлены с установленной скоростью и порядком движения на угольном разрезе под подпись.

438. Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью 15 т и более должна осуществляться тягачами.

439. Запрещается оставлять на проезжей части дороги неисправные автосамосвалы. Допускается кратковременное оставление автосамосвала на проезжей части дороги в случае его аварийного выхода из строя, при ограждении автомобиля с двух сторон предупредительными знаками в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о безопасности дорожного движения и установкой противооткатных упоров под колесами.

440. При приеме на работу, после практического ознакомления с маршрутами движения, водителям должны выдаваться удостоверения на право работы на угольном разрезе.

441. Разовый въезд на территорию угольного разреза автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных, грузоподъемных машин, принадлежащих сторонним организациям, разрешается в порядке, установленном на угольном разрезе, после обязательного инструктажа водителя (машиниста).

442. Контроль за техническим состоянием автосамосвалов, соблюдением правил дорожного движения должен обеспечиваться должностными лицами угольного разреза или структурного подразделения (организации), а при эксплуатации транспортных средств подрядной организацией, работающей на основании договора, - должностными лицами подрядной организации.

443. При выпуске на линию и возврате с линии водителями и должностными лицами должен обеспечиваться предрейсовый и послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке и в объемах, утвержденных техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза или подрядной организации, оказывающей услуги по перевозке горной массы на угольном разрезе. Результаты проверки технического состояния транспортного средства должны записываться в бортовом журнале (книге приема-передачи смен).

444. Смена водителей в течение рабочих суток должна проводиться на выделенной площадке, освещаемой в темное время суток.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2024 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

445. Ежесменное (ежедневное) обслуживание и мелкий ремонт проводятся на оборудованных площадках с применением стационарных и передвижных технических устройств.

446. На технологических дорогах движение автомобилей с одинаковой технической скоростью движения должно проводиться без обгона. Обгон автомобилей с разной технической скоростью движение допускается при обеспечении безопасных условий движения.

447. При погрузке горной массы в автомобили экскаваторами (погрузчиками) должны выполняться следующие условия:

находящийся под погрузкой автомобиль должен быть остановлен;

находящийся под погрузкой автомобиль должен быть в пределах видимости машиниста экскаватора (погрузчика);

погрузка в кузов автомобиля должна производиться только сзади или сбоку, перенос ковша над кабиной автомобиля запрещается;

высота падения груза должна быть минимально возможной и во всех случаях не превышать 3 м;

нагруженный автомобиль может следовать к пункту разгрузки только после звукового и (или) светового сигналов машиниста экскаватора (погрузчика);

ожидающий погрузки автомобиль должен находиться вне зоны действия экскаватора (погрузчика) (радиус действия ковша плюс 15 метров) и становиться под погрузку только после звукового и (или) светового сигналов машиниста экскаватора (погрузчика) или оператора погрузочного устройства.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2024 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не допускается односторонняя или сверхгабаритная загрузка, а также превышающая установленную грузоподъемность автомобиля.

При двухсторонней погрузке экскаватором типа прямая или обратная механическая лопата самосвалы, поставленные под погрузку, должны находиться за пределами радиуса действия контргруза экскаватора данного типа.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2024 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

448. Кабина автосамосвала, предназначенного для эксплуатации на угольном разрезе, должна быть перекрыта защитным козырьком, обеспечивающим безопасность водителя при погрузке.

При отсутствии защитного козырька водитель автомобиля обязан выйти на время загрузки из кабины и находиться за пределами максимального радиуса действия ковша экскаватора (погрузчика). В этом случае в документации на производство работ экскаватора (погрузчика) должен быть предусмотрен порядок производства работ, обеспечивающий безопасность работников и оборудования.

449. При работе на линии запрещаются:

движение автомобиля с поднятым кузовом;

движение автомобиля без включенных габаритных фар;

остановка, стоянка, ремонт и разгрузка под ЛЭП;

в пунктах погрузки движение задним ходом более 30 м (за исключением работ по проведению траншей);

переезд кабелей, уложенных по почве и не огражденных предохранительными устройствами;

перевозка посторонних людей в кабине без разрешения руководителя (главного инженера) организации или главного инженера угольного разреза;

выход из кабины автомобиля до полного подъема или опускания кузова;

остановка автомобиля на уклоне и подъеме;

движение вдоль железнодорожных путей на расстоянии менее 5 м от ближайшего рельса;

эксплуатация автомобиля с неисправным пусковым устройством двигателя;

нахождение персонала под поднятым, незастопоренным кузовом.

450. В случае остановки автомобиля на подъеме или уклоне вследствие технической неисправности, а также в случае, когда водитель покидает автомобиль, он обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

Во всех случаях при движении автомобиля задним ходом должен подаваться звуковой сигнал.

451. Если во время работы на линии автомобиль оказывается в условиях, опасных для здоровья и жизни людей, сохранности подвижного состава (угроза обрушения уступа, борта, деформация кромки отвала), водитель обязан немедленно приостановить работу, принять меры к удалению работников, выводу подвижного состава из опасной зоны и сообщить об этом лицу технического надзора угольного разреза.

452. Очистка кузова от налипшей и намерзшей горной массы должна производиться в отведенном месте с применением механических или иных средств.

453. Шиномонтажные работы должны осуществляться по наряду-допуску в отдельных помещениях или на участках, оснащенных необходимыми механизмами и ограждениями. Лица, выполняющие шиномонтажные работы, должны быть обучены и проинструктированы.

454. Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь площадки, достаточные для безопасного выполнения маневровых операций погрузочных средств, автомобилей, автопоездов, бульдозеров и другого оборудования. Размеры площадки определяются документацией на производство работ, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

455. Разгрузочные площадки должны иметь предохранительный вал (стенку) высотой не менее половины диаметра колеса транспортного средства максимальной грузоподъемности, применяемого на данной площадке угольного разреза. Внутренняя бровка предохранительного вала (стенки) должна располагаться вне призмы возможного обрушения.

Запрещается наезд на предохранительный вал (стенку).

(п. 455 в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2024 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)