3. Новые возможности и вызовы для статистической деятельности
Направление статистической деятельности в среднесрочной перспективе во многом задано процессами цифровизации, которые приводят к возрастающей роли данных в поддержке принятия управленческих решений на всех уровнях - от государства до граждан.
Предоставляемые цифровой экономикой возможности в области работы с данными связаны с появлением новых источников данных, с одной стороны, и ИТ-решений и доступных мощностей для сбора, обработки, анализа и распространения данных, с другой стороны.
В статистической деятельности использование потенциала новых источников данных, в том числе микроданных и "больших данных", позволяет расширить состав показателей и улучшить качество уже формируемых данных, в том числе в целях:
- формирования показателей, характеризующих новые явления во внешнеэкономической деятельности и финансовом секторе страны (например, электронную трансграничную торговлю, деятельность цифровых платформ и так далее);
- детализации макроэкономических показателей (например, при интеграции данных финансовых счетов СНС и микроданных выборочных обследований финансов домашних хозяйств);
- расширения охвата данных макроэкономической статистики (например, при использовании данных компаний-агрегаторов и телекоммуникационных компаний).
Одновременно с этим современные информационные технологии предоставляют Банку России возможности:
- выстроить целостный статистический бизнес-процесс работы с данными, включая их сбор, очистку, анализ, согласование и публикацию, на основе централизованных решений с использованием совокупности инструментов бизнес-анализа;
- снизить нагрузку на отчитывающиеся организации за счет оптимизации форм банковской отчетности и отчетности некредитных финансовых организаций, перехода на сбор микроданных и переноса в Банк России ряда процессов идентификации и классификации объектов и субъектов учета;
- использовать новые технологии сбора данных (например, веб-скрепинг) для определения размера явлений, модели оценки которых нуждаются в совершенствовании, а также для использования в расчетах статистических показателей;
- расширить гранулированность информации и сократить сроки ее публикации, повысить оперативность реакции на запросы пользователей;
- создать среду для проведения исследований на основе микроданных;
- создать условия для облегчения проведения анализа данных пользователями путем организации интерактивного доступа к статистической информации;
- создать платформу для определения потребностей пользователей в актуальных статистических данных;
- расширить возможности глобального использования данных макроэкономической финансовой статистики путем их предоставления международным организациям и крупным информационным агентствам в машиночитаемых форматах.
Цифровизация предоставляет новые возможности не только организациям, являющимся частью системы государственной статистики, включая Банк России. Развитие статистических методов и ИТ-решений дает возможность иным организациям, аккумулирующим данные как побочный продукт их деятельности, обрабатывать и публиковать свои данные в открытом доступе, а также предоставлять их третьим лицам на коммерческой основе.
Обратной стороной предоставляемых возможностей являются стоящие перед статистической деятельностью вызовы.
В условиях доступности больших объемов данных и сокращения времени, затрачиваемого на их поиск и детальное изучение, предпочтение пользователей может в ряде случаев смещаться в сторону новых производителей данных, которые не имеют устоявшейся методологии их формирования, но могут выигрывать в скорости и удобстве поиска и предоставления данных. Это является для Банка России одним из ключевых вызовов, который требует расширения форм и способов взаимодействия с пользователями данных макроэкономической финансовой статистики, а также оптимизации (трансформации) всех пользовательских интерфейсов в максимально простую, удобную и понятную для восприятия пользователей форму.
Вызовом для Банка России является формирование актуальной методологии статистики электронной торговли товарами и услугами. В условиях отсутствия практики регулирования и учета новых цифровых видов деятельности необходимые определения и подходы к сбору и анализу данных для целей отражения в статистике, по сути, должны быть сформированы с нуля.
Практические сложности в процессе сбора и обработки микроданных, непрозрачная методология, отсутствие оценок качества и нестабильность "больших данных" не позволяют поставить эти новые источники информации в один ряд с данными, используемыми в регулярном статистическом бизнес-процессе. Это требует концептуального осмысления и эволюционного развития с апробацией подходов на отдельных проектах.
Задачей для всего статистического бизнес-процесса Банка России становится подготовка детализированных публикаций, при этом с повышением уровня грануляции данных растут и риски раскрытия чувствительной информации.
Стремительное появление новых видов экономической деятельности приводит к необходимости разработки новых статистических данных для исследования вовлечения страны в процессы глобализации и анализа показателей социальной направленности экономики и защиты окружающей среды, в том числе с учетом Целей устойчивого развития на период 2016 - 2030 годов, принятых ООН в 2015 году в документе "Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года".
И наконец, масштабное расширение доступных источников данных для составления макроэкономической статистики является вызовом для ИТ-поддержки статистического бизнес-процесса и специалистов-статистиков, так как в этих условиях нужна разработка комплекса адекватных методологических, организационных и архитектурно-технических решений наряду с постоянным расширением набора навыков, включая знания как в области статистики, математики и экономики, так и в сфере современных информационных технологий.
Уровень зрелости, достигнутый в результате реализации предыдущего стратегического документа, а также вышеперечисленные возможности и вызовы обуславливают выбор Программы развития статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2021 - 2025 годы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей