IV. Проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов и расчет значений предельно допустимых выбросов
IV. Проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов
и расчет значений предельно допустимых выбросов
25. На основе данных, указанных в пункте 13 настоящей методики, для каждого стационарного источника и для совокупности стационарных источников объекта ОНВ в отношении конкретных загрязняющих веществ и смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием), определенных в соответствии с пунктами 21 - 24 настоящей методики, проводится расчет рассеивания каждого загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, определяется зона влияния выбросов данного загрязняющего вещества, выявляются особенности распределения концентраций данного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в соответствии с Методами расчета рассеивания.
26. Зона влияния выбросов конкретного загрязняющего вещества (далее - j-ое загрязняющее вещество) определяется как территория, ограниченная замкнутой линией, вне которой для любой точки местности в течение всего времени выбросов j-го загрязняющего вещества выполняется условие (1):
где - значение приземной концентрации j-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе (Cпр,j), создаваемой выбросами стационарных источников рассматриваемого объекта ОНВ, в долях ПДКj;
ПДКj (мг/м3) - предельно допустимая концентрация (далее - ПДК) рассматриваемого j-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, соответствующая наиболее жесткому нормативу качества атмосферного воздуха из числа указанных в пункте 14 настоящей методики.
27. На основе определения зоны влияния выбросов объекта ОНВ выбираются размеры расчетной области, шаги и общее количество узлов расчетной сетки и проводятся расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ в слое атмосферного воздуха от 0 до 2 м включительно, а также расчеты вертикального распределения концентраций загрязняющих веществ на разных высотах в случае необходимости учета влияния застройки в соответствии с Методами расчета рассеивания.
Размер расчетной области и шаги расчетной сетки должны обеспечивать определение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны объекта ОНВ, жилых зон и зон с особыми условиями в расчетных точках, расположенных в различных направлениях сторон света от земельного участка, на котором размещен объект ОНВ.
Если с удалением от объекта ОНВ приземная концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе возрастает, расчетная область включает узлы расчетной сетки с наибольшим значением такой концентрации.
28. С использованием Методов расчета рассеивания для расчетной области определяются:
характеризующее воздействие объекта ОНВ распределение в атмосферном воздухе концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых совокупностью стационарных источников объекта ОНВ;
суммарное загрязнение атмосферного воздуха, формируемое воздействием объекта ОНВ с учетом фонового уровня загрязнения в районе расположения объекта ОНВ.
29. Суммарное загрязнение атмосферного воздуха определяется на момент разработки предельно допустимых выбросов, а также учетом перспективы развития на последующие 7 лет и (или) с учетом этапов строительства и содержит:
а) сведения о наименованиях использованных программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания и расчета загрязнения атмосферного воздуха, с описанием основных характеристик и условий проведения расчетов рассеивания, в том числе расчетной области, шага сетки, учета застройки;
б) сведения о принятых для расчета рассеивания изменениях параметров выбросов, координат источников выбросов в случаях, предусмотренных Методами расчета рассеивания;
в) результаты детальных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения на момент разработки предельно допустимых выбросов и на перспективу развития;
г) карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ;
д) перечень стационарных источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух с указанием на момент разработки предельно допустимых выбросов и на перспективу развития, подразделения, в том числе цеха, участка, к которому относится источник, номера источника на карте-схеме, номера расчетной (контрольной) точки и наименований и кодов загрязняющих веществ, их максимальных приземных концентраций (в долях ПДК) на границе земельного участка, на котором расположен объект ОНВ, границе санитарно-защитной зоны и в жилой зоне и (или) зоне с особыми условиями, с учетом и без учета фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (рекомендуемый образец оформления такого перечня приведен в таблице N 5 приложения N 2 к настоящей методике, заполняется отдельно для расчетов по максимальным разовым концентрациям и для расчетов по долгопериодным концентрациям).
30. На основе результатов расчета общего загрязнения атмосферного воздуха проверяется соблюдение гигиенических и экологических (при их наличии) нормативов качества атмосферного воздуха, и, исходя из необходимости соблюдения указанных нормативов и показателей, рассчитываются значения предельно допустимых выбросов.
31. В случае если в производственной зоне, в том числе на территории индустриального (промышленного) парка, находятся несколько объектов ОНВ, имеющих стационарные источники, то предельно допустимые выбросы для каждого объекта ОНВ в такой производственной зоне рассчитываются с учетом выбросов от стационарных источников всех объектов ОНВ, расположенных на данной территории, с использованием метода сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха <30>.
--------------------------------
<30> Приказ Минприроды России от 29.11.2019 N 813 "Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию" (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2019, регистрационный N 56955).
До разработки сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха допускается разработка предельно допустимых выбросов для каждого объекта ОНВ, указанного в абзаце первом настоящего пункта, отдельно с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха <31>.
--------------------------------
<31> Приказ Минприроды России от 22.11.2019 N 794 "Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха" (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2019, регистрационный N 56958).
32. В результате расчетов предельно допустимых выбросов определяется масса загрязняющего вещества и (или) смеси загрязняющих веществ, поступающая в атмосферный воздух в единицу времени от конкретного стационарного источника и от совокупности стационарных источников объекта ОНВ на момент разработки предельно допустимых выбросов и на перспективу развития.
При разработке предельно допустимых выбросов для каждого конкретного стационарного источника и для совокупности стационарных источников объекта ОНВ рассчитываются следующие значения выбросов:
максимальные разовые значения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (г/с), отражающие наибольшую мощность выбросов этих веществ (массу выбросов загрязняющих веществ в единицу времени) - в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе;
усредненные значения выбросов загрязняющих веществ за год (г/с) с учетом времени работы стационарных источников в течение года и нестационарности выбросов <32> за этот период (год) - в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены значения среднесуточных и (или) среднегодовых предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе;
--------------------------------
<32> Пункт 8 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.
значения валовых (годовых) выбросов загрязняющих веществ (т/год), отражающие суммарную массу выбросов конкретного загрязняющего вещества за год с учетом времени работы оборудования, сезонности нагрузки, расхода топлива, сырья и материалов в течение года.
33. Расчет предельно допустимых выбросов в отношении каждого j-го загрязняющего вещества, поступающего в атмосферный воздух, осуществляется исходя из необходимости соблюдения за границей санитарно-защитной зоны объекта ОНВ условия, указанного в формуле (2), с учетом пункта 35 настоящей методики:
- суммарная концентрация j-го загрязняющего вещества с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха, в долях ПДК;
- значение Cпр,j в долях ПДКj;
(в долях ПДКj) - фоновая концентрация загрязняющего вещества, создаваемая выбросами других источников, определяемая в соответствии с пунктами 16 и 35 настоящей методики;
Cпр,j (мг/м3) - приземная концентрация j-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, создаваемая выбросами стационарных источников рассматриваемого объекта ОНВ, рассчитанная в соответствии с Методами расчета рассеивания;
ПДКгj (мг/м3) - предельно допустимая концентрация рассматриваемого j-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, соответствующая гигиеническому нормативу качества атмосферного воздуха <33>; при использовании гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха (ПДКгj) для жилой зоны применяется предусмотренный условием, указанным в формуле (2), количественный критерий 1, а для зон с особыми условиями - количественный критерий 0,8 <34>;
--------------------------------
<33> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 N 165 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" и постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2007 N 92 "Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07".
<34> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 N 14 "О введении в действие санитарных правил".
ПДКэj (мг/м3) - предельно допустимая концентрация рассматриваемого j-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, соответствующая экологическому нормативу качества атмосферного воздуха (в случае наличия экологических нормативов качества атмосферного воздуха, установленных в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 182 "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ").
34. Значения Cпр,j в формуле (3) должны соответствовать тому временному интервалу осреднения, что и ПДКj, с которыми они сопоставляются.
Для загрязняющих веществ, по которым санитарными правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, установлены максимальные разовые ПДК или ОБУВ, проводится расчет осредненных за 20 - 30-минутный интервал максимальных разовых концентраций, которые сопоставляются с максимальными разовыми ПДК или ОБУВ.
Для загрязняющих веществ, по которым установлены среднесуточные ПДК, проводится расчет значений концентраций, усредненных за год с учетом времени работы и изменений состава и мощности выбросов (нестационарности выбросов) стационарных источников в течение года, и такие концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК или среднегодовыми ПДК (при их наличии).
Если для загрязняющего вещества установлены значения и максимальных разовых и среднесуточных ПДК, то расчетные максимальные разовые концентрации сопоставляются с максимальными разовыми ПДК, а расчетные среднегодовые концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК.
Для определения величин на основе расчета долгопериодных средних концентраций, в частности, усредненных за год, используются значения среднегодовой предельно допустимой концентрации (ПДКс.год).
Определение величин долгопериодных концентраций осуществляется в соответствии с Методами расчета рассеивания.
35. Учет фоновой концентрации при расчете предельно допустимых выбросов осуществляется при выполнении условия (5) за границами земельного участка, на котором расположен объект ОНВ:
Для загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками объекта ОНВ, для которых условие (5) выполняется, учитывается фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха для конкретных загрязняющих веществ, а также для смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием) <35>. При этом рассматриваются смеси загрязняющих веществ, которые образованы загрязняющими веществами, выбрасываемыми стационарными источниками объекта ОНВ, для которых условие (5) выполняется с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
--------------------------------
<35> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 N 165 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" и постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2007 N 92 "Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07".
Если приземная концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, формируемая выбросами какого-либо загрязняющего вещества, не превышает 0,1 ПДК за границами земельного участка, на котором расположен объект ОНВ, то при расчете предельно допустимых выбросов такого загрязняющего вещества фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха принимается равным 0, и учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха для смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием), в которые входит данное загрязняющее вещество, не выполняется.
В случае, если организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по запросу не представлены данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха (фоновых концентрациях загрязняющих веществ) и отсутствуют официальные данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха, полученные на основе результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха при проведении расчетов рассеивания выбросов для конкретного стационарного источника и объекта ОНВ в целом при разработке предельно допустимых выбросов принимается равным 0.
Учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха при определении предельно допустимых выбросов осуществляется в порядке, установленном Методами расчета рассеивания <36>.
--------------------------------
<36> Главы X и XI Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.
36. Для линейных объектов ОНВ при проектировании работ, которые ведутся с последовательным продвижением от участка к участку, выбирается один из однотипных участков ведения работ, наиболее близко расположенный к жилым зонам или зонам с особыми условиями, для такого участка рассчитываются значения выбросов, и на их основе выполняются расчеты рассеивания выбросов. Далее по результатам расчетов с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха определяются наибольшие приземные концентрации в жилых зонах (с учетом планируемого развития территории) или зонах с особыми условиями, и разрабатываются предельно допустимые выбросы в соответствии с главами II, III, IV и V настоящей методики.
37. Для стационарных источников, деятельность которых осуществляется не на конкретной территории, а в различных районах (местах) населенного пункта, субъекта Российской Федерации, в том числе окрасочных или сварочных работ, передвижных генераторов, и в разное время, исходя из объемов выполненных за прошедшие 2 - 3 года работ и планов на последующие годы, проводятся расчеты приземных концентраций на примере одной из площадок ведения работ, расположенной наиболее близко к жилым зонам и (или) зонам с особыми условиями, и для данного случая определяются допустимые выбросы (г/с). При этом значение валовых (годовых) выбросов загрязняющих веществ (т/год) определяется как сумма годовых выбросов (т/год) на всех местах проведения работ за рассматриваемый период.
38. При разработке предельно допустимых выбросов для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов ОНВ, если проектные значения выбросов меньше расчетных значений предельно допустимых выбросов, в качестве предельно допустимых выбросов принимается проектное значение выбросов.
39. При разработке предельно допустимых выбросов для объекта ОНВ определяются стационарные источники и загрязняющие вещества, по которым условие, указанное в формуле (2), не соблюдается, и, соответственно, предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются.
При несоблюдении условия, указанного в формуле (2), для объектов ОНВ I категории разрабатывается программа повышения экологической эффективности <37>, а для объектов ОНВ II и III категории - разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды <38> в целях достижения предельно допустимых выбросов, и в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <39> устанавливаются временно разрешенные выбросы.
--------------------------------
<37> Приказ Минприроды России от 17.12.2018 N 666 "Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности" (зарегистрирован Минюстом России 19.07.2019, регистрационный N 55317).
<38> Приказ Минприроды России от 17.12.2018 N 667 "Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды" (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный N 54514).
<39> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2017, N 31, ст. 4774.
40. Результаты расчетов предельно допустимых выбросов для объектов ОНВ, получающих комплексные экологические разрешения, оформляются по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 510 "Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения" (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный номер 52927), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23.06.2020 N 383 (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2020, регистрационный N 61225).
Результаты расчетов предельно допустимых выбросов для объектов ОНВ, за исключением указанных в абзаце первом настоящего пункта, оформляются в виде таблицы, в которой для каждого стационарного источника (с указанием подразделения, цеха, участка, к которому относится источник, и номера источника) по каждому загрязняющему веществу (с указанием наименования и кода загрязняющего вещества) на момент разработки предельно допустимых выбросов и на последующие 7 лет отдельно приводятся значения рассчитанных предельно допустимых выбросов, являющихся нормативами допустимых выбросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а также, при необходимости, временно разрешенных выбросов (г/с и т/год).
Для объекта ОНВ, получающего комплексное экологическое разрешение, нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 143 "Об утверждении Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст. 777).
Для объектов ОНВ II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов ОНВ III категории нормативы допустимых выбросов устанавливаются юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте ОНВ.
Для каждого загрязняющего вещества указываются суммарные значения нормативов допустимых выбросов и, при необходимости, временно разрешенных выбросов (далее - нормативы выбросов), а также приводится общее суммарное (итоговое) значение нормативов выбросов всех загрязняющих веществ (т/год), в отношении которых разрабатываются нормативы выбросов. Рекомендуемый образец оформления нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по конкретным стационарным источникам и загрязняющим веществам приведен в таблице N 6 приложения N 2 к настоящей методике.
Для объектов ОНВ с количеством стационарных источников более 50 допускается дополнительно приводить обобщенные данные по отдельным подразделениям (цехам).
Отдельно оформляется расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по объекту ОНВ, содержащий по каждому загрязняющему веществу (с указанием наименования, кода и класса опасности загрязняющего вещества) в целом по объекту ОНВ на момент разработки нормативов выбросов и на последующие 7 лет значения рассчитанных нормативов допустимых выбросов и, при необходимости, временно разрешенных выбросов (т/год). Также приводится общее суммарное (итоговое) значение норматива выбросов всех загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются нормативы выбросов. Дополнительно приводятся данные об общих значениях нормативов выбросов твердых загрязняющих веществ и жидких (газообразных) загрязняющих веществ. Рекомендуемый образец оформления нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по объекту ОНВ приведен в таблице N 7 приложения N 2 к настоящей методике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей