Определение Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N 104-О "По жалобе гражданина Борисова Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 апреля 2002 г. N 104-О
АЛЕКСАНДРА БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 2, 3
И 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬИ 1 ЗАКОНА
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О СТАВКАХ НАЛОГА
С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
НА 2001 ГОД"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.И. Тиунова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.Б. Борисова,
1. Статьей 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено взимание налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, и установлены ставки налога, которые, в силу пункта 5 этой статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. Частью первой статьи 1 Закона Псковской области от 27 декабря 2000 года "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" эти ставки определены с превышением ставок, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"; частью второй той же статьи предусмотрено, что уплата налога производится до регистрации, а в случае изменения владельца - при перерегистрации транспортных средств и в дальнейшем - ежегодно не позднее 1 августа.
В дополнительной жалобе А.Б. Борисов оспаривает также конституционность пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", согласно которому целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются в том числе за счет налога с владельцев транспортных средств, пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 6, согласно которым порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов и сроки уплаты налога с владельцев транспортных средств устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
2. Согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Одним из таких общих принципов, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, является требование, в соответствии с которым налог или сбор может считаться законно установленным в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, к которым относятся в том числе налоговая ставка и сроки уплаты налога (пункт 4 мотивировочной части Постановления от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году"; пункт 3 мотивировочной части Постановления от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; пункт 8 мотивировочной части Постановления от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж").
Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам относит налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации (подпункт "м" пункта 1 статьи 19). Перечень этих налогов, включая налог с владельцев транспортных средств, установлен Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", который утрачивает силу с 1 января 2003 года (статья 5 Федерального закона от 5 августа 2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").
Что касается иных упомянутых в жалобе положений Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", то определение источников целевых внебюджетных средств дорожных фондов (пункт 1 статьи 3), порядка образования и использования средств территориальных дорожных фондов (пункт 2 статьи 2) непосредственно права заявителя не затрагивает, а подтверждение того, что права А.Б. Борисова нарушаются установлением срока уплаты налога законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 6), заявителем не представлено.
3. Заявитель утверждает, что часть вторая статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога на владельцев транспортных средств на 2001 год", предусматривающая срок уплаты налога - не позднее 1 августа календарного года, предполагает повторное или неоднократное взимание налога в полном размере при каждом переходе права собственности на транспортное средство к другому лицу. Однако такое утверждение не вытекает из содержания оспариваемой нормы, поскольку при предъявлении требования об исполнении налогового обязательства должны учитываться положения, относящиеся не только к налогоплательщику (владельцу транспортного средства), но и к элементам налога. Объектом налогообложения в данном случае является транспортное средство, а налоговым периодом - один год. Поэтому если в течение налогового периода изменился владелец транспортного средства, то в случае уже состоявшейся уплаты налога прежним владельцем у последнего, согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого он владел транспортным средством.
Кроме того, заявитель не представил документов, подтверждающих применение в его деле положений части второй статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год", а потому его жалоба в этой части не отвечает критерию допустимости, установленному статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 125 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, статьей 6, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьей 80 и частями второй, четвертой и пятой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
2. Поскольку для разрешения поставленного гражданином А.Б. Борисовым вопроса о проверке конституционности пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" в части установления повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств по сравнению с тем, как они определены пунктом 1 данной статьи, и части первой статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" относительно размера ставок налога не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения в виде постановления, а в остальной части жалоба не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми она может быть признана допустимой, признать данную жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Определение по данной жалобе окончательно, не подлежит обжалованию и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в газете "Псковская правда", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей