II. Основные методические положения по расчету сбытовых надбавок ГП

II. Основные методические положения по расчету сбытовых

надбавок ГП

4. Сбытовые надбавки ГП устанавливаются для следующих групп потребителей:

- население и приравненные к нему категории потребителей (далее - население);

- сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии (далее - сетевые организации);

- прочие потребители - дифференцированно по подгруппам в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт).

ГП ведут раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике ГП.

5. Сбытовые надбавки ГП для каждой из групп (подгрупп) потребителей устанавливаются региональными регулирующими органами в рублях за киловатт-час (далее - руб./кВт*ч) без учета налога на добавленную стоимость. При расчетах потребителей (покупателей) с ГП налог на добавленную стоимость учитывается дополнительно.

6. Сбытовые надбавки ГП для населения рассчитываются к объемам электрической энергии, учтенным в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на расчетный период регулирования. Объемы электрической энергии, к которым рассчитываются сбытовые надбавки ГП для прочих потребителей и сетевых организаций, определяются исходя из объемов электрической энергии, учтенных в сводном прогнозном балансе на расчетный период регулирования.

7. В случае если необходимая валовая выручка ГП на 2018 год, которая определяется суммированием необходимой валовой выручки для целей расчета сбытовых надбавок для населения, прочих потребителей всех подгрупп (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт) и сетевых организаций, рассчитанная методом экономически обоснованных затрат в соответствии с главой VI настоящих Методических указаний, превышает эталонную выручку ГП, которая определяется суммированием эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для населения, определяемой в соответствии с главой III настоящих Методических указаний, эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для прочих потребителей всех подгрупп (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), определяемой в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний, эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для сетевых организаций, определяемой в соответствии с главой V настоящих Методических указаний, на 2018 год без учета недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за период действия ранее утвержденных сбытовых надбавок, то доведение необходимой валовой выручки ГП до эталонной выручки ГП осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 2 лет.

При этом доля эталонной выручки ГП на 2018 год в совокупной величине необходимой валовой выручки ГП составляет 1/2, и доля необходимой валовой выручки ГП, определяемой методом экономически обоснованных затрат, - 1/2.

На 2019 год и далее необходимая валовая выручка ГП определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исходя из эталонной выручки ГП.

8. В случае если эталонная выручка ГП на 2018 год, которая определяется суммированием эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для населения, определяемой в соответствии с главой III настоящих Методических указаний, эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для прочих потребителей всех подгрупп (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), определяемой в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний, эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для сетевых организаций, определяемой в соответствии с главой V настоящих Методических указаний, на соответствующий год без учета недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за период действия ранее утвержденных сбытовых надбавок, превышает необходимую валовую выручку, определенную суммированием необходимой валовой выручки для целей расчета сбытовых надбавок для населения, прочих потребителей всех подгрупп (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт) и сетевых организаций, рассчитанную методом экономически обоснованных затрат в соответствии с главой VI настоящих Методических указаний, то необходимая валовая выручка ГП определяется путем поэтапного доведения необходимой валовой выручки ГП до эталонной выручки ГП.

График поэтапного доведения необходимой валовой выручки ГП до эталонной выручки ГП утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и должен предусматривать ежегодное увеличение доли эталонной выручки ГП в совокупной величине необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика в течение (не более) 4 лет, начиная с 2018 года.

(в ред. Приказа ФАС России от 11.03.2020 N 251/20)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если график поэтапного доведения необходимой валовой выручки ГП до эталонной выручки ГП высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не утвержден, то расчет сбытовых надбавок ГП осуществляется исходя из эталонной выручки ГП, определенной методом сравнения аналогов.

График поэтапного доведения необходимой валовой выручки ГП до эталонной выручки ГП формируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исходя из индекса изменения совокупной величины эталонной выручки (необходимой валовой выручки) не менее индекса потребительских цен, увеличенного на четыре процентных пункта, ежегодно.

В случае если отношение эталонной выручки ГП, которая определяется суммированием эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для населения, определяемой в соответствии с главой III настоящих Методических указаний, эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для прочих потребителей всех подгрупп (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), определяемой в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний, эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для сетевых организаций, определяемой в соответствии с главой V настоящих Методических указаний, на соответствующий год без учета недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за период действия ранее утвержденных сбытовых надбавок, от необходимой валовой выручки, определенной суммированием необходимой валовой выручки для целей расчета сбытовых надбавок для населения, прочих потребителей всех подгрупп (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт) и сетевых организаций, рассчитанной методом экономически обоснованных затрат в соответствии с главой VI настоящих Методических указаний, составляет менее величины индекса потребительских цен, увеличенного на четыре процентных пункта, то расчет сбытовых надбавок ГП осуществляется исходя из эталонной выручки ГП, определенной методом сравнения аналогов.

График поэтапного доведения необходимой валовой выручки ГП до эталонной выручки ГП утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по форме в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим указаниям.

На 2021 год расчет сбытовых надбавок ГП осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исходя из эталонной выручки ГП, определенной методом сравнения аналогов.

(в ред. Приказа ФАС России от 11.03.2020 N 251/20)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Под базовым периодом регулирования понимается год, предшествующий расчетному периоду регулирования.

10. Эталонная выручка ГП определяется на основе эталонов затрат ГП, значения которых устанавливаются отдельно для следующих групп (категорий) потребителей:

население, проживающее в городских населенных пунктах;

население, проживающее в сельских населенных пунктах;

исполнители коммунальных услуг (определенные пунктом 71(1) Основ ценообразования);

иные потребители, приравненные к населению;

прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт;

прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт;

прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств не менее 10 МВт;

сетевые организации.

11. При определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с настоящими Методическими указаниями:

а) экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее регулируемой деятельности в качестве ГП по соответствующим группам (категориям) потребителей и определяемые методом экономически обоснованных затрат;

б) эталонная выручка ГП;

(пп. "б" в ред. Приказа ФАС России от 10.11.2020 N 1114/20)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) неподконтрольные расходы ГП, включающие амортизацию основных средств и нематериальных активов, налоги (включая налог на прибыль), капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 49 (часть II), ст. 5978; 2015, N 8, ст. 1175; N 37, ст. 5153; 2016, N 5, ст. 687; N 47, ст. 6641; 2017, N 9, ст. 1365), инвестиционной программой ГП, расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям;

(в ред. Приказа ФАС России от 15.09.2020 N 844/20)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расходы на создание и развитие автоматизированных информационно-измерительных систем учета ресурсов и передачи показаний приборов учета учитываются на основании утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", инвестиционной программы гарантирующего поставщика.

Инвестиционные проекты, включаемые в инвестиционную программу гарантирующего поставщика, должны соответствовать требованиям эффективности, предусмотренным Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики".

г) выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленные:

разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус ГП, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции ГП, в течение периода с момента присвоения статуса ГП до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус ГП;

процедурой принятия ГП на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в случаях, установленных пунктом 15 Основных положений;

установлением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

д) недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.

12. Эталонная выручка ГП определяется как сумма следующих составляющих:

произведение суммы переменных компонентов эталонов затрат ГП и прогнозной валовой выручки ГП от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций) на соответствующий период регулирования;

произведение прогнозного количества точек поставки по каждой группе потребителей (сетевых организаций), суммы постоянных компонентов эталонов затрат для соответствующей группы (подгруппы) потребителей (сетевых организаций) и индекса потребительских цен в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26 (часть I), ст. 3378; 2016, N 26 (часть I), ст. 3879; N 27 (часть I), ст. 4210; 2017, N 45, ст. 6573) прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период регулирования по отношению к году, в ценах которого были определены эталонные затраты;

расчетная предпринимательская прибыль ГП в размере полутора процентов от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

13. При определении прогнозного количества точек поставки по каждой группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций) ГП учитывается количество точек поставки по действующим договорам по каждой группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций), а также прогноз по изменению количества точек поставки по каждой группе потребителей (сетевых организаций).

При определении количества точек поставки по договорам энергоснабжения (купли-продажи), заключенным ГП с потребителями (покупателями, за исключением сетевых организаций), используемого для целей применения настоящих Методических указаний, учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает на энергопринимающие устройства или в электрические сети потребителя (покупателя), и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей такого потребителя на энергопринимающие устройства или в электрические сети других потребителей (покупателей).

При определении количества точек поставки (прогнозного количества точек поставки) по договорам купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает в электрические сети сетевой организации, и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей сетевой организации на энергопринимающие устройства потребителей или в электрические сети других сетевых организаций.

Количество точек поставки в случае оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определяется исходя из количества договоров энергоснабжения, заключенных ГП с такими собственниками (пользователями) помещений (количества лицевых счетов, присвоенных ГП собственнику или пользователю помещений в многоквартирном доме).

Для целей настоящих Методических указаний количество точек поставки определяется ГП на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.

14. Значения эталонов затрат ГП дифференцируются по субъектам Российской Федерации.

15. Расчет сбытовых надбавок ГП для населения осуществляется в соответствии с главой III настоящих Методических указаний.

16. Расчет сбытовых надбавок ГП для прочих потребителей осуществляется в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний.

17. Расчет сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций осуществляется в соответствии с главой V настоящих Методических указаний.

18. При установлении сбытовых надбавок в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, метод сравнения аналогов не применяется.

Сбытовые надбавки в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, устанавливаются в соответствии с главой VII настоящих Методических указаний, без дифференциации по группам потребителей.