IV. Порядок предоставления займов на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве
IV. Порядок предоставления займов на цели проектирования,
строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры
на основании концессионного соглашения или соглашения
о государственно-частном партнерстве, соглашения
о муниципально-частном партнерстве
(введен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021
N 1129)
40. В соответствии с настоящим разделом специализированное общество вправе предоставлять заем юридическому лицу (юридическим лицам, действующим по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), реализующему или планирующему реализовывать проект строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры из числа объектов, указанных в пунктах 30(1) и 30(2) настоящих Правил, которые могут быть объектами концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях" при реализации проекта строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры на основании концессионного соглашения (далее - концессионный проект) либо объектами соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при реализации проекта строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве (далее - проект государственно-частного партнерства), на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции таких объектов, проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов транспортной инфраструктуры с приобретением транспортных средств общего пользования.
(см. текст в предыдущей редакции)
41. Решение об отборе концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства для предоставления специализированным обществом займа юридическому лицу (юридическим лицам), указанному в пункте 40 настоящих Правил (далее - участник отбора), на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов, указанных в пункте 30(1) или 30(2) настоящих Правил, принимается межведомственной комиссией либо в случае, если сумма займа составляет более 2 млрд. рублей, - Правительственной комиссией или штабом. Решение межведомственной комиссии принимается в порядке, утвержденном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Решение Правительственной комиссии или штаба принимается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2016 г. N 451 "О Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации". Указанные решения принимаются с учетом экспертного заключения учредителя, подготовленного в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил.
(п. 41 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2023 N 1003)
(см. текст в предыдущей редакции)
42. Критериями отбора концессионных проектов и проектов государственно-частного партнерства являются:
а) реализация концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства на территории Российской Федерации;
б) срок реализации концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства составляет не менее 3 и не более 49 лет;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2022 N 816)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) размер собственных средств участника отбора, направляемых им (планируемых к направлению) на финансирование концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства, составляет не менее 10 процентов полной стоимости такого проекта без учета объема расходов по концессионному соглашению или соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве (далее при совместном упоминании - соглашение), принимаемых на себя концедентом или публичным партнером в целях софинансирования расходов участника отбора на проектирование, строительство и (или) реконструкцию объекта инфраструктуры (без учета налога на добавленную стоимость в составе таких расходов). При этом полная стоимость концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства определяется как сумма расходов на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, осуществляемых в рамках реализации такого проекта на основании соглашения, и сумма связанных со строительством и (или) реконструкцией объектов инфраструктуры расходов участника отбора, включая расходы на проектирование указанных объектов инфраструктуры, обеспечение исполнения обязательств участника отбора по соглашению, страховые премии по договорам страхования, заключаемым участником отбора в соответствии с условиями соглашения. В случае если на день принятия решения об отборе концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства соглашение не заключено, полная стоимость такого проекта определяется в соответствии с конкурсной документацией, на основании которой проводится конкурс на право заключения соглашения, а в случае заключения соглашения без проведения конкурса - на основании финансовой модели концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства, прилагаемой к заявлению о предоставлении займа;
(см. текст в предыдущей редакции)
г) наличие предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с которыми на земельном участке (земельных участках), на котором планируется строительство и (или) реконструкция объекта инфраструктуры, возможно осуществление таких строительства и (или) реконструкции, либо наличие в соглашении и (или) решении о заключении концессионного соглашения в случае реализации концессионного проекта, решении о реализации проекта государственно-частного партнерства в случае реализации проекта государственно-частного партнерства обязательств концедента или публичного партнера по утверждению указанных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (обеспечению утверждения - если утверждение указанных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки не относится к полномочиям концедента или публичного партнера) в срок, не превышающий 6 месяцев со дня заключения соглашения, а при реализации концессионного проекта на основании концессионного соглашения, третьей стороной которого является субъект Российской Федерации, - соответствующих обязательств указанного субъекта Российской Федерации по утверждению указанных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (обеспечению утверждения - если утверждение указанных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки не относится к полномочиям указанного субъекта Российской Федерации) в срок, не превышающий 6 месяцев со дня заключения концессионного соглашения. Настоящий критерий в части наличия правил землепользования и застройки либо обязательств по их утверждению (обеспечению утверждения) не применяется в случае строительства и (или) реконструкции линейного объекта при наличии утвержденного проекта планировки территории, предусматривающего строительство и (или) реконструкцию такого объекта, а также в случае, при котором для строительства и (или) реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;
(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2022 N 816)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) наличие положительного экспертного заключения учредителя о целесообразности реализации концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства, подготовленного в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил. Основанием для выдачи положительного экспертного заключения учредителя по концессионному проекту, проекту государственно-частного партнерства является превышение прогнозных (без учета дисконтирования) объемов поступлений от реализации концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства за период, в котором будут производиться платежи в счет погашения суммы основного долга по договору займа со специализированным обществом и будут подлежать уплате проценты по договору займа со специализированным обществом (далее - период погашения займа), над объемом обязательств участника отбора по договору займа со специализированным обществом, а также кредитным договорам (договорам займа), предусматривающим предоставление кредитных (заемных) средств участнику отбора для реализации соглашения и заключенным с иными лицами, которые являются стороной договора, указанного в абзаце втором подпункта "д" пункта 50 настоящих Правил (при наличии таких кредитных договоров (договоров займа), за период погашения займа, включающим объем обязательств по погашению суммы основного долга и уплате процентов за пользование займом по договору займа со специализированным обществом и по погашению суммы основного долга и уплате процентов за пользование кредитом (займом) по указанным кредитным договорам (договорам займа) (при наличии таких кредитных договоров (договоров займа), не менее чем в 1,05 раза и не более чем в 1,2 раза в среднем за каждые 2 календарных года в течение периода погашения займа.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2022 N 816)
(см. текст в предыдущей редакции)
43. Претендующий на предоставление займа в соответствии с настоящим разделом участник отбора должен соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 21 настоящих Правил для застройщика.
44. Для рассмотрения Правительственной комиссией или штабом либо межведомственной комиссией концессионный проект, проект государственно-частного партнерства должен иметь экспертное заключение учредителя о целесообразности реализации соответствующего проекта, содержащее описание уровня рисков и анализ финансовой модели такого проекта, а также анализ необходимого объема финансовых обязательств концедента и (или) субъекта Российской Федерации, если он является в соответствии с законодательством Российской Федерации третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера, обеспечивающих окупаемость концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства и возвратность всех заемных средств, привлекаемых участником отбора в целях реализации соответствующего проекта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2022 N 816)
(см. текст в предыдущей редакции)
45. Учредитель в целях подготовки указанного в пункте 44 настоящих Правил экспертного заключения учредителя о целесообразности реализации концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется (планируется реализовывать) соответствующий проект, либо его заместителя проводит экспертизу такого проекта в соответствии с утвержденным учредителем регламентом проведения экспертизы концессионных проектов, проектов государственно-частного партнерства.
(см. текст в предыдущей редакции)
46. Для получения займа в соответствии с настоящим разделом участник отбора представляет учредителю в установленном учредителем порядке следующие документы:
а) заявление о предоставлении займа и паспорт концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства по форме, утвержденной учредителем и размещенной на официальном сайте учредителя;
б) документы, подтверждающие соответствие концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства критериям, предусмотренным пунктом 42 настоящих Правил, и содержащие финансовую модель концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства;
в) документы, подтверждающие соответствие участника отбора требованиям, установленным пунктом 21 настоящих Правил для застройщика.
47. В случае заключения соглашения посредством проведения конкурса сведения, представляемые участником отбора учредителю в заявлении о предоставлении займа, паспорте концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства и иных документах, должны соответствовать сведениям, указанным в конкурсном предложении участника отбора, представляемом для участия в указанном конкурсе, а в случае заключения соглашения без проведения конкурса - сведениям, указанным в предложении участника отбора о заключении концессионного соглашения, предложении участника отбора о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.
48. При необходимости учредитель запрашивает у участника отбора дополнительные обосновывающие документы для проведения экспертизы концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства и подготовки предусмотренного пунктом 44 настоящих Правил экспертного заключения учредителя о целесообразности реализации соответствующего проекта.
49. Заключение специализированным обществом договора займа со специализированным обществом с участником отбора осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) наличие обязательства концедента и (или) субъекта Российской Федерации, если он является в соответствии с законодательством Российской Федерации третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера предусмотреть бюджетные ассигнования на исполнение финансовых обязательств соответственно концедента и (или) указанного субъекта Российской Федерации либо публичного партнера, в том числе при необходимости в государственных программах субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программах, и (или) иных документах стратегического планирования, утверждаемых соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Указанные финансовые обязательства включают в том числе расходы концедента и (или) указанного субъекта Российской Федерации либо публичного партнера на софинансирование проектирования, строительства и (или) реконструкции объекта инфраструктуры, финансовое обеспечение расходов участника отбора в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях" и Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" либо возмещение таких расходов (далее - возмещение), в том числе выплачиваемое при досрочном прекращении (расторжении) соглашения;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2022 N 816)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) наличие обязательства концедента и (или) субъекта Российской Федерации, если он является в соответствии с законодательством Российской Федерации третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера по выплате возмещения по требованию участника отбора. При этом при досрочном прекращении (расторжении) соглашения срок выплаты возмещения за счет средств бюджета концедента и (или) субъекта Российской Федерации, если он является в соответствии с законодательством Российской Федерации третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера не должен превышать 270 дней со дня досрочного прекращения (расторжения) соглашения;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2022 N 816)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) объем финансовых обязательств концедента и (или) субъекта Российской Федерации, если он является в соответствии с законодательством Российской Федерации третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера в соответствии с соглашением составляет не менее определенного в экспертном заключении учредителя о целесообразности реализации соответствующего проекта объема таких обязательств, обеспечивающих окупаемость концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства и возвратность всех заемных средств, привлекаемых участником отбора в целях реализации соответствующего проекта, за исключением случая предоставления участником отбора дополнительного обеспечения исполнения обязательств участника отбора по возврату суммы займа (погашению основного долга) и по уплате процентов за пользование займом по договору займа со специализированным обществом в соответствии с подпунктом "б" пункта 50 настоящих Правил.
50. Заключаемый с участником отбора договор займа со специализированным обществом должен соответствовать следующим требованиям:
а) предусматривать использование средств займа только на цели, указанные в пункте 40 настоящих Правил;
б) обязательства участника отбора по возврату суммы займа (погашению суммы основного долга) и по уплате процентов за пользование займом по договору займа со специализированным обществом должны быть обеспечены залогом прав требования участника отбора по соглашению. При этом указанные права требования могут быть переданы в залог, включая последующий залог, в качестве обеспечения исполнения обязательств участника отбора по кредитным договорам (договорам займа), предусматривающим предоставление кредитных (заемных) средств участнику отбора для реализации соглашения и заключенным с лицами, которые являются стороной договора с участником отбора, концедентом или публичным партнером и специализированным обществом, указанного в абзаце втором подпункта "д" настоящего пункта (при наличии таких кредитных договоров (договоров займа). В случае принятия Правительственной комиссией или штабом либо межведомственной комиссией при рассмотрении вопроса об отборе концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства решения о необходимости предоставления участником отбора дополнительного обеспечения исполнения указанных обязательств участник отбора должен обеспечить исполнение этих обязательств способами, определенными таким решением;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2022 N 816)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) срок действия договора займа со специализированным обществом не должен превышать 30 лет;
г) сумма займа составляет не менее 300 млн. рублей;
д) денежные средства по договору займа со специализированным обществом предоставляются заемщику после:
заключения участником отбора с концедентом или публичным партнером и специализированным обществом, а также лицами, с которыми у участника отбора заключены кредитные договоры (договоры займа), предусматривающие предоставление кредитных (заемных) средств участнику отбора для реализации соглашения (при наличии таких кредитных договоров (договоров займа), договора, которым определяются их права и обязанности в течение срока исполнения соглашения, а также при изменении и прекращении (расторжении) соглашения (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения участником отбора своих обязательств перед концедентом или публичным партнером и лицами, предоставляющими кредитные (заемные) средства участнику отбора для реализации соглашения);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2022 N 816)
(см. текст в предыдущей редакции)
заключения участником отбора договора о банковском сопровождении реализации концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства, предусматривающего осуществление контроля за целевым использованием денежных средств, предоставленных по договору займа со специализированным обществом на цели, указанные в пункте 40 настоящих Правил, с уполномоченным банком в сфере жилищного строительства или иной кредитной организацией, с которой у участника отбора заключен кредитный договор, предусматривающий предоставление кредитных средств участнику отбора для реализации соглашения, если иной порядок осуществления контроля за использованием денежных средств не предусмотрен решением Правительственной комиссии или штаба либо межведомственной комиссии об отборе проекта концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства;
(см. текст в предыдущей редакции)
заключения между специализированным обществом и иными лицами, предоставляющими участнику отбора кредитные (заемные) средства для реализации соглашения (при наличии этих лиц), договора (соглашения) о порядке удовлетворения требований указанных кредиторов к участнику отбора. При этом очередность удовлетворения требований к участнику отбора не может предусматривать получение специализированным обществом средств в счет исполнения перед ним обязательств по договору займа со специализированным обществом, срок исполнения которых наступил, после получения средств иными лицами, предоставляющими участнику отбора кредитные (заемные) средства для реализации соглашения, в счет исполнения обязательств перед этими лицами;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2022 N 816)
выполнения иных условий в случае, если такие условия предусмотрены решением об отборе концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства, предусмотренным пунктом 41 настоящих Правил;
е) денежные средства по договору займа со специализированным обществом перечисляются специализированным обществом участнику отбора на отдельный банковский счет с ограничениями проведения операций по такому банковскому счету на условиях, установленных договором о банковском сопровождении, указанным в абзаце третьем подпункта "д" настоящего пункта, либо на лицевой счет участника отбора, средства на котором подлежат казначейскому сопровождению. Размер вознаграждения банка по такому договору о банковском сопровождении не должен превышать 0,5 процента суммы займа по договору займа со специализированным обществом.
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей