Совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг и поддержание его стабильности являются определяющими условиями дальнейшего развития института аудита. Решение вопросов, связанных с уточнением предмета и сферы аудиторской деятельности, развитием конкуренции в этом сегменте рынка, улучшением взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг, является ключевым фактором повышения качества аудиторских услуг, конкурентоспособности субъектов аудиторской деятельности, престижа аудиторской профессии. При этом институт аудита должен развиваться во взаимосвязи с развитием бухгалтерского учета, отчетности, а также системы корпоративного управления.
В целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг должны быть реализованы следующие меры:
уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности исходя из современных потребностей заказчиков аудиторских услуг, уровня развития науки и практики аудиторской деятельности, в том числе посредством расширения предмета аудиторской деятельности, диверсификации оказываемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами услуг, в частности расширения практики выполнения заданий, обеспечивающих уверенность в достоверности нефинансовой отчетности и иной информации, поэтапного введения расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;
совершенствование практики оказания аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификации процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг (в частности, за счет стандартизации бизнес-процессов оказания этих услуг), расширение практики выполнения аудиторскими организациями дополнительной работы при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций (в частности, проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем управления рисками и систем внутреннего контроля (на основе нормативно устанавливаемых критериев создания таких систем), проверки соответствия деятельности таких организаций их стратегическим документам (на основе нормативно устанавливаемых критериев такого соответствия);
дифференциация требований к субъектам аудиторской деятельности в зависимости от общественной значимости информации об обслуживаемых ими аудируемых лицах, в частности повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно значимые организации (прежде всего общественно значимые организации на финансовом рынке), совершенствование процедур регистрации таких аудиторских организаций;
введение в законодательство Российской Федерации понятия "руководитель задания по аудиту" и установление требований к лицам, назначаемым руководителями заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций;
конкретизация понятий "общественно значимые организации" и "общественно значимые организации на финансовом рынке", пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательного подтверждения достоверности информации, проводимого в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов и с учетом того, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
повышение вовлеченности аудиторского сообщества в национальную систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в борьбу с коррупцией, в том числе с подкупом иностранных должностных лиц;
усиление ответственности субъектов экономической деятельности за недостоверность их бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также за уклонение от проведения обязательного аудита этой отчетности, совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности аудиторских организаций, аудиторов перед заказчиками аудиторских услуг и иными лицами, заинтересованными в этих услугах.
Пользователи финансовой и нефинансовой информации, потребители аудиторских услуг, государственные органы, а также аудиторские организации, аудиторы заинтересованы в обеспечении добросовестного поведения на рынке аудиторских услуг. Важнейшими факторами обеспечения такого поведения являются своевременное выявление случаев недобросовестного поведения и неотвратимость соразмерного наказания в отношении недобросовестных аудиторских организаций, аудиторов. Создание условий для добросовестного поведения на рынке аудиторских услуг и активное противодействие недобросовестным аудиторским организациям, аудиторам позволят укрепить доверие к аудиторскому рынку, повысить престиж аудиторской профессии, а также будут способствовать обеспечению справедливой конкуренции на рынке аудиторских услуг, его стабильному функционированию и развитию. С целью улучшения условий конкуренции на рынке аудиторских услуг необходимо:
повышение эффективности взаимодействия комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) юридических лиц, отнесенных к общественно значимым организациям, с аудиторскими организациями;
обеспечение прозрачности деятельности аудиторских организаций (в частности, необходимо предусмотреть в законодательстве Российской Федерации об аудиторской деятельности для аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации, требование раскрывать сведения о своей деятельности на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
введение для общественно значимых организаций, которым оказываются аудиторские услуги, требования раскрывать сведения о вознаграждениях, выплаченных аудиторской организации, в том числе по видам услуг, оказанных такой аудиторской организацией;
совершенствование конкурсных процедур отбора аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, в частности посредством актуализации нестоимостных критериев оценки заявок и окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг, разработки критериев оценки качества оказанных аудиторских услуг;
принятие мер по противодействию недобросовестным практикам, профилактике и пресечению правонарушений на рынке аудиторских услуг;
расширение использования института деловой (профессиональной) репутации в противодействии недобросовестным практикам на аудиторском рынке;
совершенствование учета аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.
Важным условием развития рынка аудиторских услуг является улучшение взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг и иными лицами, заинтересованными в этих услугах. Такое взаимодействие имеет особое значение для достижения следующих целей:
понимание потребителями аудиторских услуг роли, значения и процесса аудита, прав и обязанностей аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
повышение информированности потребителей аудиторских услуг о преимуществах, которые получает заинтересованное лицо при работе с проаудированной финансовой информацией;
понимание широким кругом лиц преимуществ, которые они получают, приобретая услуги, связанные с аудиторской деятельностью, у аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
формирование и поддержание доверия потребителей аудиторских услуг к аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам.
Кроме того, взаимодействие аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг и иными лицами, заинтересованными в этих услугах, окажет положительное влияние на поддержание осознанного спроса на традиционные аудиторские услуги и формирование спроса на новые аудиторские услуги, повышение ответственности юридических лиц и их руководителей во взаимоотношениях с аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Такое взаимодействие должно стать одним из основных направлений деятельности саморегулируемой организации аудиторов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей