Задачи обучения

Задачи обучения:

Общими задачами физической подготовки являются:

совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты и выносливости, а также тренировки вестибулярного аппарата;

воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности;

вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом;

внедрение различных форм занятий физическими упражнениями в режиме работы, учебы и отдыха;

овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Специальными задачами физической подготовки являются:

овладение и совершенствование навыков выполнения приемов, в том числе после значительных физических нагрузок и психических напряжений, приближенных к реальным условиям ЧС;

переноска пострадавшего одним или двумя спасателями;

преодоление различных видов препятствий, водных преград, скальных участков, снежных склонов, расщелин, завалов, в том числе в условиях неустойчивого состояния поверхностей передвижения;

ориентирование в замкнутых пространствах, под водой, в условиях задымленности, в нестандартных условиях;

умение контролировать свое психическое состояние;

умение самоконтроля физического состояния;

воспитание смелости, решительности, находчивости, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи при выполнении задач по предназначению.

Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, теоретические знания, методические умения и навыки. Физические упражнения являются основным средством физической подготовки, их применение должно сочетаться с соблюдением гигиенических требований.

Формами ведения физической подготовки являются: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе служебной деятельности, спортивно-массовые мероприятия, самостоятельные занятия.

Обеспечение специальной направленности физической подготовки достигается:

на учебных занятиях - определением и формулированием дидактической (ознакомление, обучение, совершенствование), образовательной и воспитательной целей занятия для их полного или частичного достижения обучающимися, включением в содержание занятия соответствующих разделов (тем) физической подготовки, рациональным распределением учебного времени для освоения содержания занятий, преимущественным использованием физических упражнений, развивающих наиболее необходимые прикладные навыки, физические, специальные и психические качества:

на утренней физической зарядке - рациональным включением специальных упражнений, направленных на совершенствование наиболее необходимых качеств и навыков;

в процессе служебной деятельности - использованием физических упражнений, характерных для данной специальности, применением комплексов упражнений и соответствующих методических приемов;

в спортивно-массовой работе - использованием спасательного, служебно-прикладных и олимпийских видов спорта и упражнений;

на самостоятельных занятиях - совершенствованием, наряду с общеразвивающими упражнениями, специальных упражнений, освоенных на учебных занятиях.

Совершенствование физических и психических качеств спасателей достигается применением специально направленных упражнений:

общая выносливость - циклические длительные упражнения в умеренном и среднем темпах с нагрузкой на большие мышечные группы, с активной деятельностью всех систем организма: бег, кросс, передвижение на лыжах, плавание, преодоление препятствий, гребля, езда на велосипеде, пешие переходы, спортивные игры;

сила и силовая выносливость - упражнения со значительным напряжением мышц: поднимание и переноска тяжести, силовые упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, единоборства;

скоростная выносливость - продолжительные скоростные упражнения: переменный бег с ускорениями, повторный бег и передвижение на лыжах на короткие и средние дистанции, преодоление препятствий, плавание;

быстрота действий и быстрота двигательных реакций - упражнения на быстроту действий по командам и сигналам, максимальную частоту отдельных движений, скоростные и скоростно-силовые действия: бег на дистанции до 100 м, прыжки, преодоление препятствий, приемы борьбы, бокса, спортивные игры;

ловкость, пространственная ориентировка и двигательная координация - упражнения со сложной координацией движений, быстрым переключением от одних, точно согласованных действий, к другим и решением внезапных двигательных задач: упражнения на гимнастических и специальных снарядах, тренажера, скалодромах, прыжки, акробатические упражнения, прыжки в воду, спуски и повороты на лыжах, спортивные игры, единоборства, упражнение на пространственное ориентирование и устойчивость вестибулярного аппарата;

психическая устойчивость - упражнения в острых эмоциональных ситуациях при нервно-психическом напряжении, при наличии опасности: преодоление водных преград; прыжки в воду; упражнения, имеющие элементы риска; на металлической конструкции; единоборства; преодоление отдельных препятствий в сложных условиях;

смелость и решительность - упражнения, содержащие элементы новизны, риска и опасности при изменении и усложнении условий их выполнения: передвижения на значительной высоте по узкой опоре; прыжки в воду; прыжки с высоты в глубину через разнообразные препятствия; соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, акробатические упражнения; спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах; упражнения на специальных снарядах; единоборства;

инициатива и находчивость - упражнения, требующие принятия самостоятельных решений: спортивные игры, единоборства, приемы и действия по внезапно подаваемым командам и сигналам;

настойчивость и упорство - упражнения, связанные с большими физическими нагрузками и нервно-психическим напряжением, особенно в условиях состязаний: бег на средние и длинные дистанции, поднимание тяжестей и силовые упражнения на максимальное количество раз;

выдержка и самообладание - упражнения, связанные с необходимостью действовать точно и сноровисто в условиях физических нагрузок и нервно-психического напряжения: преодоление сложных препятствий, плавание в одежде, ныряние, действия на воде и под водой, метание веревки с петлей в цель;

эмоциональная устойчивость - упражнения, содержащие элементы риска, воспитание привычки самоконтроля за своим состоянием, формирование навыков преодоления скованности, произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях сильного эмоционального напряжения;

устойчивость внимания и способность его переключения - специальные упражнения и дополнительные задания, требующие выполнения команд и сигналов в быстроменяющейся обстановке: спортивные и подвижные игры, единоборства.

Физическая подготовка как педагогический процесс одновременно решает задачи воспитания организованности, дисциплины, коллективизма и взаимопомощи, формирования строевой выправки и подтянутости.