практика Европейского Суда по правам человека

В Верховный Суд Российской Федерации поступили неофициальные переводы решений Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд) по жалобам:

N 64669/16 "Эдуард Николаевич Другов против Российской Федерации" и 188 других жалоб;

N 80380/17 "Максим Сергеевич Будкевич против Российской Федерации" и 30 других жалоб;

N 41102/16 "Алексей Анатольевич Беляев против Российской Федерации" и 29 других жалоб;

N 13481/13 "Алексей Леонидович Заворин против Российской Федерации" и 569 других жалоб;

N 54797/18 "Виктор Сергеевич Зайцев против Российской Федерации" и 193 других жалоб;

N 70579/13 "Андрей Алексеевич Катков против Российской Федерации" и 197 других жалоб;

N 38708/13 "Виктор Сергеевич Кралин против Российской Федерации" и 112 других жалоб;

N 6018/17 "Иван Олегович Курилов против Российской Федерации" и 114 других жалоб;

N 31479/17 "Андрей Валерьевич Марков против Российской Федерации" и 31 другая жалоба;

N 49125/15 "Галина Михайловна Ощепкова против Российской Федерации" и 257 других жалоб;

N 14486/18 "Иван Андреевич Самарин против Российской Федерации" и 203 другие жалобы;

N 57519/16 "Игорь Занилович Тайсинов против Российской Федерации" и 4 другие жалобы,

которыми установлено, что в Российской Федерации существует эффективное средство правовой защиты по делам, где заявители жалуются на нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (далее - Конвенция) ввиду необеспечения надлежащих условий содержания под стражей в ходе предварительного следствия (в прошлом) или условий содержания в исправительных учреждениях: жалобы заявителей отклонены в связи с неисчерпанием ими внутригосударственных средств правовой защиты (перечни заявителей указаны в приложениях к указанным решениям).

В указанных решениях Европейский Суд обратил внимание на то, что в своем решении от 17 марта 2020 года по делу "Шмелев и другие против России" (жалоба N 41743/17 и 16 других жалоб) <2> Суд уже рассмотрел аналогичные жалобы, поданные российскими заявителями, и объявил их неприемлемыми ввиду неисчерпания внутригосударственных средств правовой защиты.

--------------------------------

<2> См. Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2020).

В частности, Суд принял во внимание, что 27 января 2020 года в Российской Федерации вступил в силу новый Закон о компенсации <3>. Суд отметил, что Закон предусматривает следующее - любой заключенный, утверждающий, что условия его содержания нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, может обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что (бывший) заключенный может требовать одновременно установления нарушения в виде ненадлежащих условий содержания и финансовой компенсации за это нарушение.

--------------------------------

<3> Речь идет о Федеральном законе от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В этом решении Суд также указал следующее:

"122. Суд повторяет, что когда заявители уже находились на свободе, было бы достаточным предоставить им сугубо компенсационное средство правовой защиты для того, чтобы обеспечить им справедливую компенсацию за предполагаемое нарушение статьи 3 [Конвенции]... Соответственно, достаточно проверить, могут ли соответствующие заявители потребовать исчерпания компенсационного средства правовой защиты.

123. Как упоминалось выше, Суд может изучить эффективность недавно введенного внутригосударственного средства правовой защиты, даже если оно не было доступно на момент подачи жалобы, когда такое средство правовой защиты вводится на более позднем этапе в ответ на обнаружение Судом системной проблемы... Суд пришел к выводу, что Закон о компенсации в целом представляет собой адекватный и эффективный способ компенсационного возмещения правовой защиты в случаях, когда возникают вопросы о ненадлежащих условиях содержания в ходе предварительного следствия. Суд установил, что Закон напрямую доступен заинтересованным лицам, снабжен необходимыми процессуальными гарантиями, связанными с судебным состязательным производством,... нет оснований полагать, что такие требования не будут рассмотрены в течение разумного срока, или что компенсация не будет выплачена безотлагательно. Он также пришел к выводу, что система предлагает разумные перспективы успеха заявителям для получения компенсации.

124. Суд также отмечает, что Закон о компенсации снабжен переходными положениями, так что он может применяться любым лицом, жалоба которого на не соответствующие требованиям условия содержания находилась на рассмотрении Суда на момент вступления Закона в силу, в течение 180 дней после такой даты... То же самое относится и к тем, чьи жалобы будут признаны неприемлемыми этим Судом ввиду вступления в силу Закона.

125. Суд принимает то, что внутригосударственные суды были не в состоянии установить практику согласно Закону о компенсации. Тем не менее, Суд неоднократно [отмечал], что сомнения в перспективах средства правовой защиты, которое очевидно предусматривает обоснованную возможность компенсации, не является веской причиной для отказа от него...

126. Соответственно, даже если внутригосударственное средство правовой защиты не было доступно заявителям в то время, когда они обращались в Суд, Суд считает, что ситуация оправдывает отступление от общего правила об исчерпании и требует, чтобы указанные заявители подали запрос о компенсации в соответствии с положениями Закона о компенсации.

127. Суд признает, что в настоящее время не может быть установлен исход требований заявителей в соответствии с новыми положениями. Тем не менее, как Суд уже отмечал в подобных случаях, заявители могли бы подать новые жалобы, если их требования к национальным судам по каким-либо причинам окажутся неудовлетворенными. Конечная надзорная юрисдикция Суда сохраняется в отношении любых жалоб, поданных заявителями, которые, в соответствии с принципом субсидиарности, исчерпали имеющиеся возможности получения возмещения... Суд будет по своему усмотрению оценивать соответствие применения национальной практики пилотному решению и стандартам Конвенции в целом, в том числе, в отношении стандарта доказательств, применяемого национальными судами...

128. Наконец, Европейский Суд не упускает из виду ряд позитивных событий, связанных с ситуацией с содержанием в ходе предварительного следствия в России, которые будут проанализированы ниже".

Таким образом, полагая, что в Российской Федерации существует эффективное средство правовой защиты в тех делах, в которых заявители жалуются на нарушение статьи 3 Конвенции в связи с содержанием в ходе предварительного следствия в прошлом, и отклонив жалобы таких заявителей ввиду неисчерпания внутригосударственных средств правовой защиты, Суд объявил, что он будет применять этот подход ко всем аналогичным жалобам.

Суд также пришел к выводу, что заявители, которые жаловались на содержание в условиях переполненности в исправительных учреждениях после вынесения приговора, в нарушение установленной национальным законодательством нормы в два квадратных метра на человека, когда их содержание в таких условиях уже завершилось, оказались в ситуации, аналогичной ситуации тех лиц, содержание которых в ходе предварительного следствия нарушило применимые национальные стандарты. Суд подчеркнул, что для них, как и для других лиц, оказавшихся в аналогичной ситуации, новый Закон о компенсации представляет собой, в принципе, адекватный и эффективный способ получения возмещения, и имеет разумные шансы на успех. Таким образом, по причине неисчерпания внутригосударственных средств правовой защиты он также отклонил те жалобы, в которых заявители жаловались на содержание после вынесения приговора в нарушение стандартов, установленных национальным законодательством, и решил, что фактические или потенциальные заявители, оказавшиеся в аналогичной ситуации, т.е. когда жалоба касается содержания в прошлом в условиях, нарушавших применимые внутригосударственные стандарты, также сначала должны воспользоваться компенсационным средством правовой защиты, введенным в январе 2020 года.

Возвращаясь к обстоятельствам настоящих дел и рассмотрев все представленные ему материалы, Суд не усмотрел каких-либо обстоятельств или доводов, которые позволили бы ему прийти к иному выводу относительно приемлемости данных жалоб. Суд счел, что, в той части, в которой заявители подали небезосновательные жалобы на нарушение их прав в связи с ненадлежащими условиями содержания, описанными в прилагаемой к тексту решения таблице, Закон о компенсации дает им возможность получить компенсацию. Соответственно, заявителям, по мнению Суда, следует исчерпать данное средство правовой защиты, прежде чем их жалобы смогут быть рассмотрены Судом. Следовательно, их жалобы на нарушения статей 3 и 13 Конвенции, перечисленные в прилагаемой таблице, должны быть объявлены неприемлемыми в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 35 Конвенции.