Определение Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N 107-О "По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 апреля 2002 г. N 107-О
ПО ЗАПРОСУ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТОВ 2 И 5 СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.И. Тиунова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Конституционного Суда Республики Карелия,
1. Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установленные пунктом 1 данной статьи ставки налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 той же статьи налог уплачивается ежегодно в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" предусмотрены более высокие ставки налога на владельцев транспортных средств, чем в пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", причем не в твердом размере, а в процентном отношении к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. Сроки уплаты налога данным Законом Республики Карелия не закреплены.
В производстве Конституционного Суда Республики Карелия находится дело по ходатайству Карельской общественной организации "Лига частного бизнеса" и Прокурора Республики Карелия о проверке соответствия Конституции Республики Карелия статьи 7 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия". Придя к выводу о том, что наделение субъектов Российской Федерации правом без каких-либо ограничений повышать ставки налога по сравнению с предусмотренными федеральным законом и устанавливать сроки уплаты федерального налога, а следовательно, пункты 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" противоречат статьям 19 (часть 1), 57, 71 (пункт "з"), 74, 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Карелия обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.
Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (пункт 6 статьи 3); налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога.
Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам относит налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации (подпункт "м" пункта 1 статьи 19). Перечень этих налогов, включая налог с владельцев транспортных средств, установлен Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", который утрачивает силу с 1 января 2001 года (статья 5 Федерального закона от 5 августа 2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").
В то же время, учитывая, что суммы налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"), их уменьшение законом субъекта Российской Федерации не может рассматриваться как превышение субъектом Российской Федерации своих конституционных полномочий в сфере налогообложения, поскольку, не затрагивая интересы государства, облегчает положение налогоплательщиков; формирование доходов субъекта Российской Федерации находится в его ведении.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 125 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, статьей 6, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьей 80 и частями второй, четвертой и пятой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
2. Поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса о проверке конституционности пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" в части установления повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств по сравнению с тем, как они определены пунктом 1 данной статьи, не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения в виде постановления, а в остальной части запрос не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым, и поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно, признать данный запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Определение по данному запросу окончательно, не подлежит обжалованию, не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей