1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона N 185-ФЗ, Жилищного Кодекса Российской Федерации, договоров о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключаемых Фондом с субъектом Российской Федерации (далее договор о долевом финансировании), и дополнительных соглашений к ним.

2. Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка мониторинга реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом на территории субъекта Российской Федерации (далее - АЖФ).

3. Настоящие Методические рекомендации применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - ОСФ), органами местного самоуправления (далее - ОМС) в ходе сбора, анализа и представления информации о расселении АЖФ.

4. Настоящими Методическими рекомендациями для осуществления мониторинга определяются следующие типы региональных программ (в т.ч. для мониторинга мероприятий по переселению граждан без участия средств Фонда):

- ИПС - программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, находящегося на территории субъекта Российской Федерации, договоры о развитии застроенных территорий и иные способы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспеченные финансированием до 1 января 2013 года за счет средств субъекта Российской Федерации, муниципального образования, внебюджетных источников;

- ПС - региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, обеспеченная финансированием после 1 января 2013 года;

- МС - региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, обеспеченная финансированием после 1 января 2013 года.

- ПСП - региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, финансируемая с участием средств Фонда.

5. Настоящими методическими рекомендациями определяется ввод данных в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" 2.0, разработанную и обслуживаемую Фондом (АИС "Реформа ЖКХ"), находящуюся по адресу в сети Интернет - http://ais.reformagkh.ru/ (далее АИС "Реформа ЖКХ"), на основании которых Фонд формирует сводные аналитические отчеты для публикации их на официальном сайте Фонда www.fondgkh.ru и reformagkh.ru, предоставления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и (или) в иные федеральные органы исполнительной власти, следующих данных:

- Информация о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, представляемая во исполнение приказа Минстроя России от 25 апреля 2014 года N 205/пр;

- Заключение контракта на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов, выкуп жилых помещений у собственников помещений в многоквартирном доме, договора о развитии застроенных территорий или иных типов контрактов;

- Изменение строительной готовности многоквартирного дома, на строительство которого заключен контракт (контракты), ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, оформление помещений в собственность субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

- Заключение договора мены с собственником помещения, находящегося в аварийном доме, договора социального найма с гражданином, проживавшим в аварийном доме по договору социального найма;

- Наличие причин, предусмотренных частью 14 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ и влияющих на выполнение программы (принятие наследства, неизвестность места пребывания гражданина, наличие судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другие причины, связанные с личностью гражданина (далее непредвиденные обстоятельства);

- Участие в приемке дома в эксплуатацию комиссии согласно п. 2.3.7.1 дополнительного соглашения к договору о долевом финансировании, в т.ч. с участием представителей общественности;

- Определение класса энергоэффективности дома;

- Снос/реконструкция расселенных аварийных домов.

6. Настоящими Методическими рекомендациями определяется следующий примерный перечень документов, подтверждающих наличие непредвиденных обстоятельств, влияющих на реализацию программы:

1) Открытие наследства и оформление права на наследство подтверждается:

- свидетельством о смерти наследодателя;

- справкой нотариуса о том, что свидетельство о праве на наследство не выдано, и о причинах, препятствующих выдаче, если срок принятия наследства истек;

2) Неизвестность места пребывания гражданина подтверждается:

- документами о принятых мерах по установлению места пребывания гражданина (справки отделения полиции о мерах по розыску, документы о возбуждении дела);

3) Наличие судебного спора подтверждается:

- документом о возбуждении дела (дата и номер дела, наименование суда),

- решением по делу

4) Другие причины, связанные с личностью гражданина (признание недееспособным; участие лица в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов) подтверждаются:

- решением суда о признании недееспособным;

- справкой военкомата об участии в боевых действиях.

Указанным в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта непредвиденным обстоятельствам присваиваются следующие статусы:

6.1. Открытие наследства и оформление права на наследство:

- открыто наследство (статус присваивается при наличии свидетельства о смерти гражданина, являвшегося собственником помещения, из которого он подлежал переселению, но производство по наследственному делу не начато);

- начато производство по наследственному делу;

- имеется спор о праве на наследственное имущество (жилое помещение) (включая споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства):

- на рассмотрении в первой инстанции;

- на рассмотрении в апелляционной инстанции;

- на рассмотрении в кассационной инстанции;

- в суде рассматривается дело об установлении факта принятия наследства, о совершении нотариального действия или отказе в его совершении:

- на рассмотрении в первой инстанции;

- на рассмотрении в апелляционной инстанции;

- на рассмотрении в кассационной инстанции;

- выдано свидетельство о праве на наследство (за исключением выморочного имущества);

- выдано свидетельство о праве на наследство выморочного имущества;

- вступило в законную силу решение суда, в котором признано право лица на наследственное имущество (кроме выморочного имущества);

- вступило в законную силу решение суда, в котором признано право муниципального образования на выморочное имущество.

6.2. Неизвестность места пребывания гражданина и другие причины:

- направлено обращение и получено подтверждение из уполномоченного органа о наличии непредвиденного обстоятельства.

В случае, если прошло более 9 месяцев после начала непредвиденных обстоятельств, указанных в подпунктах 6.1, 6.2 настоящего пункта, пояснить причины, по которым не выдано свидетельство о праве на собственность или не зарегистрировано право собственности на жилое помещение (например, наследником подан не полный комплект документов, наследник не явился за свидетельством о наследстве и др.).

6.3. Судебный спор о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебный спор, связанный с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации:

- первая инстанция:

- на рассмотрении;

- решение принято в пользу МО, срок подачи апелляционной жалобы не истек;

- решение принято в пользу гражданина, срок апелляционной жалобы не истек;

- апелляционная инстанция:

- на рассмотрении;

- решение в пользу МО;

- решение в пользу гражданина;

- кассационная инстанция:

- на рассмотрении;

- решение в пользу МО;

- решение в пользу гражданина;

- решение в пользу МО вступило в силу, не обжалуется в кассационном порядке, либо оставлено в силе кассационной инстанцией;

- решение в пользу гражданина вступило в силу, не обжалуется в кассационном порядке, либо оставлено в силе кассационной инстанцией.

7. Настоящими Методическими рекомендациями определяются следующие типы заключаемых для реализации программ переселения контрактов:

- ГКСТР - государственный контракт на строительство многоквартирного дома;

- МКСТР - муниципальный контракт на строительство многоквартирного дома;

- ГКДСТР - государственный контракт на участие в долевом строительстве многоквартирного дома;

- МКДСТР - муниципальный контракт на участие в долевом строительстве многоквартирного дома;

- ГКПЗН - государственный контракт на покупку помещений у застройщика в домах, не введенных в эксплуатацию;

- МКПЗН - муниципальный контракт на покупку помещений у застройщика в домах, не введенных в эксплуатацию;

- ГКПЗГ - государственный контракт на покупку помещений у застройщика в домах, введенных в эксплуатацию;

- МКПЗГ - муниципальный контракт на покупку помещений у застройщика в домах, введенных в эксплуатацию;

- КПВР - контракт на покупку помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию;

- КВ - контракт на выкуп помещений у собственников;

- ДРЗТ - договор о развитии застроенной территории;

- ДР - другой способ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

8. Настоящими Методическими рекомендациями определяются следующие этапы строительной готовности многоквартирного дома:

0 - не получено разрешение на строительство;

1 - получено разрешение на строительство;

2 - завершен нулевой цикл (фундамент);

3 - завершены основные строительные работы (закрыт тепловой контур здания: возведены стены, крыша, заполнены оконные и дверные проемы, подведены инженерные сети к дому);

4 - введен в эксплуатацию.

Этапы 2 - 4 строительной готовности подтверждаются фотоизображениями строящихся/построенных объектов, размещаемыми на портале Фонда (строительная площадка, фасад, инженерные сети, внутренние помещения, придомовая территория). Инструкция по загрузке фотоизображений расположена по адресу: https://ais.reformagkh.ru/docs/zagrukaphotopostroyashemisyadomu.pdf.

Этап 4 строительной готовности подтверждается скан-образами актов о вводе объектов в эксплуатацию. Инструкция по загрузке скан-образов расположена по адресу: https://ais.reformagkh.ru/docs/completed_houses.pdf.