Глава 2. Организационная структура, используемая Банком России при обеспечении бесперебойности функционирования платежной системы Банка России
2.1. Организационная структура, используемая Банком России при обеспечении БФПС, должна включать три уровня:
на первом уровне управление рисками в ПС, а также управление непрерывностью функционирования ПС должно осуществляться структурными подразделениями подразделений Банка России при выполнении ими бизнес-процесса (далее - ПУРиН), руководителями ПУРиН, структурным подразделением Банка России, ответственным за определение требований к защите информации в ПС, структурным подразделением Банка России, ответственным за организацию и осуществление контроля за соблюдением требований к защите информации в ПС, руководителем структурного подразделения центрального аппарата Банка России, реализующего полномочия оператора ПС и ответственного за функционирование ПС в целом (далее - подразделение, реализующее полномочия оператора ПС), заместителем Председателя Банка России, курирующим вопросы организации и функционирования национальной платежной системы (далее - курирующий руководитель Банка России), Председателем Банка России, а также структурными подразделениями ОПКЦ внешней платежной системы, выполняющими бизнес-процесс в части оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга при осуществлении перевода денежных средств с использованием СБП (далее - ПУРиН внешней платежной системы);
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
на втором уровне координация и методологическая поддержка деятельности по обеспечению БФПС должны выполняться подразделением, реализующим полномочия оператора ПС, и структурным подразделением центрального аппарата Банка России, ответственным за развитие системы управления рисками Банка России (далее - УРСУР), Комитетом по управлению рисками в ПС (далее - Комитет), а также подразделением ОПКЦ внешней платежной системы, ответственным за контроль рисков в СБП (далее - УпКР);
на третьем уровне должны проводиться оценка системы управления рисками в ПС (далее - СУР) Службой главного аудитора Банка России, и оценка системы управления рисками ОПКЦ внешней платежной системы - подразделением, осуществляющим внутренний аудит ОПКЦ внешней платежной системы.
2.2. Обеспечение БФПС должно осуществляться следующими субъектами организационной структуры:
курирующим руководителем Банка России;
руководителем подразделения, реализующего полномочия оператора ПС (далее - владелец бизнес-процесса);
работниками подразделений Банка России, в состав которых в том числе входят ПУРиН (далее - работники структурных подразделений Банка России);
работниками УРСУР, выполняющими методологические функции по управлению рисками, присущими бизнес-процессу (далее - работники УРСУР);
работниками структурного подразделения Банка России, реализующего полномочия оператора ПС, выполняющими методологические функции по управлению непрерывностью функционирования ПС (далее - работники оператора ПС);
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
работниками структурного подразделения Банка России, реализующего полномочия оператора ПС, назначенными владельцем бизнес-процесса для координации и выполнения работ по обеспечению БФПС (далее - риск-координаторы бизнес-процесса);
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
работниками ПУРиН, назначенными руководителем ПУРиН для координации и выполнения работ по обеспечению БФПС в рамках компетенции данного ПУРиН (далее - риск-координаторы ПУРиН);
работником ОПКЦ внешней платежной системы, назначенным руководителем ОПКЦ внешней платежной системы для координации и выполнения работ по обеспечению БФПС в части оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга при осуществлении перевода денежных средств с использованием СБП (далее - риск-координатор СБП внешней платежной системы). Руководитель ОПКЦ внешней платежной системы может назначить нескольких работников ОПКЦ внешней платежной системы риск-координаторами СБП внешней платежной системы;
работниками ПУРиН внешней платежной системы, осуществляющими координацию и выполнение работ по обеспечению БФПС в части оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга при осуществлении перевода денежных средств с использованием СБП в рамках компетенции данного структурного подразделения ОПКЦ внешней платежной системы (далее - риск-координаторы ПУРиН внешней платежной системы);
работниками структурного подразделения Банка России, ответственного за определение требований к защите информации в ПС (далее - работники, определяющие требования к защите информации);
(абзац введен Указанием Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
работниками структурного подразделения Банка России, ответственного за организацию и осуществление контроля за соблюдением требований к защите информации в ПС (далее - работники, осуществляющие контроль за соблюдением требований к защите информации).
(абзац введен Указанием Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
Работники структурных подразделений Банка России, выполняющие функции, указанные в абзацах девятом, десятом, одиннадцатом, четырнадцатом и пятнадцатом настоящего пункта, назначаются организационно-распорядительными документами Банка России.
(абзац введен Указанием Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
2.2.1. Председатель Банка России:
рассматривает и утверждает ежегодный отчет об управлении рисками в ПС;
абзац утратил силу с 1 октября 2024 года. - Указание Банка России от 09.01.2024 N 6653-У;
(см. текст в предыдущей редакции)
принимает решения о выделении ресурсов для обеспечения БФПС.
2.2.2. Курирующий руководитель Банка России:
осуществляет контроль за обеспечением БФПС;
согласовывает предложения владельца бизнес-процесса по мерам реагирования на значимые риски (далее - меры реагирования) III зоны карты рисков, представленной в приложении 3 к настоящему Положению, и обеспечивает организацию выполнения принятых решений;
согласовывает ключевые индикаторы рисков (далее - КИР), предложенные владельцем бизнес-процесса в дополнение к указанным в приложении 2 к настоящему Положению (далее - дополнительные КИР), или отмену дополнительных КИР;
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
утверждает план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности Банка России как оператора ПС (далее - план ОНиВД), за исключением плана ОНиВД ОПКЦ внешней платежной системы;
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимает решения о применении мер реагирования, направленных на обеспечение непрерывности функционирования ПС в условиях инцидента (далее - ответные меры), приводящего к приостановлению оказания одной или нескольких УПИ более чем на два часа, в том числе о реализации соответствующей последовательности действий плана ОНиВД (далее - сценарий плана ОНиВД), а также принимает решения о реагировании на инциденты, воздействие которых требует перехода на оказание УПИ с использованием резервного комплекса программных и (или) технических средств;
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимает решения по спорным вопросам, возникающим при обеспечении БФПС, в том числе при отсутствии по ним согласованной позиции у подразделений Банка России, обеспечивающих функционирование ПС.
2.2.3. Комитет является коллегиальным органом по управлению рисками, присущими бизнес-процессу. Функции, состав и полномочия Комитета, в том числе в части оценки СУР, определяются положением о Комитете, утвержденным организационно-распорядительным документом Банка России.
2.2.4. Владелец бизнес-процесса должен обеспечивать БФПС посредством выполнения следующих мероприятий.
В части управления рисками в ПС владелец бизнес-процесса должен:
обеспечивать формирование и поддержание в актуальном состоянии описания бизнес-процесса;
совместно с руководителями ПУРиН обеспечивать идентификацию значимых рисков, присущих бизнес-процессу;
утверждать перечень значимых рисков;
совместно с руководителями ПУРиН обеспечивать проведение оценки значимых рисков;
организовать ведение профиля значимых рисков, в том числе риска нарушения БФПС (далее - профиль рисков в ПС), и утверждать профиль рисков в ПС, подготовленный по результатам проведенной оценки значимых рисков, а также допустимые уровни значимых рисков;
(в ред. Указания Банка России от 22.09.2022 N 6254-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать подготовку, направление курирующему руководителю Банка России предложений о реагировании на значимые риски III зоны карты рисков и выполнение принятых решений по ним;
рассматривать и согласовывать предложения риск-координаторов ПУРиН, риск-координаторов ПУРиН внешней платежной системы по мерам реагирования на значимые риски II зоны карты рисков, обеспечивать организацию выполнения принятых решений по ним;
обеспечивать подготовку плана ОНиВД, его тестирование и пересмотр;
направлять курирующему руководителю Банка России при наличии предложения о разработке (отмене) дополнительных КИР и обеспечивать выполнение принятых решений по ним;
обеспечивать мониторинг уровней значимых рисков и их анализ, в том числе в режиме реального времени, посредством расчета с заданной периодичностью текущих значений КИР и сопоставления их в режиме реального времени с пороговыми значениями КИР (далее - мониторинг уровней значимых рисков), а также принимать решение о назначении ответственного ПУРиН за мониторинг уровней значимых рисков с использованием КИР 1 - КИР 5, расчет которых осуществляется в соответствии с пунктом 2 приложения 2 к настоящему Положению;
принимать меры, направленные на решение проблем, возникших у нескольких подразделений Банка России при обеспечении БФПС (далее - системные проблемы);
(в ред. Указания Банка России от 22.09.2022 N 6254-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать подготовку ежегодного отчета об управлении рисками в ПС;
обеспечивать выполнение решений Комитета, в том числе сформированных по итогам проведенной оценки СУР;
обеспечивать непрерывность исполнения обязанностей, возложенных настоящим Положением на риск-координаторов бизнес-процесса и риск-координаторов ПУРиН, в период их отсутствия на рабочем месте более одного рабочего дня (для риск-координаторов ПУРиН с учетом графика работы ПУРиН).
В части управления непрерывностью функционирования ПС владелец бизнес-процесса должен:
обеспечивать выявление и регистрацию инцидентов;
обеспечивать полноту и корректность сведений о зарегистрированных инцидентах;
обеспечивать проведение оценки влияния на БФПС каждого и всех в совокупности инцидентов, реализовавшихся в течение календарного месяца при выполнении бизнес-процесса;
принимать решения о применении ответных мер, включая активацию сценариев плана ОНиВД в отношении инцидентов, приводящих к нарушению надлежащего оказания УПИ в ПС, за исключением решений, отнесенных к компетенции курирующего руководителя Банка России, руководителей ПУРиН;
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать подготовку предложений о применении ответных мер, в том числе об активации сценариев плана ОНиВД, отнесенных к компетенции курирующего руководителя Банка России, и выполнение принятых решений о применении указанных мер;
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимать меры, направленные на решение системных проблем.
(в ред. Указания Банка России от 22.09.2022 N 6254-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В части организации взаимодействия Банка России, ОПКЦ внешней платежной системы и участников ПС по обеспечению БФПС владелец бизнес-процесса должен обеспечивать:
информирование участников ПС о приостановлении и восстановлении оказания УПИ в ПС;
информирование ОПКЦ внешней платежной системы о приостановлении и восстановлении оказания Банком России УПИ в рамках СБП.
В части осуществления контроля за соблюдением ОПКЦ внешней платежной системы требований настоящего Положения по обеспечению БФПС владелец бизнес-процесса должен:
обеспечивать рассмотрение документов, определяющих деятельность ОПКЦ внешней платежной системы по обеспечению БФПС в части СБП;
утверждать подготовленные риск-координаторами бизнес-процесса результаты рассмотрения документов, определяющих деятельность ОПКЦ внешней платежной системы по обеспечению БФПС в части СБП.
2.2.5. Руководители ПУРиН должны обеспечивать БФПС в части компетенции ПУРиН посредством выполнения следующих мероприятий.
В части управления рисками в ПС руководители ПУРиН должны:
обеспечивать формирование и поддержание в актуальном состоянии описания выполняемых шагов (операций) бизнес-процесса, в том числе посредством направления владельцу бизнес-процесса предложений о внесении изменений в их описание;
обеспечивать идентификацию значимых рисков, присущих бизнес-процессу, и осуществлять согласование перечня значимых рисков, подготовленного риск-координаторами ПУРиН;
обеспечивать проведение оценки значимых рисков;
организовывать ведение информации о значимых рисках в рамках профиля рисков в ПС в части компетенции ПУРиН и согласовывать содержание данной информации, подготовленной риск-координаторами ПУРиН, в профиле рисков в ПС по результатам оценки значимых рисков;
обеспечивать подготовку, направление владельцу бизнес-процесса предложений о реагировании на значимые риски III и II зоны карты рисков и выполнение принятых решений по ним;
обеспечивать подготовку плана ОНиВД, его тестирование и пересмотр в части компетенции ПУРиН;
рассматривать предложения риск-координаторов ПУРиН об установлении (отмене) дополнительных КИР, вносить предложения об установлении (отмене) дополнительных КИР владельцу бизнес-процесса и обеспечивать выполнение принятых решений по ним;
обеспечивать проведение мониторинга уровней значимых рисков на предмет своевременного применения мер реагирования;
обеспечивать подготовку материалов для включения в ежегодный отчет об управлении рисками в ПС;
обеспечивать выполнение решений Комитета, в том числе сформированных по итогам проведенной оценки СУР;
обеспечивать осведомленность работников ПУРиН о значимых рисках и порядке управления ими.
В части управления непрерывностью функционирования ПС руководители ПУРиН должны:
обеспечивать выявление и регистрацию инцидентов;
обеспечивать полноту и корректность сведений о зарегистрированных инцидентах;
обеспечивать проведение оценки влияния на БФПС каждого инцидента и всех в совокупности инцидентов, реализовавшихся в течение календарного месяца при выполнении бизнес-процесса, в части компетенции ПУРиН;
принимать решения о применении ответных мер, за исключением решений, отнесенных к компетенции курирующего руководителя Банка России, владельца бизнес-процесса;
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать реализацию ответных мер, в том числе по активации сценариев плана ОНиВД, в отношении инцидентов, приводящих к приостановлению оказания УПИ более чем на два часа.
В части организации взаимодействия Банка России, ОПКЦ внешней платежной системы и участников ПС по обеспечению БФПС руководители ПУРиН должны обеспечивать:
информирование участников ПС о приостановлении и восстановлении оказания УПИ, если такое информирование отнесено к компетенции ПУРиН;
информирование ОПКЦ внешней платежной системы о приостановлении и восстановлении оказания Банком России УПИ в СБП, если такое информирование отнесено к компетенции ПУРиН.
2.2.6. Работники подразделений Банка России должны выполнять решения по обеспечению БФПС, принятые Председателем Банка России, курирующим руководителем Банка России, владельцем бизнес-процесса и руководителями соответствующих ПУРиН, а также информировать риск-координаторов ПУРиН своего подразделения Банка России об идентифицированных рисках, присущих бизнес-процессу, и выявленных инцидентах, представлять документы и информацию по запросам риск-координаторов бизнес-процесса и риск-координаторов ПУРиН своего подразделения Банка России.
2.2.7. Работники УРСУР должны осуществлять координацию и методологическую поддержку деятельности по управлению рисками, присущими бизнес-процессу, в том числе:
осуществлять верификацию сведений о значимых рисках и сведений о дополнительных КИР;
разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии структурированные справочники источников риска (риск-факторов), областей реализации рисков (риск-событий) и мер реагирования;
проводить анализ данных о значимых рисках и об управлении ими, в том числе на предмет выявления системных проблем, и при их выявлении готовить предложения для подразделений Банка России и (или) руководства Банка России, направленные на урегулирование системных проблем.
(в ред. Указания Банка России от 22.09.2022 N 6254-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2.8. Работники оператора ПС должны осуществлять координацию и методологическую поддержку деятельности по управлению непрерывностью функционирования ПС.
2.2.9. Работники УпКР должны осуществлять координацию и методологическую поддержку деятельности работников ПУРиН внешней платежной системы по вопросам обеспечения БФПС в части оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга при осуществлении перевода денежных средств с использованием СБП.
2.2.10. Риск-координаторы бизнес-процесса должны оказывать методологическую поддержку руководителям ПУРиН, риск-координаторам ПУРиН и другим работникам ПУРиН, а также риск-координатору СБП внешней платежной системы по вопросам обеспечения БФПС и выполнять следующие мероприятия.
В части управления рисками в ПС риск-координаторы бизнес-процесса должны:
контролировать актуальность описания бизнес-процесса;
идентифицировать риски, присущие бизнес-процессу, и формировать перечень значимых рисков;
согласовывать подготовленные ПУРиН результаты оценки значимых рисков и составлять профиль рисков в ПС;
рассматривать предложения ПУРиН, ПУРиН внешней платежной системы о применении мер реагирования в отношении значимых рисков III и II зоны карты рисков;
осуществлять контроль за своевременным выполнением ПУРиН решений о применении в отношении значимых рисков мер реагирования, принятых курирующим руководителем Банка России и владельцем бизнес-процесса, в том числе посредством направления запросов о представлении информации и документов руководителям ПУРиН, риск-координаторам ПУРиН и другим работникам ПУРиН;
абзац утратил силу с 1 октября 2024 года. - Указание Банка России от 09.01.2024 N 6653-У;
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать подготовку плана ОНиВД, участвовать в его тестировании и пересмотре;
согласовывать разработанные риск-координаторами ПУРиН дополнительные КИР, а также предложения по их отмене;
подготавливать предложения для владельца бизнес-процесса по назначению ответственного ПУРиН за мониторинг уровней значимых рисков с использованием КИР 1 - КИР 5 и подготавливать предложения для владельца бизнес-процесса по принятию мер, направленных на совершенствование бизнес-процесса;
(в ред. Указания Банка России от 22.09.2022 N 6254-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять подготовку ежегодного отчета об управлении рисками в ПС;
доводить до сведения риск-координатора СБП внешней платежной системы информацию о владельце бизнес-процесса и риск-координаторах бизнес-процесса, осуществляющих координацию деятельности по обеспечению БФПС с ОПКЦ внешней платежной системы;
подготавливать предложения для владельца бизнес-процесса по реализации решений Комитета, сформированных по итогам проведенной оценки СУР.
В части управления непрерывностью функционирования ПС риск-координаторы бизнес-процесса должны:
согласовывать сведения о выявленных риск-координаторами ПУРиН инцидентах;
согласовывать результаты оценки влияния на БФПС каждого инцидента и всех в совокупности инцидентов, реализовавшихся в течение календарного месяца при выполнении бизнес-процесса;
согласовывать предложения риск-координаторов ПУРиН о применении в отношении инцидентов, реализовавшихся при выполнении бизнес-процесса, ответных мер, в том числе сценариев плана ОНиВД;
осуществлять контроль за своевременным выполнением работниками ПУРиН решений о применении ответных мер, в том числе посредством направления запросов о представлении информации и документов руководителям ПУРиН, риск-координаторам ПУРиН и другим работникам ПУРиН;
абзац утратил силу. - Указание Банка России от 22.09.2022 N 6254-У.
(см. текст в предыдущей редакции)
В части осуществления контроля за соблюдением ОПКЦ внешней платежной системы порядка обеспечения БФПС риск-координаторы бизнес-процесса должны:
анализировать документы, определяющие деятельность ОПКЦ внешней платежной системы по обеспечению БФПС в части СБП, на их соответствие настоящему Положению, в том числе с использованием подготовленного риск-координатором СБП внешней платежной системы заключения о соответствии документов ОПКЦ внешней платежной системы настоящему Положению (далее - заключение о соответствии);
формировать предложения по устранению выявленных несоответствий в документах ОПКЦ внешней платежной системы по обеспечению БФПС в части СБП;
направлять на утверждение владельцу бизнес-процесса сформированные предложения по устранению выявленных несоответствий в документах ОПКЦ внешней платежной системы по обеспечению БФПС в части СБП.
2.2.11. Риск-координаторы ПУРиН, риск-координаторы ПУРиН внешней платежной системы должны оказывать методологическую поддержку работникам ПУРиН, работникам ПУРиН внешней платежной системы соответственно по вопросам обеспечения БФПС и проводить следующие мероприятия в части компетенции ПУРиН, ПУРиН внешней платежной системы.
В части управления рисками в ПС риск-координаторы ПУРиН, риск-координаторы ПУРиН внешней платежной системы должны:
контролировать актуальность описания бизнес-процесса (для риск-координаторов ПУРиН);
контролировать актуальность документов ОПКЦ внешней платежной системы, устанавливающих порядок взаимодействия участника СБП, ОПКЦ внешней платежной системы и Банка России (далее - стандарты ОПКЦ внешней платежной системы) (для риск-координаторов ПУРиН внешней платежной системы);
участвовать в идентификации значимых рисков и формировании перечня значимых рисков;
проводить оценку значимых рисков и заполнять профиль рисков в ПС в части значимых рисков бизнес-процесса, управление которыми отнесено к компетенции ПУРиН;
проводить оценку значимых рисков и заполнять профиль рисков в ПС в части значимых рисков бизнес-процесса, управление которыми отнесено к ПУРиН внешней платежной системы (для риск-координаторов ПУРиН);
подготавливать предложения о применении в отношении значимых рисков III и II зоны карты рисков мер реагирования и согласовывать их с руководителями ПУРиН (для риск-координаторов ПУРиН), риск-координатором СБП внешней платежной системы (для риск-координаторов ПУРиН внешней платежной системы);
осуществлять контроль за своевременным выполнением ПУРиН решений, принятых курирующим руководителем Банка России (владельцем бизнес-процесса, руководителями ПУРиН в части, относящейся к компетенции ПУРиН), о применении мер реагирования, в том числе посредством направления запросов о представлении информации и документов работникам ПУРиН;
осуществлять контроль за своевременным выполнением ПУРиН внешней платежной системы решений, принятых риск-координатором СБП внешней платежной системы в части, относящейся к компетенции ПУРиН внешней платежной системы, о применении мер реагирования, в том числе посредством направления запросов о представлении информации и документов работникам ПУРиН внешней платежной системы;
подготавливать предложения к плану ОНиВД, участвовать в тестировании плана ОНиВД и пересмотре плана ОНиВД;
подготавливать по результатам оценки значимых рисков предложения по дополнительным КИР или их отмене (при наличии предложений);
проводить мониторинг уровней значимых рисков;
участвовать в подготовке материалов для включения в ежегодный отчет об управлении рисками в ПС.
В части управления непрерывностью функционирования ПС риск-координаторы ПУРиН, риск-координаторы ПУРиН внешней платежной системы должны:
выявлять инциденты и регистрировать инциденты;
проводить оценку влияния на БФПС каждого инцидента и всех в совокупности инцидентов, реализовавшихся в течение календарного месяца, управление которыми отнесено к компетенции ПУРиН, ПУРиН внешней платежной системы, и направлять результаты оценки на согласование риск-координаторам бизнес-процесса (для риск-координаторов ПУРиН), риск-координатору СБП внешней платежной системы (для риск-координаторов ПУРиН внешней платежной системы);
подготавливать предложения для руководителей ПУРиН, риск-координатора СБП внешней платежной системы о применении в отношении выявленных инцидентов ответных мер, в том числе сценариев плана ОНиВД;
осуществлять контроль за своевременным выполнением работниками ПУРиН, работниками ПУРиН внешней платежной системы решений о применении ответных мер, в том числе посредством направления запросов о представлении информации и документов работникам ПУРиН, работникам ПУРиН внешней платежной системы;
В части организации взаимодействия Банка России, ОПКЦ внешней платежной системы и участников ПС по обеспечению БФПС:
риск-координаторы ПУРиН должны контролировать выполнение мероприятий по информированию:
участников ПС о приостановлении и восстановлении оказания УПИ, если такое информирование отнесено к компетенции ПУРиН;
ОПКЦ внешней платежной системы о приостановлении и восстановлении оказания Банком России УПИ в рамках СБП, если такое информирование отнесено к компетенции ПУРиН;
риск-координаторы ПУРиН внешней платежной системы должны контролировать выполнение мероприятий по информированию Банка России и участников ПС о приостановлении и восстановлении оказания УПИ в рамках СБП, если такое информирование отнесено к компетенции ПУРиН внешней платежной системы.
2.2.12. Риск-координатор СБП внешней платежной системы должен обеспечивать БФПС в рамках СБП в части функций ОПКЦ внешней платежной системы и проводить следующие мероприятия.
В части управления рисками в ПС риск-координатор СБП внешней платежной системы должен:
контролировать актуальность стандартов ОПКЦ внешней платежной системы;
идентифицировать значимые риски ОПКЦ внешней платежной системы и формировать перечень значимых рисков ОПКЦ внешней платежной системы, подготовленный риск-координаторами ПУРиН внешней платежной системы;
обеспечивать проведение риск-координаторами ПУРиН внешней платежной системы оценки значимых рисков ОПКЦ внешней платежной системы;
составлять профиль рисков ОПКЦ внешней платежной системы, подготовленный риск-координаторами ПУРиН внешней платежной системы, и направлять профиль рисков ОПКЦ внешней платежной системы владельцу бизнес-процесса;
обеспечивать подготовку предложений риск-координаторами ПУРиН внешней платежной системы о применении дополнительных мер реагирования в отношении значимых рисков ОПКЦ внешней платежной системы III и II зоны карты рисков, согласовывать их;
составлять план реализации дополнительных мер реагирования, указанных в профиле рисков ОПКЦ внешней платежной системы, и направлять его владельцу бизнес-процесса;
осуществлять контроль за своевременным выполнением ПУРиН внешней платежной системы решений о применении в отношении значимых рисков ОПКЦ внешней платежной системы дополнительных мер реагирования;
обеспечивать подготовку плана ОНиВД ОПКЦ внешней платежной системы, участвовать в его тестировании и пересмотре;
рассматривать предложения риск-координаторов ПУРиН внешней платежной системы по дополнительным КИР или их отмене;
направлять при наличии предложения о разработке или отмене дополнительных КИР риск-координаторам бизнес-процесса;
обеспечивать проведение мониторинга уровней значимых рисков ОПКЦ внешней платежной системы;
абзац утратил силу. - Указание Банка России от 22.09.2022 N 6254-У;
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать подготовку и направление риск-координатору бизнес-процесса информации для включения в ежегодный отчет об управлении рисками в ПС;
обеспечивать выполнение решений Комитета, сформированных по итогам проведенной оценки СУР и оценки системы управления рисками ОПКЦ внешней платежной системы.
В части управления непрерывностью функционирования ПС риск-координатор СБП внешней платежной системы должен:
обеспечивать выявление и регистрацию инцидентов, согласовывать сведения о выявленных риск-координаторами ПУРиН внешней платежной системы инцидентах и направлять указанные сведения риск-координаторам бизнес-процесса;
обеспечивать полноту и корректность данных о зарегистрированных инцидентах;
обеспечивать проведение оценки влияния на БФПС каждого инцидента и всех в совокупности инцидентов, реализовавшихся в течение календарного месяца, а также согласовать результаты указанной оценки с риск-координаторами бизнес-процесса;
осуществлять контроль за своевременным выполнением работниками ПУРиН внешней платежной системы решений о применении ответных мер, в том числе посредством направления запросов о представлении информации и документов руководителям ПУРиН внешней платежной системы, риск-координаторам ПУРиН внешней платежной системы и другим работникам ПУРиН внешней платежной системы;
абзац утратил силу. - Указание Банка России от 22.09.2022 N 6254-У.
(см. текст в предыдущей редакции)
организовать проведение оценки соответствия текущего уровня защиты информации объектов информационной инфраструктуры ОПКЦ внешней платежной системы, обеспечивающих функционирование ПС, уровням, определенным пунктом 6.7 раздела 6 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57580.1-2017 "Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый состав организационных и технических мер" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 августа 2017 года N 822-ст (М., ФГУП "Стандартинформ", 2017) и введен в действие 1 января 2018 года) (далее - ГОСТ Р 57580.1-2017), согласно методике оценки соответствия защиты информации, определенной в разделе 6 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57580.2-2018 "Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Методика оценки соответствия" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2018 года N 156-ст (М., ФГУП "Стандартинформ", 2018) и введен в действие 1 сентября 2018 года) (далее - ГОСТ Р 57580.2-2018).
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В части организации взаимодействия Банка России, ОПКЦ внешней платежной системы и участников ПС по обеспечению БФПС риск-координатор СБП внешней платежной системы должен контролировать выполнение мероприятий по информированию Банка России и участников ПС о приостановлении и восстановлении оказания УПИ.
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В части осуществления контроля за соблюдением ОПКЦ внешней платежной системы порядка обеспечения БФПС риск-координатор СБП внешней платежной системы должен:
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать разработку и поддержание в актуальном состоянии документов ОПКЦ внешней платежной системы, определяющих деятельность ОПКЦ внешней платежной системы по обеспечению БФПС в части СБП, соответствующих требованиям настоящего Положения по обеспечению БФПС;
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
направлять владельцу бизнес-процесса на рассмотрение документы, определяющие деятельность ОПКЦ внешней платежной системы по обеспечению БФПС в части СБП, и заключение о соответствии;
(в ред. Указания Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
контролировать соблюдение требований документов, определяющих деятельность ОПКЦ внешней платежной системы по обеспечению БФПС в части СБП, работниками ПУРиН внешней платежной системы.
(абзац введен Указанием Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
2.2.13. Работники, определяющие требования к защите информации, должны:
проводить мониторинг уровня риска информационной безопасности в ПС на основе КИР 6, КИР 7, КИР 8 и КИР 9, определенных в приложении 2 к настоящему Положению;
предоставлять риск-координаторам бизнес-процесса результаты мониторинга уровня риска информационной безопасности в ПС в части КИР 6, КИР 7, КИР 8 и КИР 9 для включения в ежегодный отчет об управлении рисками в ПС;
разрабатывать и предоставлять риск-координаторам бизнес-процесса сценарии плана ОНиВД в отношении инцидентов защиты информации в ПС.
(пп. 2.2.13 введен Указанием Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
2.2.14. Работники, осуществляющие контроль за соблюдением требований к защите информации, должны:
организовать контроль за соблюдением требований к защите информации в ПС;
организовать проведение оценки соответствия текущего уровня защиты информации объектов информационной инфраструктуры Банка России, обеспечивающих функционирование ПС, уровням, определенным пунктом 6.7 раздела 6 ГОСТ Р 57580.1-2017, согласно методике оценки соответствия защиты информации, определенной в разделе 6 ГОСТ Р 57580.2-2018;
проводить мониторинг уровня риска информационной безопасности в ПС на основе КИР 10, КИР 11, определенных в приложении 2 к настоящему Положению;
предоставлять риск-координаторам бизнес-процесса результаты мониторинга уровня риска информационной безопасности в ПС в части КИР 10 и КИР 11 для включения в ежегодный отчет об управлении рисками в ПС;
разрабатывать и предоставлять риск-координаторам бизнес-процесса сценарии плана ОНиВД в отношении инцидентов защиты информации в ПС в части КИР 10 и КИР 11;
организовывать применение в отношении инцидентов защиты информации в ПС в части КИР 10 и КИР 11, реализовавшихся при выполнении бизнес-процесса, ответных мер;
информировать структурное подразделение Банка России, ответственное за определение требований к защите информации в ПС, и риск-координаторов бизнес-процесса о выявленных инцидентах защиты информации в ПС в случае, если нарушения пороговых значений КИР 10 и КИР 11 приводят к инцидентам защиты информации в ПС.
(пп. 2.2.14 введен Указанием Банка России от 09.01.2024 N 6653-У)
2.3. Обязанности субъектов организационной структуры при выполнении ими деятельности по управлению значимыми рисками, предусмотренной главой 3 настоящего Положения, и деятельности по управлению непрерывностью функционирования ПС, предусмотренной главой 4 настоящего Положения, также определяются договором о взаимодействии платежных систем, заключенным между Банком России и оператором внешней платежной системы в соответствии с частью 37 статьи 15 Федерального закона "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2019, N 31, ст. 4423).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей