Положения статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определяющие общие условия и порядок возврата гражданам недополученных денежных сумм возмещения в течение 2001 - 2003 годов в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года, противоречат конституционному принципу справедливости, умаляют основное право человека на возмещение вреда, нанесенного здоровью в результате чернобыльской техногенной катастрофы (статьи 42, 53 и 55, часть 2, Конституции Российской Федерации) по следующим основаниям:
1. Признание права граждан как абстрактной возможности по возмещению вреда, нанесенного здоровью в результате чернобыльской катастрофы, на основе специального закона (равно как и признание права граждан на получение соответствующей компенсации в индивидуальном порядке на основе решения судов общей юрисдикции) является недостаточным. Необходима своевременная и в полном объеме реализация указанного субъективного права (как на основе действия закона, так и на основе конкретного судебного решения), то есть должно быть реальное возмещение нанесенного вреда. Задержка во времени выплаты государственного долга по возмещению вреда, нанесенного здоровью чернобыльцев, фактически означала снижение надлежащего уровня и условий жизни, "отсрочку" необходимого лечения больных и инвалидов - чернобыльцев в течение длительного периода, что могло иметь для них необратимые последствия.
2. Образовавшийся со 2 июля 1998 года по 12 февраля 2001 года государственный долг по возмещению вреда, нанесенного здоровью гражданам в результате чернобыльской катастрофы, есть результат неоперативного - по вине федерального законодателя - нового правового регулирования рассматриваемых общественных отношений на основе пункта 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года, предписывавшего осуществление такого правового регулирования в течение шести месяцев. Уже в силу этого государство не может осуществлять выплату долга в течение столь длительного периода, фактически в течение пяти с половиной лет. Это неоправданно длительный срок, в то время как он должен быть минимальным, например в течение года.
3. Европейский Суд по правам человека в деле "Бурдов против России" отметил, что компенсация вреда, причиненного здоровью в результате чернобыльской катастрофы, не должна предопределяться финансовыми трудностями государства, а отсутствие денежных средств не может оправдывать невыплату государственного долга на основании действия закона и судебных решений. Наличие государственного долга в течение длительного времени свидетельствует и об умалении государством права собственности указанной категории граждан. Выплата государственного долга по возмещению ущерба, нанесенного здоровью граждан в результате чернобыльской катастрофы, должна быть надлежащим образом проиндексирована.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей