О формировании и экономическом обосновании территориальных программ на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов см. Письмо Минздрава России от 13.01.2022 N 11-7/И/2-275.

6. Особенности формирования территориальной программы обязательного медицинского страхования

6. Особенности формирования территориальной программы

обязательного медицинского страхования

Территориальная программа обязательного медицинского страхования должна содержать следующие разделы:

1) виды, условия и формы оказания медицинской помощи, оказываемые за счет средств обязательного медицинского страхования, с выделением видов, условий и форм оказания медицинской помощи, установленных дополнительно к базовой программе;

2) перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается по территориальной программе обязательного медицинского страхования, с указанием перечней заболеваний и состояний, включенных дополнительно к базовой программе;

3) нормативы объемов медицинской помощи на 1 застрахованное лицо и нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансирования медицинской помощи (за исключением нормативов, предусмотренных для медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы), с выделением нормативов по медицинской помощи, установленной сверх базовой программы, в том числе оказываемой федеральными медицинскими организациями сверх;

4) способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, в разрезе условий оказания и видов медицинской помощи;

5) структуру тарифов на оплату медицинской помощи;

6) перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется маршрутизация застрахованных лиц при наступлении страхового случая, в разрезе условий, уровней и профилей оказания медицинской помощи, в том числе застрахованным лицам, проживающим в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности;

6) порядок проведения в субъекте Российской Федерации профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения застрахованных лиц, в том числе в выходные дни и в вечернее время.

Сведения о нормативах объемов медицинской помощи на 1 застрахованное лицо и нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансирования медицинской помощи, установленные в территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2021 - 2023 годы, представляются территориальными фондами обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по форме согласно таблице приложения 12 к настоящему письму отдельно на каждый год в сравнении с нормативами, установленными базовой программой (без учета нормативов, предусмотренных для медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы). При наличии отклонений территориальных нормативов объемов медицинской помощи на 1 застрахованное лицо и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи от нормативов, установленных базовой программой, представляется обоснование указанных отклонения с отражением расчетов потребности застрахованных лиц в медицинской помощи по видам, условиям, профилям ее оказания и в разрезе специальностей. Сведения о нормативах объемов медицинской помощи на 1 застрахованное лицо и нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансирования медицинской помощи, установленные в территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2021 год, представляются территориальными фондами обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по формам согласно приложению 13 к настоящему письму.

При установлении в территориальной программе обязательного медицинского страхования дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой, подушевой норматив финансирования устанавливается отдельно от подушевого норматива финансирования в рамках базовой программы и указывается в текстовой части территориальной программы.

Средний подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования, установленный Программой, включает в том числе:

расходы на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы;

расходы на ведение дела в сфере обязательного медицинского страхования;

финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации определенных групп населения, диспансерному наблюдению, профилактическим медицинским осмотрам в соответствии с порядками, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации;

расходы на финансовое обеспечение осуществления стимулирующих денежных выплат, в том числе:

врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации;

врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Объем медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и соответствующие ему финансовые средства отражаются в приложении 2 к настоящим разъяснениям (раздел III).

Включенные в территориальную программу обязательного медицинского страхования дополнительно к базовой программе виды медицинской помощи, условия оказания медицинской помощи и связанное с ними страховое обеспечение указываются отдельно от установленных базовой программой.

Объемы предоставления медицинской помощи, установленные по территориальной программе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, в котором застрахованным лицам выдан полис обязательного медицинского страхования, включают в себя объемы предоставления им медицинской помощи за пределами территории этого субъекта Российской Федерации (информация согласно приложению 14 к настоящим разъяснениям представляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, оказывают медицинскую помощь в плановой форме в пределах объемов, установленных базовой программой, по направлениям, выдаваемым в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации, с учетом установленных в территориальной программе сроков ожидания медицинской помощи.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и территориальными фондами обязательного медицинского страхования для подготовки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках деятельности Комиссии осуществляется расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи и соответствующих финансовых показателей на основе анализа статистических форм, данных персонифицированного учета медицинской помощи, программ развития здравоохранения, сведений, поступивших от медицинских организаций (включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) и страховых медицинских организаций (включенных в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования), медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), входящих в состав Комиссии.

Объемы медицинской помощи на застрахованных лиц, прикрепившихся к медицинской организации для получения медицинской помощи в амбулаторных условиях, получивших полис обязательного медицинского страхования в другом субъекте Российской Федерации, и соответствующие им финансовые средства учитываются территориальным фондом обязательного медицинского страхования отдельно и используются при формировании нормированного страхового запаса.

Медицинским организациям, не имеющим застрахованных лиц, выбравших медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, объемы медицинской помощи распределяются исходя из показателей объемов медицинской помощи на 1 застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой обязательного медицинского страхования, с учетом мощности медицинской организации, врачебных специальностей, видов и условий оказания медицинской помощи, материально-технического и кадрового обеспечения, а также потребности субъекта Российской Федерации в медицинской помощи.

Медицинским организациям, оказывающим только диагностические услуги в соответствии с правом на их осуществление и которым не может быть определен объем медицинской помощи в показателях, установленных Программой, распределение объема диагностических услуг осуществляется исходя из потребности включенных в реестр медицинских организаций по выполнению стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания в случае отсутствия у медицинских организаций возможности предоставления данных диагностических услуг или их недостаточности.

Финансовые средства для обеспечения объемов медицинской помощи лицам, не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования, а также не застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу), не включаются в стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Медицинская помощь по видам, включенным в базовую программу, оказывается застрахованным лицам на территории Российской Федерации, в том числе за пределами субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования.

За счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается доабортное консультирование беременных женщин медицинскими психологами (психологами, специалистами по социальной работе), а также оказание медицинской помощи в стационарных условиях в отделениях акушерского (сестринского) ухода женщинам в период беременности, проживающим в районах, отдаленных от акушерских стационаров и не имеющих прямых показаний для направления в отделение патологии беременности, но нуждающихся в медицинском наблюдении для предотвращения развития возможных осложнений.

Обследование женщин в период беременности, предусмотренное Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2013 г. N 27960), в медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную и специализированную медицинскую помощь женщинам в период беременности осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

В рамках базовой программы за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение медицинской реабилитации.

Программой за счет средств обязательного медицинского страхования выделен норматив объема и норматив финансовых затрат по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций.

Территориальный норматив объема по медицинской реабилитации для детей в возрасте 0 - 17 лет рассчитывается как отношение запланированного количества случаев госпитализации по медицинской реабилитации для детей в возрасте 0 - 17 лет к численности застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации.

Субъектом Российской Федерации в рамках территориальной программы могут устанавливаться нормативы объема и нормативы финансовых затрат на единицу объема для медицинской реабилитации в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Порядок организации медицинской реабилитации утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 1705н (зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2013 г., N 27276), согласно которому медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по медицинской реабилитации.

В рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования медицинская реабилитация может осуществляться в том числе в санаторно-курортных организациях, имеющих соответствующую лицензию, как этап в общем процессе лечения отдельных заболеваний в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.

За счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется в том числе оплата труда работников медицинской организации, не имеющих медицинского образования, которые участвуют в оказании медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.

При предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю права на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях стоимость оказанной ребенку медицинской помощи включает расходы на создание условий пребывания, включая предоставление спального места и питания, и финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи и заболеваниям (состояниям), включенным в территориальную программу обязательного медицинского страхования.

7. Для выполнения объема медицинской помощи в рамках территориальной программы необходимо обосновать потребность в кадровых и материальных ресурсах.

Методика планирования ресурсов, необходимых для бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в рамках территориальной программы, представлена в приложении 15 к настоящим разъяснениям и может быть рекомендована для обоснования и установления целевых показателей обеспеченности населения ресурсами (медицинскими кадрами и больничными койками).

В медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, рекомендуется осуществлять планирование нагрузки врачей на основе функции врачебной должности.

Оценку эффективности использования ресурсов медицинских организаций на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда рекомендуется осуществлять по методике, представленной в приложении 16 к настоящим разъяснениям.

8. Территориальной программой в соответствии с Программой устанавливаются критерии доступности и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка уровня и динамики показателей.

Мониторинг целевых значений критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы, осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Целевые значения индикаторов, утвержденные региональной программой развития здравоохранения и "дорожной картой" субъекта Российской Федерации, должны соответствовать целевым значениям критериев доступности и качества медицинской помощи, установленным территориальной программой.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, медицинские организации обязаны информировать граждан, в том числе с использованием "Памятки для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи", направленной руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья письмом Минздрава России от 15 августа 2018 г. N 11-8/10/2-5437, о видах и объеме медицинской помощи, перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отдельных медицинских технологиях, предоставляемых гражданам бесплатно в рамках территориальной программы, а также об установленных территориальной программой порядке, условиях и критериях доступности и качества медицинской помощи.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Страховые медицинские организации размещают на собственных официальных сайтах в сети "Интернет", опубликовывают в средствах массовой информации номера телефонов и адреса электронной почты подразделений по организации защиты прав застрахованных лиц страховых медицинских организаций, участвующих в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, и территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Страховая медицинская организация осуществляет информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи и обеспечивает информирование застрахованных лиц, в том числе по обращениям, и путем организации работы с застрахованными лицами уполномоченных лиц страховой медицинской организации (страховых представителей), в том числе о выявленных нарушениях по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам (по обращениям застрахованных лиц).

10. Разграничение оказания бесплатной медицинской помощи гражданам и платных медицинских услуг (работ) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и обеспечивается в том числе соблюдением установленных территориальной программой сроков ожидания оказания медицинской помощи.

В целях разграничения оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы и платных медицинских услуг нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются требования по ведению медицинской организацией раздельного учета использования лекарственных препаратов и расходных материалов при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы и платных медицинских услуг.

Возможность использования материально-технической базы и порядок привлечения медицинских работников медицинской организации при оказании платных медицинских услуг, а также порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, при этом рекомендуется предусматривать размер прибыли медицинской организации от оказания платных медицинских услуг не более 20 процентов.