О формировании и экономическом обосновании территориальных программ на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов см. Письмо Минздрава России от 13.01.2022 N 11-7/И/2-275.

4.1 Первичная медико-санитарная помощь

В соответствии законодательством в сфере охраны здоровья первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Программой предусмотрена приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

4.1.1. Для первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, устанавливаются:

- для медицинской помощи, оказываемой с профилактической и иными целями:

за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов:

территориальный норматив объема медицинской помощи с профилактической и иными целями, включающий нормативы объема для паллиативной медицинской помощи;

за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы:

территориальный норматив комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров (включающий 1-е посещение в году для проведения диспансерного наблюдения);

территориальный норматив комплексных посещений для проведения диспансеризации;

территориальный норматив посещений с иными целями, включая проведение осмотра кожных покровов врачом-дерматологом (врачом-терапевтом в случае отсутствия в штате медицинской организации врача-дерматолога), а также исследование уровня гликированного гемоглобина в крови (в рамках проведения 2-го этапа диспансеризации);

- для медицинской помощи, оказываемой в связи с заболеваниями:

территориальные нормативы обращений в связи с заболеваниями (за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, а также средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы);

территориальные нормативы в связи с проведением отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) (за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы) и тестирования застрахованных лиц в амбулаторных условиях с целью выявления новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также в целях плановой госпитализации пациентов;

- для медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы:

территориальный норматив посещений в неотложной форме.

Учет посещений и обращений осуществляется на основе учетной формы N 025-1/у "Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях", утвержденной приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 834н (далее - Талон).

Территориальный норматив комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров за счет средств обязательного медицинского страхования, устанавливается с учетом показателя федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" по субъекту Российской Федерации (за исключением предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда).

Обоснование территориальных нормативов объемов комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации приводится в таблице согласно приложению 5 к настоящим разъяснениям и представляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Средний норматив объемов комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних учитывает 1,58 посещения. При установлении территориального норматива комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров учитывают сложившуюся в субъекте Российской Федерации кратность посещений при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, отражаемую в указанной таблице.

Территориальный норматив комплексных посещений для проведения диспансеризации включает комплексные посещения в рамках 1-го этапа диспансеризации. В отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, диспансеризация проводится с привлечением близлежащих медицинских организаций.

Территориальные нормативы комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации устанавливаются с учетом приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации:

от 13 марта 2019 г. N 124н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения" (зарегистрирован Минюстом России 24 апреля 2019 г., N 54495),

от 10 сентября 2017 г. N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2017 г., N 47855);

от 15 февраля 2013 г. N 72н "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2013 г., N 27964);

от 11 апреля 2013 г. N 216н "Об утверждении порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью" (зарегистрирован Минюстом России 21 мая 2013 г., N 28454).

Посещения с иными целями включают:

посещения для проведения диспансерного наблюдения граждан, страдающих отдельными видами хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний или имеющих высокий риск их развития, а также граждан, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений);

посещения для проведения 2 этапа диспансеризации, в том числе в целях исследования уровня гликированного гемоглобина в крови, посещения врача-дерматолога в целях осмотра кожных покровов (врача-терапевта в случае отсутствия в штате медицинской организации врача-дерматолога);

разовые посещения в связи с заболеваниями;

посещения центров здоровья;

посещения медицинских работников, имеющих среднее медицинское образование, ведущих самостоятельный прием;

посещения центров амбулаторной онкологической помощи;

посещения в связи с выдачей справок и иных медицинских документов и другими причинами.

Объем посещений для проведения диспансерного наблюдения рассчитывается на основе численности лиц, состоящих под диспансерным наблюдением при отдельных заболеваниях и состояниях в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации с учетом численности указанной категории граждан в соответствии с формой федерального статистического наблюдения N 30 Сведения о медицинской организации". В отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, при наличии хронических заболеваний проводится диспансерное наблюдение в соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи.

Объем медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями, на 2021 год рекомендуется обосновать в разрезе видов посещений и включить обоснование в виде приложения к территориальной программе в соответствии с формой, представленной в приложении 6 к настоящим разъяснениям.

Для медицинских организаций, в составе которых на функциональной основе созданы центры здоровья, единицей объема первичной медико-санитарной помощи является посещение:

- впервые обратившихся граждан в отчетном году для проведения комплексного обследования;

- обратившихся граждан для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья, а также граждан, направленных медицинской организацией по месту прикрепления, медицинскими работниками образовательных организаций.

Медицинские организации, в которых созданы центры здоровья, участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи в этих структурных подразделениях.

Объем первичной медико-санитарной помощи, оказанной в центрах здоровья, в том числе являющихся структурными подразделениями врачебно-физкультурных диспансеров, центров охраны здоровья семьи и репродукции, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медицинской профилактики, формируется на основе реестров счетов, заполненных в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (далее - МКБ-10) по классу XXI "Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения" (Z00 - Z99).

Средний норматив объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме за счет средств обязательного медицинского страхования, включает в том числе посещения на дому.

Обращение по поводу заболевания - это законченный случай лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее двух посещений по поводу одного заболевания (складывается из первичных и повторных посещений), включающий лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия, в результате которых наступает выздоровление, улучшение, направление пациента в дневной стационар, на госпитализацию в круглосуточный стационар. Результат обращения отмечается в соответствующих позициях Талона только при последнем посещении больного по данному поводу. На 2021 год средняя кратность посещений в связи с заболеванием в одном обращении составляет 2,9 посещения.

Субъекты Российской Федерации устанавливают территориальные нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема в связи с проведением отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) с учетом применения различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека, обусловленного заболеваемостью населения, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем эти нормативы могут быть обоснованно ниже или выше средних нормативов, установленных Программой в пределах подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования на 1 застрахованное лицо.

Средний норматив объема молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний (0,001184 на 1 застрахованное лицо) - это исследование биопсийного (операционного и диагностического) материала с применением одного теста - для данного вида опухоли в соответствии с клиническими рекомендациями по лечению онкологических заболеваний.

Средний норматив объема молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний, предусмотренный Программой, включает в том числе исследования с применением следующих маркеров: BRAF, EGFR, KRAS, NRAS, MSI, FISH ALK, FISH HER2, ПЦР BRCA 1/BRCA 2, NGS BRCA 1/BRCA 2, FISH (биопсийный с уточнением).

Средний норматив патолого-анатомических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии (0,01431 на 1 застрахованное лицо) - это средняя частота выполнения прижизненных патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала, в том числе с применением дополнительных методов окрасок (постановок реакций, определений - гистохимических, иммуногистохимических и иных методов) при оказании медицинской помощи с целью диагностики онкологических заболеваний.

Патолого-анатомические исследования биопсийного (операционного) материала осуществляются в целях диагностики заболеваний, в том числе онкологических, а также в целях уточнения диагноза заболевания (состояния) с учетом требований стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Все патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала осуществляются в целях выявления, подтверждения или уточнения онкологического заболевания.

Средний норматив финансовых затрат на 1 молекулярно-генетическое исследование с целью -в-ы-я-в-л-е-н-и-я- диагностики онкологических заболеваний (-1-5-0-0-0- - 9 879,9 рублей) рассчитан как средневзвешенная стоимость одной реакции (теста) для данного вида опухоли, выполненного в соответствии с клиническими рекомендациями по лечению онкологических заболеваний, и включает в том числе расходы на оплату транспортных услуг в целях доставки диагностического материала к месту исследования и расходы на хранения образца.

Средний норматив финансовых затрат на 1 патолого-анатомическое исследование с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии (2119,8 рублей) рассчитан как средневзвешенная стоимость одного случая прижизненного патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала и может быть дифференцирован с учетом категории сложности прижизненного патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала, средневзвешенной стоимости патолого-анатомического исследования одного тканевого образца без применения дополнительных окрасок (постановок реакций, определений), средневзвешенной стоимости одной дополнительной окраски (постановки реакции, определения), расходов на оплату транспортных услуг в целях доставки биопсийного (операционного) материала к месту исследования и расходов на хранение биопсийного (операционного) материала.

При определении нормативов финансовых затрат на проведение лабораторных и диагностических исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии), тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19) учитываются различия в стоимости медицинских услуг, связанные с уровнем заболеваемости застрахованных лиц, в том числе по профилям оказания медицинской помощи, необходимостью применения выездных форм оказания медицинской помощи, применением расходных материалов и медицинского оборудования, особенности маршрутизации пациентов в субъекте Российской Федерации, а также за его пределами в рамках межтерриториальных расчетов. При этом Программой субъектам Российской Федерации дано право устанавливать нормативы финансовых затрат на указанные исследования с учетом вышеназванных особенностей. Обоснование установленных в территориальной программе нормативов финансовых затрат на отдельные диагностические и лабораторные исследования за счет средств обязательного медицинского страхования приводится в таблице согласно приложению 7 к настоящим разъяснениям и представляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Назначение отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) осуществляется врачом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную, при наличии медицинских показаний.

Оплата указанных отдельных диагностических (лабораторных) исследований может осуществляться по межучрежденческим расчетам при отсутствии возможности проведения их в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь.

При установлении объема медицинской помощи, оказываемой врачами-педиатрами участковыми, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), следует учитывать дифференциацию потребления медицинской помощи прикрепленным населением в зависимости от пола, возраста, уровня общей заболеваемости, а также климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения в субъекте Российской Федерации.

В случае установления государственного (муниципального) задания врачебно-физкультурным диспансерам и другим медицинским организациям, предоставляющим медицинские и иные услуги в рамках территориальной программы, измеряемого в посещениях с профилактической и иными целями, выполненный этими медицинскими организациями объем медицинской помощи может включаться в объем медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях за счет средств соответствующих бюджетов в целом по субъекту Российской Федерации.

Установленные Программой средние нормативы финансовых затрат на 2021 год на 1 комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров (1 896,5 рубля), на 1 комплексное посещение для проведения диспансеризации (2 188,1 рубля), включают в том числе расходы на проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации мобильными медицинскими бригадами, а также проведение указанных мероприятий в выходные дни.

Субъект Российской Федерации может устанавливать территориальные нормативы финансовых затрат на 1 комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации как без учета расходов на оказание медицинской помощи мобильными медицинскими бригадами, так и с учетом указанных расходов.

В рамках подушевых нормативов финансового обеспечения территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета и средств обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации может устанавливать дифференцированные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, уровня и структуры заболеваемости населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

Финансовое обеспечение профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, включается в подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц и осуществляется с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, включая показатели объема медицинской помощи в соответствии с объемом медицинских исследований, устанавливаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации, и с учетом целевых показателей охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" национального проекта "Здравоохранение".

Особенности оплаты первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования представлены в Методических рекомендациях.

Для определения стоимости единиц объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, рекомендуется использовать поправочные коэффициенты по основным специальностям, представленные в приложении 8 к настоящим разъяснениям.

Оплата медицинской помощи, оказываемой несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования по подушевому нормативу в медицинских организациях, определенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При планировании и учете объема гарантируемой стоматологической помощи застрахованным лицам по территориальной программе обязательного медицинского страхования учитываются как посещения с профилактической и иными целями, так и обращения в связи с заболеваниями. При этом учитывается кратность условных единиц трудоемкости (далее - УЕТ) в одном посещении, которая в среднем по Российской Федерации оставляет 4,2, число УЕТ в одном посещении с профилактической целью - 4,0, в одном обращении в связи с заболеванием (законченном случае лечения) - 9,4.

Для оплаты стоматологической медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, единицей объема следует считать посещение с профилактической и иными целями, стоимость которого корректируется с учетом содержащегося в нем количества УЕТ, а также обращение по поводу заболевания.

При оказании стоматологической помощи необходимо соблюдать принцип максимальной санации полости рта за одно посещение.

Финансовое обеспечение проведения медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского обследования перед профилактическими прививками при осуществлении иммунопрофилактики, а также оказания медицинской помощи в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, при возникновении поствакцинальных осложнений осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

За счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается первичная медико-санитарная помощь, оказанная в том числе:

медицинскими работниками со средним медицинским образованием, ведущими самостоятельный прием;

врачами и медицинскими работниками со средним медицинским образованием в медицинских кабинетах и здравпунктах образовательных учреждений.

В территориальной программе устанавливается размер финансового обеспечения фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов в зависимости от численности обслуживаемого ими населения: до 100 человек, от 100 человек до 899 человек, от 900 до 1 500 человек, от 1 500 человек до 2 000 человек и свыше 2 000 человек (информация согласно приложению 9 к настоящим разъяснениям представляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

При определении размера финансового обеспечения фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, обслуживающих до 100 человек и свыше 2 000 человек, учитывается решение субъекта Российской Федерации о необходимости организации таких фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов.

4.1.2. Программой установлены средние нормативы объема и финансовых затрат для медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара в целом, без указания вида медицинской помощи.

В целях планирования первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, рекомендуется вести раздельный учет объема и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи с учетом источников ее финансового обеспечения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в дневном стационаре, являющемся структурным подразделением преимущественно медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь амбулаторно.

4.1.3. Подушевые расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи включают подушевые расходы на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях для каждого из установленных нормативов объема и подушевые расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара.

Указанные подушевые расходы для медицинской помощи, оказываемой амбулаторно, рассчитываются как произведение соответствующего норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и норматива объема медицинской помощи, для медицинской помощи в условиях дневного стационара - как произведение соответствующих расчетных показателей.

4.1.4. Финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи включает расходы на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях и расходы на оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара, указанные расходы рассчитываются раздельно по источникам финансового обеспечения территориальной программы в соответствии со следующим алгоритмом:

а) в амбулаторных условиях:

- расчет планируемого (абсолютного) числа единиц объема (посещений с профилактической и иными целями, комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, посещений с иными целями; посещений в неотложной форме, обращений в связи с заболеваниями) как произведение соответствующего норматива объема на численность жителей/застрахованных лиц;

- расчет расходов для выполнения планируемых объемов медицинской помощи как произведение нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на планируемое (абсолютное) число единиц объема медицинской помощи в разрезе установленных нормативов объема;

- суммирование расходов.

Планирование объема и финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях осуществляется в соответствии с приложением 10 (строка 03, графы 7 - 18).

Расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях также могут быть рассчитаны как произведение соответствующего показателя подушевых расходов на численность жителей/застрахованных лиц.

Справочно: расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях не включают расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях.

б) в условиях дневного стационара:

расчет расходов на оказание первичной медико-санитарной помощи определяется как произведение стоимости 1 случая лечения в дневном стационаре при оказании первичной медико-санитарной помощи на планируемое абсолютное число случаев лечения.

Планирование объема и финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара осуществляется в соответствии с приложением 10 (строка 03, графы 23 - 26).

Расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара также могут быть рассчитаны как произведение соответствующего показателя подушевых расходов на численность жителей/застрахованных лиц.

На заключительном этапе осуществляется расчет и оценка доли расходов на оказание первичной медико-санитарной помощи (в том числе в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара), в общих расходах на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы (в разрезе источников финансового обеспечения (средства соответствующего бюджета и обязательного медицинского страхования) и в целом по территориальной программе).