Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Утверждены

советом Общественной палаты

Российской Федерации

14 марта 2019 года протокол N 15-С

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫДВИЖЕНИЮ КАНДИДАТОВ В ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ

ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

СОДЕРЖАНИЯ И СОДЕЙСТВИЮ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Настоящие Рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) и Регламентом Общественной палаты Российской Федерации.

Рекомендации подготовлены для общественных объединений, изъявивших желание принять участие в выдвижении кандидатур (не более двух) в состав общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания (далее - ОНК).

Статьей 10 Федерального закона N 76-ФЗ определен порядок образования ОНК. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ секретарь Общественной палаты Российской Федерации (далее - секретарь Общественной палаты) не позднее, чем за 90 дней до истечения срока полномочий ОНК, а также в случаях прекращения деятельности ОНК по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона N 76-ФЗ, помещает в "Российской газете" и периодических печатных изданиях, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уведомление о начале процедуры выдвижения кандидатур в состав ОНК нового состава (далее - уведомление).

Правом на выдвижение кандидатур в состав ОНК в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ обладают общероссийские, межрегиональные или региональные общественные объединения.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях":

- под общероссийским общественным объединением понимается объединение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации, в которых имеет свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

- под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации, в которых имеет свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

- под региональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

С 04.06.2023 в ФЗ N 76-ФЗ внесены изменения: указанный в абзаце ниже срок сокращен до 3-х лет.

При этом в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ к выдвижению кандидатур в состав ОНК допускаются только те общественные объединения, которые имеют государственную регистрацию и осуществляют деятельность не менее 5 лет, уставной целью или направлением деятельности которых является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина.

Общественные объединения, которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным, и общественные объединения, деятельность которых приостановлена в соответствии с указанным Федеральным законом, если решение о приостановлении не было признано судом незаконным, а также общественные объединения, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, к выдвижению кандидатур в состав ОНК не допускаются (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ).

Руководящий коллегиальный орган общественного объединения может выдвинуть не более 2-х кандидатур в состав ОНК.

Федеральным законом N 76-ФЗ установлены сроки, согласно которым общественное объединение, изъявившее желание принять участие в выдвижении кандидатуры (кандидатур) в состав ОНК, не позднее 60 дней со дня опубликования секретарем Общественной палаты уведомления направляет секретарю Общественной палаты заявление о выдвижении кандидатуры (кандидатур) в состав ОНК и соответствующий пакет документов.

В указанный срок общественному объединению необходимо:

1) определить кандидатуру (кандидатуры) для выдвижения в состав ОНК;

2) осуществить проверку сведений, представленных кандидатом (кандидатами);

3) провести заседание руководящего коллегиального органа по выдвижению кандидатуры (кандидатур) в ОНК;

4) подготовить документы о деятельности общественного объединения;

5) направить необходимые документы секретарю Общественной палаты.

При отборе кандидатур следует руководствоваться частью 1 статьи 12 Федерального закона N 76-ФЗ, в соответствии с которой членом ОНК может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий опыт работы в области защиты прав граждан.

При этом необходимо учитывать, что частями 2 и 3 статьи 12 Федерального закона N 76-ФЗ установлен ряд ограничений для лиц, выдвигаемых в состав ОНК.

Так, членами ОНК не могут быть:

- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость или близких родственников, отбывающих наказание в местах лишения свободы, либо признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лица, назначаемые членами ОНК одного субъекта Российской Федерации более трех раз подряд;

- адвокаты;

- сотрудники органов прокуратуры;

- лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы;

- лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления.

Кандидату, изъявившему желание быть выдвинутым в состав ОНК, необходимо представить в руководящий коллегиальный орган общественного объединения следующие документы:

- заявление в письменной форме, подтверждающее его желание войти в состав ОНК и согласие на обработку персональных данных (Приложение N 3);

- анкету по предлагаемой форме, в которой кандидат указывает сведения о себе, подтверждающие их соответствие требованиям статьи 12 Федерального закона N 76-ФЗ (Приложение N 4);

- копию заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации;

- копию заполненных страниц трудовой книжки;

- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования или о прекращении уголовного преследования, выданную ГИАЦ МВД России либо ИЦ МВД, ИЦ ГУ МВД, ИЦ УМВД субъекта Российской Федерации по месту жительства;

- фотографии кандидата (анфас, цветные, матовые, без уголка) 3 x 4 см. - 2 шт.

После предоставления кандидатом в руководящий коллегиальный орган общественного объединения названных документов общественное объединение в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ направляет секретарю Общественной палаты следующие документы:

1. Заявление общественного объединения о выдвижении кандидатуры (кандидатур) в состав ОНК (Приложение N 1);

2. Решение руководящего коллегиального органа о выдвижении кандидатуры (кандидатур), оформленное протоколом (Приложение N 2);

3. Выписку из единого государственного реестра юридических лиц;

4. Копию устава, заверенную руководителем общественного объединения;

5. Заявление в письменной форме, подтверждающее желание кандидата войти в состав ОНК и согласие на обработку персональных данных (Приложение N 3);

6. Анкету кандидата, заверенную руководителем общественного объединения (Приложение N 4);

7. Анкету общероссийского (межрегионального, регионального) общественного объединения, заверенную руководителем общественного объединения (Приложение N 5);

8. Копию заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации;

9. Копию заполненных страниц трудовой книжки;

10. Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования или о прекращении уголовного преследования, выданную ГИАЦ МВД России либо ИЦ МВД, ИЦ ГУ МВД, ИЦ УМВД субъекта Российской Федерации по месту жительства;

11. Фотографии кандидата (цветные, матовые, без уголка) 3 x 4 см. - 2 шт.

В поддержку кандидата, а также выдвинувшего его общественного объединения может быть представлена рекомендация.

Подготовленный пакет документов должен быть направлен секретарю Общественной палаты по почте либо доставлен нарочным.

Обращаем внимание, что документы, поступившие в Общественную палату Российской Федерации по истечении 60 дней со дня опубликования уведомления о начале процедуры выдвижения кандидатур в состав ОНК, не рассматриваются.

Совет Общественной палаты Российской Федерации (далее - совет Общественной палаты) рассматривает заявления и иные материалы, поступившие от общественного объединения не позднее 60 дней со дня опубликования уведомления, а также рекомендации от общественной палаты субъекта Российской Федерации и уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации по формированию состава ОНК (рекомендации на кандидата и выдвинувшего его общественного объединения) и в срок, не превышающий 80 дней со дня опубликования уведомления, принимает решение о назначении члена ОНК либо об отклонении предложенной кандидатуры. Заявления и материалы, поступившие в Общественную палату Российской Федерации, возврату не подлежат.

Важным фактором образования ОНК является определение ее численного состава. В составе ОНК не может быть менее пяти и более сорока членов. Численность ОНК для каждого субъекта Российской Федерации устанавливает совет Общественной палаты.

Совет Общественной палаты после образования ОНК вправе принимать решение об изменении численности ОНК в указанных выше пределах.

В случае, если состав ОНК укомплектован не полностью, совет Общественной палаты по собственной инициативе, либо по предложению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, либо по обращению соответствующей ОНК и (или) не менее трех руководящих коллегиальных органов общественных объединений, обладающих правом на выдвижение кандидатур в состав ОНК, принимает решение о дополнении состава ОНК новыми членами в пределах численности, установленной для субъекта Российской Федерации. Выдвижение кандидатов в члены ОНК производится в установленном настоящими рекомендациями порядке.

В процессе дополнения состава ОНК руководящий коллегиальный орган общественного объединения, обладающего правом на выдвижение кандидатур в состав ОНК, может выдвинуть не более двух кандидатур в состав ОНК при условии, что ранее выдвинутые от этого общественного объединения кандидатуры не назначены в действующий состав ОНК. Если от общественного объединения назначена одна кандидатура в действующий состав ОНК, руководящий коллегиальный орган этого общественного объединения вправе выдвинуть одну кандидатуру в состав ОНК.

Член ОНК, назначенный в ее состав в результате дополнения состава ОНК, наделяется полномочиями на срок полномочий ОНК, в состав которой он входит.

ОНК является образованной в правомочном составе, если назначены не менее двух третей от установленной ее численности.

Если ОНК не образована в правомочном составе, не менее трех руководящих коллегиальных органов общественных объединений, обладающих правом на выдвижение кандидатур в состав ОНК, вправе обратиться к секретарю Общественной палаты с предложением о продолжении процедуры образования ОНК в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом каждый руководящий коллегиальный орган общественного объединения принимает соответствующее решение, которое оформляется протоколом. Обращение к секретарю Общественной палаты с предложением о продолжении процедуры образования ОНК в соответствующем субъекте Российской Федерации подписывается руководителями руководящих коллегиальных органов общественных объединений (Приложение N 6).

Если ОНК в результате прекращения полномочий ее членов становится неправомочной, общественные объединения вправе обратиться к секретарю Общественной палаты с предложением о продолжении процедуры образования ОНК в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Выдвижение кандидатов в члены ОНК производится в указанном выше порядке.

В случае досрочного прекращения полномочий члена ОНК по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 - 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 76-ФЗ, общественное объединение, выдвинувшее его, а также общественное объединение, обладающее правом на выдвижение кандидатур в состав ОНК (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ), может предложить иную кандидатуру для выдвижения ее в члены ОНК.

При этом необходимо иметь в виду, что заявление о выдвижении кандидатуры в состав ОНК и иные материалы общественное объединение направляет секретарю Общественной палаты в срок, не превышающий 30 дней с момента прекращения полномочий члена ОНК. Материалы, поступившие позднее, не рассматриваются.

Совет Общественной палаты в срок, не превышающий 20 дней с момента получения секретарем Общественной палаты заявления о выдвижении кандидатуры в состав ОНК, принимает решение о назначении члена ОНК либо об отклонении предложенной кандидатуры.

В соответствии с частью 11 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ срок полномочий ОНК составляет три года.

Общественное объединение, выдвинувшее в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ кандидатуру в состав ОНК, в случае назначения кандидата членом ОНК возмещает расходы, связанные с осуществлением его полномочий, и оказывает содействие в материально-техническом и информационном обеспечении деятельности соответствующей ОНК.

Обеспечение деятельности ОНК может осуществляться также иными не запрещенными федеральными законами способами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе оказывать финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку ОНК.