1.1. Данные о проведенных мероприятиях по контролю

За десять месяцев 2020 года территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 3 951 контрольно-надзорное мероприятие, что на 42,5% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Проведено 237 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (на 80% меньше, чем за десять месяцев 2019 года).

Значительное снижение количества проведенных проверочных мероприятий вызвано запретом на проведение проверок, установленного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Случаи проведения проверок, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, по результатам выявления которых к должностным лицам применены меры дисциплинарного и административного наказания, не выявлялись.

Инспекторами Госморречнадзора проведено 2 682 осмотра судоходных путей с использованием судов патрульного флота и 261 осмотр объектов транспортной инфраструктуры (соответственно на 16% и 85% меньше показателей предыдущего года). Снижение показателя осмотренных объектов инфраструктуры (ГТС, СГТС) связано с запретом на проведение проверок, установленным постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий за 10 месяцев 2020 года территориальными управлениями Госморречнадзора выявлено 1 509 нарушений обязательных требований законодательства в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений, что на 62% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом количество нарушений, выявленных при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уменьшилось на 87%.

По результатам проверок и осмотров за 10 месяцев 2020 года выдано 210 предписаний на устранение выявленных нарушений (на 68% меньше, чем за аналогичный период 2019 года). Привлечено к ответственности 2 796 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 22% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

Доля устраненных нарушений за 10 месяцев 2020 года составляет 93,4%.

Наиболее часто выявляемыми (более 53% от общего числа выявленных) нарушениями в ходе контрольно-надзорных мероприятий за десять месяцев 2020 года являются административные правонарушения, квалифицируемые по части 1 статьи 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем на морском и внутреннем водном транспорте правил плавания судов), частям 1 и 2 статьи 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления), части 1 статьи 11.13 КоАП РФ (выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, с нарушением ограничений по району и условиям плавания) и статьи 11.16 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте). За 2020 год общее число таких нарушений составило 1 853, к административной ответственности привлечен 1 851 субъект, в том числе 1 637 должностных и юридических лиц, а также 214 физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядка 17% составляют нарушения, квалифицируемые по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов) и по частям 1, 3 и 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, либо с нарушением (в том числе грубым) условий, предусмотренных лицензией). В 2020 году по фактам нарушений к административной ответственности привлечено 469 хозяйствующих субъектов, в том числе 449 должностных и юридических лиц, а также 20 физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, несмотря на снижение общего количества выявленных нарушений, риски нарушения обязательных требований остаются высокими.

За 10 месяцев 2020 года территориальными управлениями государственного морского и речного надзора было предоставлено и переоформлено 849 лицензий (за аналогичный период 2019 года - 856). По заявлению проверяемых лиц проведена 771 проверка, при проведении которых в 25 случаях выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении (переоформлении) разрешительных документов было отказано. Количество отказов на 45% меньше, чем за 10 месяцев 2019 года (46). Аннулированные и отозванные лицензии отсутствуют.

В соответствии с приказом Ространснадзора от 5 февраля 2015 г. N АК-102фс "Об утверждении перечня объектов, имеющих судоходные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию" декларированию подлежат 332 гидротехнических сооружения.

С начала года по состоянию на 1 ноября 2020 года центральным аппаратом Управления государственного морского и речного надзора было рассмотрено 25 деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Из них утверждено 24, а отказано в утверждении 1 декларации безопасности гидротехнических сооружений.

Выдано 24 разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Согласно утвержденным Ространснадзором декларациям безопасности гидротехнических сооружений уровень безопасности и технического состояния характеризуются следующими цифрами:

Техническое состояние и уровень безопасности гидротехнических сооружений на 01 ноября 2020 года:

Техническое состояние

работоспособное

153

ограниченно-работоспособное

150

предаварийное

24

аварийное

3

нет данных

2 <*>

Всего:

332

Уровень безопасности

нормальный

144

пониженный

159

неудовлетворительный

23

опасный

4

нет данных

2 <*>

Всего:

332

--------------------------------

<*> Отсутствуют данные о техническом состоянии и уровне безопасности по 2 СГТС (Дамбы канала N 294 и шлюза Белоомут ФГБУ "Канал имени Москвы"), Это связано с проводимыми восстановительными работами по каналу 294 после аварии и проводимой реконструкцией шлюза Белоомут ФГБУ "Канал им. Москвы".

По сравнению с аналогичным периодом (ноябрь 2019 г.) увеличилось на 0,3% количество СГТС находящихся в предаварийном техническом состоянии (увеличилось с 23 до 24) и неудовлетворительном уровнем безопасности (увеличилось с 22 до 23), а также количество СГТС, находящихся в аварийном техническом состоянии (увеличилось с 2 до 3) и опасном уровнем безопасности (увеличилось с 3 до 4).

В связи с ухудшением технического состояния и снижением уровня безопасности СГТС были даны поручения начальникам территориальных управлений Госморречнадзора для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2020 году на 0,9% увеличилось количество СГТС, имеющих работоспособное техническое состояние (повышение с 150 до 153) и нормальный уровень безопасности (повышение с 141 до 144).

На водном транспорте за 10 месяцев 2020 года произошло 28 аварий, что на 15 аварий (35%) меньше, чем за 10 месяцев 2019 года

Количество погибших и получивших тяжкие телесные повреждения также уменьшилось: за 10 месяцев 2020 года погибло 7 человек и 1 человек получил тяжкие телесные повреждения. За 10 месяцев 2019 года 14 человек погибло, 4 человека получили тяжкие телесные повреждения.

За 10 месяцев 2020 года Госморречнадзором проведено 246 расследований аварийных случаев на водном транспорте.

Основные причины происшествий на водном транспорте:

- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 29%;

- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах - 28%;

- несоблюдение общепринятых приемов и способов управления судном - 24%;

- не учет гидрометеорологических особенностей района плавания и стоянки судов - 10%;

- невыполнение командным составом и/или судовладельцем, и/или береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания - 9%.

По результатам расследования каждой аварии в заключении выдавались рекомендации по предупреждению возникновения подобных аварий в будущем. Эти рекомендации касаются как внесения изменений/дополнений в нормативные документы, систему управления безопасности компании-судовладельца, так и организационных вопросов, связанных со специальной подготовкой членов экипажа, организацией несения вахты, обслуживанием судовых технических средств.

Таким образом, со стороны субъектов контроля (надзора) продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в сфере морского и речного транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:

- риск гибели человека;

- риск причинения вреда здоровью человека;

- риск загрязнения окружающей среды;

- риск причинения материального ущерба.