См. Программу профилактики нарушений Госкорпорации "Роскосмос" на 2022 год.

I. Общие положения

Программа профилактики нарушений лицензионных требований на 2021 год (далее - Программа) разработана в целях предупреждения нарушений субъектами профилактических мероприятий лицензионных требований в связи с осуществлением космической деятельности.

Программа представляет собой комплекс мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований, обеспечивающих решение проблем, препятствующих соблюдению субъектами профилактических мероприятий лицензионных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения лицензионных требований, а также на создание и развитие системы профилактики нарушения лицензионных требований (далее - профилактические мероприятия).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

развитие системы профилактических мероприятий в Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Корпорация или лицензирующий орган);

повышение прозрачности деятельности Корпорации;

формирование одинакового понимания обязательных требований у всех субъектов профилактических мероприятий;

уменьшение административной нагрузки на субъекты профилактических мероприятий;

увеличение количества субъектов профилактических мероприятий, обеспечивающих выполнение обязательных требований;

повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактических мероприятий.

Программа призвана обеспечить создание условий для снижения случаев нарушения лицензионных требований, повышения эффективности государственного контроля, формирования заинтересованности лицензиатов в соблюдении лицензионных требований, снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесения ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Профилактические мероприятия реализуются в рамках осуществления лицензионного контроля космической деятельности.

К обязательным требованиям, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля космической деятельности, относятся лицензионные требования, закрепленные пунктом 3 Положения о лицензировании космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 298:

наличие помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, соответствующих требованиям санитарных правил, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности с учетом особенностей выполняемых работ и (или) оказываемых услуг, исправного оборудования и технических средств, технической документации, принадлежащих соискателю лицензии и лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (подпункт "а");

наличие в штате работников, заключивших с соискателем лицензии и (или) лицензиатом трудовые договоры, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, отвечающих квалификационным требованиям, необходимым для выполнения работ и (или) оказания услуг, указанных в перечне, составляющих лицензируемый вид деятельности, в количестве, обеспечивающем выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг (не менее пяти работников) (подпункт "б");

наличие необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы контроля качества выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (подпункт "в");

наличие допуска к выполнению работ и (или) оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О государственной тайне", в случае выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (подпункт "г");

наличие утвержденных в установленном порядке учебных программ, учебно-тренировочных средств и пособий, обеспечивающих подготовку участников космического полета к космическому полету (при выполнении работ и (или) оказании услуг, связанных с подготовкой участников космического полета к космическому полету) (подпункт "д");

наличие необходимой системы защиты передаваемой, принимаемой и (или) обрабатываемой информации с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли от несанкционированного доступа в соответствии с требованиями, установленными операторами соответствующих космических средств дистанционного зондирования Земли (при оказании услуг по приему и первичной обработке информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли) (подпункт "е").

Субъектами профилактических мероприятий являются юридические лица, имеющие лицензию на осуществление космической деятельности (далее - лицензиаты), общее количество которых на момент утверждения настоящей программы составляет - 1018.

В 2020 году Корпорацией проведено 53 проверки, из которых: плановых - 5; внеплановых - 46.

При этом, в связи с поступавшими от лицензиатов заявлениями о прекращении действия лицензии и принятыми в соответствии с ними решениями, а также поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 18 марта 2020 г. N ММ-П36-1945 и требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Корпорацией в План проведения плановых проверок юридических лиц на 2020 год N 95-пл (далее - План проверок) внесены изменения в части исключения из Плана проверок лицензиатов, проверка которых планировалась и не была проведена в 2020 году.

Сведения о соответствующих изменениях в План проверок направлены в установленном порядке в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

По результатам проведенных проверок нарушений лицензионных требований не выявлено, предписания не выдавались, результаты проверок не обжаловались.

В 2020 году нарушений законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования космической деятельности не выявлено. К административной ответственности лицензиаты не привлекались.

Типичные замечания при рассмотрении заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензии и прилагаемых к ним документов касаются:

заполнения заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии на космическую деятельность не в соответствии с установленной формой;

непредставления сведений об оплате государственной пошлины;

непредставления документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, соответствующих требованиям санитарных правил, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности с учетом особенностей выполняемых работ и (или) оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

непредставления документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании технической документации, соответствующей установленным требованиям и необходимой для выполнения работ (оказания услуг) при осуществлении лицензируемой деятельности;

непредставления утвержденного руководства (положения) по качеству.

В целях профилактики нарушения лицензионных требований Корпорацией в 2020 году:

в перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля космической деятельности, внесены изменения в части включения в перечень сведений о следующих принятых нормативных правовых актах, содержащих лицензионные требования:

Положение о лицензировании космической деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 298;

Административный регламент осуществления Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" лицензионного контроля космической деятельности, утвержденный приказом Корпорации от 10 сентября 2020 г. N 244 (зарегистрирован Минюстом России 8 октября 2020 г. N 60296);

Административный регламент Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по предоставлению государственной услуги по лицензированию космической деятельности, утвержденный приказом Корпорации от 10 сентября 2020 г. N 245 (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2020 г. N 60418).

на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://www.roscosmos.ru) (далее - официальный сайт Корпорации) размещены тексты указанных выше нормативных правовых актов и их отдельных частей (приложений), в том числе содержащих лицензионные требования;

на официальном сайте Корпорации размещены сведения о нормативных правовых актах, устанавливающих лицензионные требования, сроках и порядке вступления их в действие;

в формате личных встреч, телефонных звонков, посредством направления письменных ответов на обращения и другими способами в постоянном режиме проводились консультации по вопросам разъяснения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих лицензионные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения лицензионных требований;

в формате личных встреч, телефонных звонков, посредством направления письменных ответов на обращения и другими способами в постоянном режиме проводились консультации по вопросам разъяснения лицензиатам лицензионных требований, а также их соблюдения;

в формате личных встреч, телефонных звонков, посредством направления письменных ответов на обращения и другими способами в постоянном режиме проводились консультации по вопросам проведения контрольных мероприятий, прав и обязанностей лицензиата и обязанностей должностных лиц Корпорации, уполномоченных на проведение проверок, сроков проведения указанных мероприятий, порядка досудебного обжалования решений и действий (бездействия) лицензирующего органа и его должностных лиц, осуществляющих функции по лицензионному контролю космической деятельности;

генеральным директором Корпорации утвержден План проведения плановых проверок юридических лиц на 2021 год от 30 октября 2020 г. N 77-пл, который в установленном порядке направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

подготовлен и размещен в федеральной государственной информационной системе "Информационная система мониторинга лицензирования отдельных видов деятельности" доклад об осуществлении лицензирования космической деятельности и эффективности лицензирования. Сведения, содержащиеся в указанном докладе, размещены на официальном сайте Корпорации;

в ходе видеоконференции с заместителями руководителей организаций Корпорации по правовым вопросам (руководителями юридических подразделений) 28 октября 2020 г. были обсуждены в том числе вопросы совершенствования нормативных правовых актов в области лицензирования космической деятельности и правоприменительной практики.

Рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям, возникающими в результате нарушения лицензиатами лицензионных требований при осуществлении космический деятельности, являются: возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства.