1. Типовые и массовые нарушения обязательных требований

При проведении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора установлено 8 717 нарушений, 54,6% которых выявлено при проведении внеплановых проверок.

Более 60% установленных нарушений связаны с несоблюдением хозяйствующими субъектами требований технических регламентов.

Так, самыми распространенными нарушениями среди них при проведении проверок элеваторов и зернохранилищ являются:

- разрушение кровли и остекления,

- проникновение грунтовых вод в подсилосные этажи из-за несовершенства дренажной системы,

- отсутствие контроля за условиями хранения зерна,

- захламленность и запыленность помещений,

- неудовлетворительное состояние стен, выбоины на полу, хранение посторонних предметов совместно с зерном.

Неудовлетворительные условия хранения не обеспечивают безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств: происходит прорастание и самосогревание зерна, загрязнение и заражение его вредителями хлебных запасов, изменение органолептических свойств зерна и т.д. Все это приводит к тому, что такое зерно становится непригодным для использования в пищевых целях.

К зернохранилищам предъявляется много разносторонних требований - технических (строительных, противопожарных и т.п.), технологических, эксплуатационных и экономических. Все они направлены на то, чтобы в зернохранилище можно было обеспечить сохранность зерновых партий с минимальными потерями в массе, без потерь в качестве и с наименьшими издержками при хранении.

Зернохранилище должно предохранять зерновую массу от неблагоприятных атмосферных воздействий и грунтовых вод; для этого кровля, окна и двери должны быть устроены так, чтобы исключалась возможность проникновения в зерновую массу атмосферных осадков, а стены и пол изолированы от проникновения через них грунтовых и поверхностных вод.

Чрезвычайно важным требованием, предъявляемым к зернохранилищам, является надежность защиты в них зерновых масс от грызунов и птиц, а также вредителей из мира насекомых и клещей. Зернохранилище должно быть удобным для проведения мероприятий по обеззараживанию составляющих его конструктивных элементов, вместимостей и находящихся в нем зерновых масс.

При проведении проверок государственных бюджетных учреждений (государственных заказчиков) выявляются многочисленные нарушения при закупках крупы для государственных нужд:

- несоблюдение технических и санитарных требований к складскому помещению, где хранятся крупы;

- отсутствие отдельного складского помещения для хранения;

- несоответствие крупы требованиям нормативных документов (по влажности, металломагнитной примеси, зараженности и загрязненности вредителями и т.д.);

- отсутствие деклараций о соответствии и маркировочных ярлыков; наличие на хранении крупы с истекшим сроком годности, нарушение упаковки крупы;

- отсутствие даты изготовления и даты упаковывания, адреса местонахождения изготовителя или фасовщика, условий хранения, массы упаковки.

Несоблюдение условий хранения крупы влияет на ее качество, ведет к порче и делает непригодной для употребления в пищу.

Так, например, увлажнение крупы в результате ее сорбционных свойств способствует развитию микроорганизмов, насекомых и клещей и приводит к потере в массе, образованию специфических запахов (плесневого, затхлого, клещевого и т.п.) и к общему понижению качества.

Повышение влажности крупы и температуры воздуха в складе снижает стойкость ее при хранении: наблюдаются явления прогоркания и заплесневения.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий при экспортно-импортных операциях также выявляются многочисленные нарушения.

Так, например, при ввозе в Российскую Федерацию сотрудники территориальных управлений выявляют зерновую продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов Таможенного союза, нормативных документов, принятых в России. После экспертизы такой продукции принимается решение о возможности ее дальнейшего использования (возврат поставщику, уничтожение, использование в пищевые цели после подработки). При выявлении нарушений карантинных фитосанитарных требований может проводиться обеззараживание, возврат в страну отправления или переработка.

При контроле за зерновой продукцией, отгружаемой на экспорт, основным нарушением является несоответствие продукции карантинным фитосанитарным требованиям стран-импортеров, прежде всего по зараженности и загрязненности вредителями.

Всего при проведении территориальными управлениями Россельхознадзора контрольно-надзорных мероприятий было проинспектировано 66 млн тонн зерновой продукции (56 млн тонн - за 2018 год).

При этом выявлено 10,6 млн тонн продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов по показателям качества и безопасности.

Практически весь указанный объем составляет зерновая продукция, зараженная и загрязненная вредителями хлебных запасов. Зараженность и загрязненность являются важнейшими показателями состояния зерна.

Вредители хлебных запасов наносят большой ущерб. Они уничтожают часть этих запасов и понижают их качество, загрязняя своими фекалиями и трупами, шкурками после линьки личинок и куколок. Кроме того, одни из них (клещи и насекомые) являются источниками образования тепла и влаги в зерновой массе (в результате дыхания), а другие (грызуны) портят отдельные части производственных сооружений, тару и т.д. и способствуют распространению различных инфекционных болезней.

Личинки жуков обладают большой прожорливостью, они поедают и повреждают за время своего развития значительное количество зерновых продуктов. Бабочки уничтожают и засоряют зернопродукты своими экскрементами, шкурками, коконами и трупами.

Клещи причиняют следующий вред: питаются зерном, загрязняют зерновую массу и крупу продуктами своей жизнедеятельности, образовывают специфические неприятные запахи, ухудшают цвет и вкус, создают условия для увлажнения, самосогревания и развития микроорганизмов. Скармливание животным продуктов, сильно зараженных клещами, вызывает нарушение деятельности пищеварительной системы.

С целью защиты зерновых продуктов от вредителей следует применять предупредительные (профилактические) и истребительные меры. В первую очередь необходимо систематически применять профилактические меры как наиболее доступные, легко осуществимые и дешевые. Появление вредителей часто является следствием несоблюдения мер профилактического порядка.

Кроме того, при ввозе на территорию Калининградской области соевых бобов происхождением из Бразилии и Парагвая Россельхознадзором выявляются неоднократные нарушения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" в части превышения максимально допустимого уровня содержания пестицида - глифосата.

В целях регистрации деклараций о соответствии указанных соевых бобов грузополучатели обращались в органы по сертификации, которые выдавали декларации на зерно, не соответствующее требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна".

Необходимо обратить внимание, что согласно статье 41 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С целью устранения выявленных нарушений обязательных требований должностными лицами территориальных управлений осуществлялась выдача предписаний - 3 719 за 2019 год (2 777 - за 2018 год). Из них в течение отчетного периода было исполнено 3 385 (91%).

Кроме того, территориальными управлениями за 2019 год вынесено 1 679 предупреждений лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенные правонарушения (773 - за 2018 год).

Сумма наложенных территориальными управлениями административных штрафов за отчетный период составила 76,3 млн. рублей.

По подведомственности в судебные органы направлено 1 262 протокола.

Судами общей юрисдикции рассмотрено 623 дела об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения в пользу территориальных управлений вынесено 575 решений.

Арбитражными судами рассмотрено 795 дел. В пользу управлений вынесено 738 решений.

Общая сумма наложенных судами штрафов составляет 46,6 млн. рублей.

При выявлении случаев недостоверного декларирования соответствия зерновой продукции требованиям технических регламентов за отчетный период было выдано 1 816 предписаний о приостановлении или прекращении действия деклараций. По всем случаям в Росаккредитацию были направлены обращения для приостановления или прекращения действия деклараций о соответствии. По результатам рассмотрения указанных обращений из Единого реестра деклараций о соответствии было исключено 1 518 деклараций.