Приказом Росфинмониторинга от 16.03.2022 N 47 утверждена Программа на 2022 год.

Глава II. Текущий уровень развития профилактических мероприятий

Глава II. Текущий уровень развития

профилактических мероприятий

В 2020 году Росфинмониторингом с учетом поручения Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N ММ-П36-1945 и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 <1> назначенные и незавершенные плановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства были приостановлены, а затем завершены в связи с невозможностью их проведения.

--------------------------------

<1> Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В этой связи Росфинмониторинг переориентировал работу на усиление мониторинга подконтрольных секторов и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и недопущение нарушений обязательных требований, что стало основным направлением контрольно-надзорной деятельности Росфинмониторинга в 2020 году.

Подконтрольные субъекты были проинформированы через Личные кабинеты о порядке осуществления государственного контроля в сфере ПОД/ФТ в 2020 году.

2.1. В 2020 году в рамках исполнения Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2020 год, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 19 февраля 2019 г. N 360, проведены следующие профилактические мероприятия:

а) адресное взаимодействие путем направления писем подконтрольным субъектам о недопустимости нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ, разъяснение способов их соблюдения и ответственности за нарушения (если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации);

б) консультирование и обучение в формате круглых столов, семинаров, инструктажей, тематических конференций (в том числе в режиме видеоконференц-связи), информационных писем, "горячих линий";

в) взаимодействие в рамках консультативных и совещательных форматов представителей крупнейших финансовых институтов с использованием возможностей видеоконференц-связи;

г) размещение для поднадзорных организаций дистанционных учебных курсов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе с учетом изменения характера и условий работы, связанных с эпидемиологической обстановкой;

д) опосредованное взаимодействие с организациями, имеющими другие надзорные органы, через Личные кабинеты надзорных органов.

2.2. В условиях приостановления или ограничения деятельности организаций в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году было проведено более 8 тыс. профилактических мероприятий, которыми охвачено более 6 тыс. субъектов Федерального закона N 115-ФЗ.

2.3. Профилактические мероприятия, направленные на формирование единого понимания требований законодательства о ПОД/ФТ профессиональными объединениями, ассоциациями и представителями подконтрольных организаций, позволили сохранить в 2020 году уровень законопослушности предыдущего года без проведения выездных проверок, предусматривающих непосредственный контакт с поднадзорными субъектами.

2.4. Продолжена работа с использованием электронных сервисов для поднадзорных субъектов - адресное взаимодействие с подконтрольными субъектами через Личный кабинет в целях профилактики нарушений:

а) доведены конкретные замечания о возможных нарушениях законодательства о ПОД/ФТ и предоставлена возможность их устранения в онлайн-режиме;

б) в целях выявления организациями подозрительных операций в Личных кабинетах размещено 19 типологий ОД и признаки сомнительных операций.

В 2020 году акцент в указанном процессе был сделан на получение "обратной связи" от субъектов первичного финансового мониторинга по доводимым до них типологиям. Результатом стало получение Росфинмониторингом более 8 тыс. сообщений о подозрительных операциях, направленных подотчетными субъектами в Росфинмониторинг с фокусом на указанные типологии, на общую сумму более 2 млрд. рублей.

2.5. В целях повышения качества информирования о подозрительных операциях подконтрольными субъектами других надзорных органов в Личных кабинетах и на сайте Росфинмониторинга размещены информационные сообщения/письма.

2.6. Актуализирован размещенный на сайте Росфинмониторинга перечень нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля в сфере ПОД/ФТ.

2.7. В связи с внесением изменений в законодательство о ПОД/ФТ на сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям" обновлены тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы законодательства о ПОД/ФТ (интерактивные ссылки), указан порядок судебного и административного обжалования решений, действий (бездействия) Росфинмониторинга, его территориальных органов и их должностных лиц.

2.8. Продолжено взаимодействие через Совет комплаенс - консультативный орган при межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения, объединяющий ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации, и Международный Совет комплаенс, созданный в рамках Евразийской группы, в целях выработки подходов и методики снижения рисков незаконопослушности и вовлеченности в теневые схемы организаций, обязанных принимать меры в сфере ПОД/ФТ.

В качестве одного из основных инструментов взаимодействия Росфинмониторинга с частным сектором на региональном уровне выступают Региональные советы комплаенс (далее - РСК), созданные при Межрегиональных управлениях Росфинмониторинга.

Работа РКС позволяет постоянно вовлекать новых субъектов в антиотмывочную систему, формировать эффективную "обратную связь" с частным сектором по вопросам обмена информацией о рисках, вырабатывать предложения по критериям о подозрительных операциях, достигать единообразного понимания рисков ОД и ФТ и обеспечивать обмен передовым опытом и лучшими практиками по организации и осуществлению внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ. В 2020 году проведено в общей сложности 15 заседаний РКС, преимущественно в дистанционном формате, по результатам которых выявлены и размещены в Личных кабинетах 8 типологий.

Главным итогом указанной работы является оперативный обмен информацией о новых рисках ОД и ФТ, которые связаны с незаконными финансовыми операциями по программам государственной поддержки бизнеса и социальной поддержки населения, онлайн-преступности, использованием мошеннических схем при производстве и обороте продукции медицинского назначения, а также товаров и услуг в противоэпидемических целях и др.