2.6. Иные аспекты

Стремление защитить права и свободы хозяйствующих субъектов - при поддержании надлежащего баланса конституционных ценностей - определяло содержание правовых позиций Конституционного Суда и по другим, затрагивающим права и законные интересы предпринимателей, вопросам публично-правового характера.

В частности, в сфере уголовно-правовых правоотношений Конституционным Судом было указано, что предпринятое законодателем понижение ответственности за мошенничество, совершенное в связи предпринимательской деятельностью, не только ущемляет права непосредственно потерпевших (сокращение сроков давности, не позволяющее взыскать причиненный ущерб), но и - ввиду обусловленной исключительно разницей в субъектном составе существенной разницы в наказании при нанесении ущерба одинакового размера - дискриминирует иных субъектов, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение мошенничества <3>.

--------------------------------

<3> Постановление от 11 декабря 2014 года N 32-П.

Обращая внимание на важность поддержания баланса интересов в правоотношениях, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, Конституционный Суд указывает, что субъекты хозяйственной деятельности подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц; данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления; лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам; юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. При этом убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Данное правовое регулирование, как было отмечено Конституционным Судом, направлено на обеспечение доверия к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, защиту прав третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены при использовании недостоверных сведений (Определение от 19 декабря 2019 года N 3441-О).

Исходя из того, что предпринимательская деятельность по своей природе направлена на извлечение прибыли и носит рисковый характер, а значит, может приводить к нарушению прав и законных интересов значительного числа лиц, прежде всего клиентов и контрагентов субъекта такой деятельности, законодатель правомочен определять условия занятия ею в целях согласования частной экономической инициативы с потребностями других лиц и общества в целом. Исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, определен Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В частности, предусмотрено включение в реестр недобросовестных поставщиков наряду с информацией о самом юридическом лице также фамилий, имен, отчеств (при наличии) учредителей - физических лиц, что, как ранее отмечал Конституционный Суд, обусловлено правовым статусом учредителей, которые через свое корпоративное участие могут влиять на деятельность юридического лица (определения от 20 декабря 2018 года N 3234-О, от 25 апреля 2019 года N 922-О, от 29 мая 2019 года N 1376-О и др.). Подобный подход согласуется - исходя из особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, принципов его организации и функционирования и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - с необходимостью максимально возможной эффективности использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений, что в целом отвечает конституционно значимым целям и ценностям, не нарушая при этом надлежащий баланс между частными и публичными интересами (Постановление от 9 апреля 2020 года N 16-П).

Средствами конституционного нормоконтроля поддерживается, в том числе в рассматриваемый период, баланс интересов при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности.

В частности, касаясь поддержания баланса интересов при осуществлении торговой деятельности, Конституционный Суд отметил, что Указом Президента Российской Федерации "О свободе торговли", изданным при отсутствии на момент либерализации цен законодательного регулирования организации и осуществления торговой деятельности, в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети, предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было представлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений, с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством. Одновременно было определено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков, автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений. Тем самым на хозяйствующих субъектов, занимающихся разносной торговлей, не распространяются предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" требования, касающиеся схем размещения нестационарных торговых объектов, в том числе подвижных (мобильных), на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, разрабатываемых и утверждаемых компетентными органами местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что, в свою очередь, исключает интерпретацию правового режима данной формы торговой деятельности как подразумевающего возможность ее осуществления лишь в местах, включенных органами местного самоуправления в такие схемы. Как было разъяснено Конституционным Судом, действующее регулирование не предполагает запрета на осуществление разносной торговли в местах, не включенных органами местного самоуправления в разрабатываемую и утверждаемую ими схему размещения нестационарных торговых объектов. Этим с хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), занимающихся разносной торговлей, не снимается обязанность соблюдения всего комплекса требований к организации и осуществлению торговой деятельности, установленных законодательством о защите прав потребителей, иными нормативными правовыми актами, а для федерального законодателя - не исключается возможность внесения изменений и дополнений в правовое регулирование торговли, в том числе разносной, направленных на оптимизацию согласования прав и законных интересов продавцов, покупателей и других лиц (Определение от 16 января 2018 года N 10-О).

Помимо того, в конституционно-судебной практике были сформулированы подходы к поддержанию баланса интересов в сфере педагогической деятельности, в том числе осуществляемой хозяйствующими субъектами. Ранее Конституционным Судом была признана неконституционность положений Трудового кодекса РФ, вводящих безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагающих безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, - данные нормы несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей <1>. Во исполнение решения Конституционного Суда был принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ, которым статья 331 Трудового кодекса РФ была дополнена частью третьей, а статья 351.1 была изложена в новой редакции. В соответствии с данными изменениями было введено новое правовое регулирование, которым решение вопроса о допуске определенных категорий лиц к педагогической деятельности, а также к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних возложено на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданную высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Как было разъяснено Конституционным Судом, названная комиссия должна действовать не произвольно, а принимать решение о допуске или недопуске лица к профессиональной деятельности с участием несовершеннолетних с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для оценки возможности осуществления этим лицом такой деятельности, в том числе вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. При этом формальное подтверждение одного только факта привлечения лица к уголовной ответственности не является достаточным основанием для отказа в допуске его к профессиональной деятельности с участием несовершеннолетних. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд (Определение от 28 ноября 2019 года N 3162-О).

--------------------------------

<1> Постановление от 18 июля 2013 года N 19-П.

Утверждая баланс интересов в сфере оборота алкогольной продукции, Конституционный Суд разъяснил, что поскольку на объекты гражданского оборота, в отношении которых установлено специальное правовое регулирование, обусловленное необходимостью защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а именно на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, произведенные юридическим лицом в соответствии с действующим законодательством и при наличии необходимой лицензии, срок действия которой истек позднее, а также отвечающих обязательным требованиям в данной области производства и оборота, могут не в полной мере распространяться правила о возмездном изъятии у лица имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать, постольку права хозяйствующего субъекта должны обеспечиваться предоставлением ему на основании специальных норм Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" двухмесячного (с момента прекращения действия лицензии) срока на реализацию остатков произведенной продукции, который - имея в виду его обязанность адекватно планировать свою хозяйственную деятельность в пределах действия ранее полученной лицензии и необходимость соблюдения лицензионных требований в целях получения новой, а также при должном соотношении цены и качества произведенной продукции - является разумным и достаточным для реализации остатков такой продукции, полный цикл производства которой не выходит за рамки этого срока <1>. Признав разумным и достаточным предоставление юридическому лицу двухмесячного (с момента прекращения действия лицензии) срока на реализацию остатков произведенной алкогольной продукции применительно к реализации остатков алкогольной продукции, полный цикл производства которой не выходит за рамки этого срока, Конституционный Суд, однако, указал, что данный вывод не может быть распространен на продукцию, технологический процесс производства которой предполагает стадию выдержки, т.е. хранение в специальной производственной таре до достижения свойств дистиллятов, определенных техническими документами организации, поскольку реализация такого рода продукции до достижения готовности - притом что ее вкусовые качества, как правило, имеют выраженный индивидуальный характер, обусловленный первичными свойствами сырья, в том числе связанными с местом его происхождения, а также особенностями специальной производственной тары и иными нюансами, - крайне затруднительна, тем более что приобрести ее могут только лица, имеющие соответствующую лицензию. Во исполнение этого решения Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 261-ФЗ действующее регулирование было дополнено положениями, предусматривающими механизм выдачи временного разрешения, предоставляющего право на завершение полного цикла производства дистиллятов или право на завершение выдержки винодельческой продукции, а также право на хранение и поставку указанной продукции.

--------------------------------

<1> Постановление от 30 марта 2016 года N 9-П.

Наличие либо отсутствие зависимости конкретного лица, привлеченного в качестве эксперта при производстве по уголовному делу, от сторон или их представителей, в том числе в связи с осуществляемой экспертом предпринимательской деятельностью, подлежит, согласно указанию Конституционного Суда, установлению органом или должностным лицом, ведущими производство по этому делу, на основе фактических обстоятельств (Определения от 27 марта 2018 года N 838-О) <2>.

--------------------------------

<2> См. также: определения от 23 октября 2014 года N 2371-О, от 20 ноября 2014 года N 2673-О.

Ряд решений Конституционного Суда был посвящен поддержанию баланса между свободой экономической деятельности и конституционно обусловленной защитой определенных видов информации. Свобода экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя предполагает право каждого свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, а также свободно использовать свое имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Из названных конституционных гарантий вытекает в том числе право на сохранение в тайне сведений (в том числе полученных налоговыми органами), виды и объем которых устанавливаются законом. Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен Налоговым кодекса РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях. В этой связи Конституционный Суд указал на применимость к ситуациям, связанным с обеспечением доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, ранее сформулированной им правовой позиции о том, что в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты (Определение от 26 марта 2019 года N 816-О) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Постановление от 18 февраля 2000 года N 3-П.

Порядок доступа граждан к содержащейся в государственных реестрах информации о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, установленный Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предполагает предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в виде выписок из соответствующего государственного реестра, копий документа (документов), содержащихся в соответствующем государственном реестре, или справок об отсутствии запрашиваемой информации. Установление такого порядка ознакомления граждан с информацией о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях не выходит, как указал Конституционный Суд, за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя и направлено на защиту прав и свобод третьих лиц (Определение от 25 октября 2018 года N 2556-О).

Конституционным Судом было также разъяснено, что правовое регулирование, устанавливающее обязанность кредитной организации (банка) обеспечить банковскую тайну и ее основные объекты, включая тайну операций по счету, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, является важной гарантией конституционных прав на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. В этой связи определенный Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" порядок осуществления корреспондентских отношений между кредитной организацией и Банком России на основе договора направлен в том числе на обеспечение свободы договора и баланса интересов его сторон (Определение от 24 октября 2019 года N 2846-О).

В целом в рассматриваемый период в ходе конституционного нормоконтроля результативно преодолевались коллизии между отдельными конституционными правами и свободами, на осуществление которых оказывает влияние предпринимательская деятельность, обретался баланс между различными, но равноценными по своей конституционной значимости, ценностями.