Принцип доверия к закону и действиям публичной власти

Неотчуждаемость конституционных прав находится в тесной взаимосвязи с принципом доверия к закону и действиям публичной власти. Данный принцип предполагает правовую определенность и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики. Участники правоотношений должны обладать возможностью в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. Изменения регулирования, влекущие неблагоприятные последствия для статуса частных лиц и порывающие со сложившейся правоприменительной практикой, должны сопровождаться предоставлением возможности, в частности, временного регулирования, позволяющего адаптироваться к новым условиям переходного периода. В частности, при обновлении законодательства не должны создаваться предпосылки для излишне широкого правоприменительного усмотрения, затрудняющего единообразное применение норм права.

Доверие к закону и действиям государства, указывает Конституционный Суд, основываются на разумной стабильности регулирования, предполагающего адекватные условия изменения правового статуса участников длящихся правоотношений (Постановление от 15 февраля 2019 года N 10-П) <3>.

--------------------------------

<3> См. также: постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 6 февраля 2014 года N 2-П, от 1 июля 2015 года N 18-П, от 13 декабря 2017 года N 40-П.

Участники правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в устойчивости своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Принцип поддержания доверия к действиям государства вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (постановления от 19 апреля 2018 года N 16-П, от 20 июля 2018 года N 34-П, от 28 февраля 2019 года N 13-П, от 2 июля 2020 года N 32-П) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 20 июля 2011 года N 20-П, от 25 июня 2015 года N 17-П.

Свобода предпринимательской деятельности несовместима с произвольными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования, решениями и действиями органов публичной власти. В частности, в целях организации планирования хозяйственной деятельности предприниматель в качестве налогоплательщика должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании лежащих на нем налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Непредсказуемость соответствующих затрат очевидно препятствует свободе предпринимательской деятельности <2>. Этот вывод распространяется на случаи изменения правового регулирования налогообложения как юридических лиц, так и граждан - физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность: в силу требований законодательства о введении в действие законов о налогах и сборах гражданам, которые до изменения правового регулирования имели право на пользование налоговой льготой и утрачивают его после вступления в силу соответствующего закона, должен быть предоставлен достаточный переходный период, в течение которого они могут адаптироваться к вносимым изменениям (Определение от 30 января 2020 года N 43-О).

--------------------------------

<2> См.: постановления от 30 января 2001 года N 2-П, от 2 июля 2013 года N 17-П; Определение от 1 июля 1999 года N 111-О.

Так, например, отмечает Конституционный Суд, федеральный законодатель в пределах своей дискреции установил требование о соответствии легкового такси единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Позднее было предусмотрено, что легковое такси в этом случае должно соответствовать установленным цветовым гаммам (Федеральный закон от 23 апреля 2012 года N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации"); одновременно федеральный законодатель отложил вступление данного требования в силу до 1 января 2013 года. Тем самым, в соответствии с ранее высказываемыми Конституционным Судом указаниями на необходимость переходного периода при изменении регулирования лицам, законные интересы которых были затронуты указанным правовым регулированием, была предоставлена возможность адаптироваться в течение разумного переходного периода к вносимым изменениям (Определение от 17 июля 2018 года N 1756-О) <3>.

--------------------------------

<3> См. также: постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 28 ноября 2017 года N 34-П.

Исходя из общего принципа действия закона на будущее время и реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, законодатель должен учитывать специфику регулируемых правом общественных отношений (Определение от 29 мая 2018 года N 1152-О) <4>. Применительно к актам законодательства о налогах и сборах конституционное требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие.

--------------------------------

<4> См. также: определения от 25 января 2007 года N 37-О-О, от 15 апреля 2008 года N 262-О-О, от 20 ноября 2008 года N 745-О-О, от 16 июля 2009 года N 691-О-О.

Действие закона, по общему правилу, распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу при соблюдении конституционного принципа недопустимости придания обратной силы нормам, ухудшающим положение граждан, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (определения от 13 марта 2018 года N 580-О, от 18 июля 2019 года N 2007-О) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П; определения от 18 января 2005 года N 7-О, от 29 января 2015 года N 211-О.

В частности, требование о переоформлении лицензий в случае изменения наименований лицензируемых видов деятельности не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя и подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда о действии закона во времени: действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (Определение от 24 апреля 2018 года N 1104-О). <2>

--------------------------------

<2> См. также: Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П; определения от 18 января 2005 года N 7-О, от 29 января 2015 года N 211-О.

Помимо прочего, стабильность и предсказуемость в сфере гражданского оборота, которые призван обеспечивать федеральный законодатель, способствуют высокому уровню взаимного доверия между субъектами экономической деятельности <3>.

--------------------------------

<3> Постановление от 10 марта 2016 года N 7-П.