Нормы законодательства о налогах и сборах, определяя основания, порядок и условия фискального отчуждения собственности для финансирования деятельности государства, объективно взаимосвязаны с нормами гражданского законодательства. Соответственно, широкая законодательная дискреция в реализации налоговой политики, предназначенная обеспечивать, в частности, межотраслевое взаимодействие налогового и гражданского законодательства в единой правовой системе, в том числе в сочетании публично-правового и частноправового регулирования, не исключает возможности правового регулирования соответствующих правоотношений юридическими средствами межотраслевого характера, следуя конституционным принципам справедливости, юридического равенства и соразмерности применяемых средств конституционно значимым целям при их системной согласованности с действующим правовым регулированием.
Средства гражданского права позволяют обеспечить возмещение имущественного вреда, причиненного бюджетам публично-правовых образований в результате невозможности получения налогов в отдельных случаях, например вследствие налогового преступления. Их использование допустимо, если эта вынужденная мера единственно возможна для обеспечения неукоснительного соблюдения конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Их применение во всяком случае не может быть произвольным и должно соотноситься с особенностями налоговых отношений, обеспечивать баланс публичных и частных интересов на основе критериев разумности и соразмерности (Постановление от 2 июля 2020 года N 32-П) <1>.
--------------------------------
<1> См также: постановления от 18 июля 2008 года N 10-П, от 24 июня 2009 года N 11-П, от 30 марта 2016 года N 9-П, от 24 марта 2017 года N 9-П, от 8 декабря 2017 года N 39-П.
Обязательства по возмещению вреда обусловлены, по смыслу выраженных Конституционным Судом правовых позиций, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало бы безосновательное, а значит, несправедливое привлечение к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина, прежде всего, права частной собственности. Необходимым условием возложения на лицо обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему, включая публично-правовые образования, является причинная связь, которая и определяет сторону причинителя вреда в деликтном правоотношении. Образование недоимки вследствие просрочки в исполнении налогового обязательства, как правило, обусловлено поведением (действиями или бездействием) налогоплательщика. Наступление ущерба в виде утраты права на исполнение налогового обязательства при списании безнадежной налоговой задолженности может быть связано не только с противоправным, в частности, преступным поведением налогоплательщика, но и с поведением уполномоченных органов, в том числе процессуальным, и (или) со вступлением в силу судебных актов, наступлением (истечением) установленных законом пресекательных сроков и с иными обстоятельствами объективного характера, которые также могут быть обусловлены поведением властей, администрирующих взимание налогов.
Следовательно, такого рода действия (бездействие) уполномоченных органов выступают объективной причиной наступившего вреда бюджету публично-правового образования, когда именно их упущения сделали невозможным применение законных средств принудительного взыскания недоимок и связанной с ними налоговой задолженности. Причинение вреда, выраженного в исчерпании (утрате) бюджетом своих фискальных прав, поскольку и если это прямо связано с ненадлежащим исполнением соответствующими органами их обязанностей по взысканию недоимки, не должно быть вменено иным субъектам, включая налогоплательщиков, например в случае, когда сам налоговый орган пропустил срок на предъявление соответствующих требований, главным образом, в силу упущений при оформлении процессуальных документов и при обращении в суд с иском к налогоплательщику с отступлениями от правил судопроизводства. Тем более, подчеркивает Конституционный Суд, для подобных исков нет оснований при признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списанию, поскольку целью этих действий выступает в том числе освобождение от уплаты налога, предполагающее законное освобождение налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности, в целях поддержания необходимой определенности в системе налогообложения и, по сути, в административно-управленческих интересах самого публичного субъекта (Постановление от 2 июля 2020 года N 32-П) <2>.
--------------------------------
<2> См. также: Постановление от 8 декабря 2017 года N 39-П; Определение от 19 мая 2009 года N 757-О-О.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей