I. Общие положения

Настоящие Стратегические направления содержат ключевые меры и механизмы, необходимые для достижения установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) целей и задач создания Евразийского экономического союза (далее - Союз), и определяют возможность их дополнения новыми формами и сферами экономической интеграции государств - членов Союза (далее - государства-члены). Настоящие Стратегические направления нацелены на реализацию Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза от 6 декабря 2018 года (далее - Декларация).

Принятие системных решений по развитию интеграции, сближению уровней экономического развития государств-членов, расширению областей экономического сотрудничества, совершенствованию регулятивной среды и институтов Союза обеспечит дальнейшее развитие его интеграционного потенциала.

Настоящие Стратегические направления соответствуют национальным экономическим интересам, целям устойчивого и инклюзивного экономического развития каждого государства-члена. Они предусматривают создание условий для опережающего развития экономик государств-членов, подъема инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности и научно-производственного потенциала Союза, увеличения его веса в мировой торгово-экономической системе. В целях обеспечения гармоничного развития и сближения уровней развития экономик государств-членов необходима выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию государств-членов.

Предусмотренные настоящими Стратегическими направлениями меры и механизмы, необходимые для реализации соответствующих положений Декларации, позволят:

завершить формирование Единого экономического пространства, в том числе посредством ускоренного введения в действие единых рынков в чувствительных для государств-членов сферах;

определить возможности совместного урегулирования возникающих вопросов в целях минимизации изъятий и ограничений во взаимной торговле и недопущения возникновения барьеров;

расширить перечень сфер экономического интеграционного взаимодействия;

определить подходы к отраслевым политикам (скоординированная/согласованная/единая);

укрепить международную правосубъектность Союза и его авторитет в мире;

определить систему ответственности членов Коллегии и должностных лиц Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) за соблюдение ими права Союза и исполнение актов органов Союза.

Реализация мер и механизмов, предусмотренных настоящими Стратегическими направлениями, будет способствовать получению дополнительных прямых и косвенных экономических выгод и преимуществ участниками интеграции.

Настоящие Стратегические направления сосредоточены на реализации потенциала следующих ключевых сфер евразийской экономической интеграции.

Переход Союза на инновационный путь развития предполагает повышение инвестиционной активности и модернизацию экономик государств-членов на основе нового технологического уклада. Для этого планируется развернуть систему прогнозирования и стратегического планирования научно-технологического и экономического развития.

Учитывая тенденцию к постоянному развитию цифровых технологий и потребность в повышении уровня взаимодействия между государствами-членами, необходимо продолжить работу по обеспечению беспрепятственного пропуска интернет-трафика, в том числе транзитного.

Активизация и наращивание научно-технического потенциала Союза предполагают разработку совместных инновационных программ и инвестиционных проектов для повышения конкурентоспособности промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики государств-членов. Работа в этом направлении должна быть дополнена формированием механизмов производственной кооперации предприятий и промышленного сотрудничества государств-членов, что предусматривает применение гибких инструментов кредитования кооперационных проектов, совместных инвестиций в создание производственно-технологических цепочек добавленной стоимости в Союзе, в том числе за счет действующих институтов - Евразийского банка развития, Евразийского фонда стабилизации и развития и Международного финансового центра "Астана".

Для успешной работы на внутреннем рынке Союза и мировых площадках необходимо продолжить проработку вопроса создания совместных евразийских корпораций, которые при выходе государств-членов на внешние рынки позволят работать во взаимодействии и взаимопонимании. Повышению уровня локализации производства и импортозамещению будет способствовать формирование совместных финансово-промышленных групп и евразийских транснациональных корпораций. Прежде всего для реализации совместных масштабных высокотехнологических проектов, способных стать символами евразийской интеграции.

Формирование сбалансированного аграрного рынка предусматривает развитие интеграционных процессов в агропромышленной сфере в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции, повышения ее конкурентоспособности и обеспечения продовольственной безопасности.

Формирование общего финансового рынка Союза будет направлено на повышение уровня доступности, качества и набора финансовых услуг для компаний и граждан государств-членов, а также на обеспечение роста и повышение эффективности финансового сектора государств-членов, развитие конкуренции на этом рынке.

Развитие транспорта и инфраструктуры нацелено на: последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности с применением современных международных стандартов; создание трансконтинентальных и межгосударственных транспортных коридоров; обеспечение недискриминационных возможностей для предприятий государств-членов по предоставлению транспортных услуг; создание и развитие транспортной инфраструктуры на территориях государств-членов в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь"; проработку вопроса о целесообразности либерализации международных автомобильных перевозок грузов в целях углубления сотрудничества путем тесного взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в сфере транспорта.

Постоянным стратегическим направлением является полное устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений и обеспечение соблюдения общих принципов и правил конкуренции для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза. Выполнение имеющихся договоренностей в этой сфере в полном объеме укрепит основы функционирования Союза, а отсутствие барьеров в рамках Союза повысит уровень доверия государств-членов как друг к другу, так и к Комиссии.

Необходимо комплексно усовершенствовать систему технического регулирования и применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер в Союзе прежде всего посредством: создания эффективного механизма защиты общего рынка Союза от небезопасной продукции; установления единых обязательных требований к продукции, регулируемой в рамках Союза, и обеспечения единообразного подхода в государствах-членах к применению технических регламентов Союза; создания евразийской системы качества продукции, обращаемой на общем рынке Союза; обеспечения системного развития стандартизации и метрологии; совершенствования механизмов контроля в целях обеспечения повышения доверия к результатам деятельности аккредитованных организаций (органов по оценке соответствия); совершенствования права Союза в части применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер на основе анализа риска с учетом международных стандартов и рекомендаций.

Необходимо дальнейшее развитие условий для эффективного функционирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

Совершенствование таможенного регулирования в Союзе предполагает: расширение применения цифровых технологий в таможенном регулировании и внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц; совершенствование Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с учетом практики его применения и внесение соответствующих изменений в акты органов Союза; обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля; унификацию электронного документооборота между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Совершенствование таможенно-тарифного регулирования в Союзе будет направлено на обеспечение его единства, а также на устранение изъятий из Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Обеспечению равного доступа к государственным закупкам будут способствовать выработка комплекса мер по полноценной цифровизации государственных закупок в государствах-членах, информационная открытость и прозрачность закупок, в том числе посредством организации беспрепятственного и бесплатного доступа к информации о закупках, реестру недобросовестных поставщиков и нормативным правовым актам государств-членов в сфере закупок; взаимное признание банковских гарантий, сокращение изъятий из национальных режимов.

В сфере защиты прав потребителей планируются: разработка программы совместных действий государств-членов по защите прав потребителей и обеспечению качества товаров и услуг; выработка общих критериев добросовестной деловой практики и дальнейшая гармонизация законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей на основе рекомендаций Комиссии.

Работа в области налогового администрирования будет ориентирована на развитие сервисных функций налоговых органов, а также на цифровую идентификацию налогоплательщиков. Этот подход обеспечит совершенствование системы взимания косвенных налогов во взаимной торговле товарами и услугами и трансграничного информационного взаимодействия налоговых органов, совершенствование аналитических инструментов налогового администрирования и развитие системы управления рисками на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Перспективными направлениями интеграции в сфере трудовой миграции являются: дальнейшее обеспечение свободного передвижения трудовых ресурсов в рамках Союза; содействие трудоустройству и занятости трудящихся в государствах-членах; создание благоприятных условий пребывания трудящихся и членов их семей в государстве трудоустройства; проведение анализа сопоставимости систем и программ образования государств-членов; проработка вопроса о необходимости последовательного сближения государствами-членами квалификаций специалистов в различных видах профессиональной деятельности, а также оказание медицинских услуг трудящимся государств-членов и членам их семей.

Для прекращения оттока трудовых ресурсов за пределы Союза заложены меры, направленные на развитие интеграции в наукоемких отраслях экономик государств-членов, расширение практики сетевого взаимодействия вузов при реализации образовательных программ и обеспечение информационной доступности официальных документов об образовании.

Работа в сфере спорта будет направлена на обеспечение доступности для граждан современных достижений в данной сфере, а также на изучение возможностей взаимодействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.

Приоритетной задачей является развитие экономического сотрудничества и реализация потенциала туристической привлекательности государств-членов.

Одним из интеграционных приоритетов является повышение энергосбережения и энергоэффективности, разрешение существующих экологических проблем и обеспечение устойчивого развития. В этой сфере предполагается объединение усилий по созданию и использованию новых технологий и инноваций, в том числе "зеленых" технологий, возобновляемых источников энергии, моделей циркулярной экономики, биоинженерии и нанотехнологий.

Расширение Союза и интенсификация экономического сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями позволят Союзу как одному из наиболее значимых центров развития современного мира обеспечить: всесторонний диалог и многоформатное сотрудничество с заинтересованными странами, в том числе и с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), включая использование потенциала института государства - наблюдателя при Союзе; проведение скоординированной работы по вопросам сопряжения интеграционных процессов на евразийском пространстве, включая либерализацию торговых отношений между участниками, совместное развитие транспортно-логистической инфраструктуры и другие вопросы экономического взаимодействия в рамках идеи Большого Евразийского партнерства; сопряжение Союза и китайской инициативы "Один пояс - один путь", ориентированное на реализацию совместных проектов; укрепление взаимодействия Союза с Шанхайской организацией сотрудничества, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, налаживание диалога с Европейским союзом и другими интеграционными объединениями и государствами, взаимодействие с которыми представляет взаимный экономический интерес; расширение сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Осуществление мер и применение механизмов реализации настоящих Стратегических направлений потребуют принятия ряда актов органов Союза и нормативных правовых актов государств-членов, содержащих конкретные нормы их реализации. Для этого необходимы усиление координации действий государств-членов, открытость и доверие при решении возникающих вопросов и проблем, кардинальное повышение ответственности за общий результат.

В целях координации, мониторинга и нормативно-правового обеспечения реализации настоящих Стратегических направлений необходимо наделение Комиссии дополнительными полномочиями в соответствии с мерами и механизмами реализации настоящих Стратегических направлений.

На повышение эффективности работы Комиссии, разгрузку Совета Комиссии, усиление специализации в управлении интеграцией нацелены: совершенствование квалификационных требований к должностным лицам и сотрудникам Комиссии; повышение эффективности процедур формирования кадрового состава Комиссии; формирование четкой системы оценки эффективности работы членов Коллегии Комиссии и департаментов Комиссии, ориентированной на результат, посредством оптимизации механизмов контроля исполнения решений, внедрения мотивационных механизмов; оптимизация затрат на научные исследования.

Наделение Комиссии дополнительными полномочиями в соответствии с мерами и механизмами настоящих Стратегических направлений должно сопровождаться усилением ее ответственности, дисциплины, кадрового состава, прозрачности работы и подотчетности государствам-членам. Члены Коллегии Комиссии, должностные лица Комиссии, Суда Союза должны нести ответственность за все свои действия и принимаемые ими решения, а также за обязательства, которые они принимают при выполнении своих функций.

Для успешной деятельности Союза следует усовершенствовать право Союза, осуществить его "инвентаризацию" и при необходимости привести в соответствие друг с другом правовые акты органов Союза.

Совершенствование положений Договора будет осуществляться в целях всестороннего развития и укрепления Союза как полноформатного интеграционного объединения, ставящего своей целью создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения, обеспечения формирования пространства "четырех свобод" (единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза) и всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности экономик государств-членов в условиях глобальной экономики.

Государства-члены едины в том, что дальнейшее развитие интеграции, рост взаимной торговли и совместных инвестиций, научно-техническое сотрудничество, развитие инфраструктуры, расширение кооперации предприятий будут способствовать устойчивому развитию, сближению уровня экономического развития государств-членов на основе динамичного наращивания интеграционного взаимодействия и практической адаптации институтами Союза лучших мировых подходов, форматов и практик.

Меры и механизмы реализации настоящих Стратегических направлений дополняют и развивают мероприятия, запланированные к реализации в соответствии с уже утвержденными актами органов Союза стратегического характера.

В промышленности и агропромышленном комплексе:

Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, одобренная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2013 г. N 35;

Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. N 9.

В сфере энергетики:

Концепция формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, утвержденная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 12;

Концепция формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза, утвержденная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. N 7;

Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, утвержденная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. N 8.

В сфере транспорта:

Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы, утвержденная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 13;

Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 19.

В сфере макроэкономической политики и финансов:

Основные направления экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28;

Концепция формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза, утвержденная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. N 20.

В сфере технологий:

Концепция создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, утвержденная Решением Евразийского межправительственного совета от 13 апреля 2016 г. N 1;

Концепция создания и функционирования евразийской сети трансфера технологий, утвержденная Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 марта 2018 г. N 23.

По цифровой повестке:

план мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 19;

Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12;

Концепция трансграничного информационного взаимодействия, утвержденная Решением Евразийского межправительственного совета от 9 августа 2019 г. N 7.

В сфере услуг:

перечень секторов (подсекторов) услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода), утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 30.

В сфере международного сотрудничества:

Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2020 год, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. N 19.

Государства-члены исходят из того, что осуществление предусмотренных настоящими Стратегическими направлениями мер и механизмов позволит в полной мере реализовать положения Декларации.