VI. Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
Цель - консолидация ресурсов для социализации, включения в активную жизнь общества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
создание условий для оказания доступной и качественной ранней помощи детям, имеющим отклонения в развитии и риск их появления;
профилактика детской инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе выработка и внедрение действенных механизмов, предотвращающих риски детской инвалидности;
развитие комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и повышение результативности на основе внедрения эффективных социальных практик;
обеспечение применения современных технологий, продукции реабилитационной направленности для реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
развитие производства современной продукции реабилитационной направленности;
модернизация системы образования в части реализации права на получение качественного доступного преемственного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
изучение современной семьи и современного ребенка для обеспечения поддержки семьи как полноправного участника процесса образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
развитие инклюзивной среды в образовании, становление инклюзивной культуры образовательного процесса;
развитие сети отдельных образовательных организаций, выполняющих в том числе функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
Разработка и реализация мероприятий по предотвращению детской инвалидности в Российской Федерации |
Минтруд России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минспорт России, Российская академия наук, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, с участием некоммерческих организаций |
к 2024 году утверждены и внедрены не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации региональные межведомственные планы мероприятий по профилактике детской инвалидности; созданы консультационные пункты для семей, получающих услугу ранней помощи по вопросам профилактики детской инвалидности, и организована работа таких консультационных пунктов |
обеспечено повышение качества жизни и социальной адаптации детей-инвалидов и их семей; не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации создана устойчивая межведомственная система предотвращения детской инвалидности, включая меры правового регулирования и управления, необходимую инфраструктуру и ресурсы, механизмы оценки эффективности и контроля; численность детей-инвалидов имеет тенденцию к снижению |
||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Проведение научных исследований по проблемам семей с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития, с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения и оказание им психолого-педагогической помощи |
Минобрнауки России, Минтруд России, научные организации, образовательные организации высшего образования |
проведены научные исследования по следующим вопросам: о современной популяции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вариантах их развития, особых образовательных потребностях, психолого-педагогической абилитации (реабилитации); о современной семье ребенка с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения; о новых технологиях обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; о влиянии компьютерных и дистанционных технологий на здоровье и качество образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья; подготовлены рекомендации по перспективам и направлениям развития психолого-педагогической помощи семьям с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития и с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения; разработана система оценки инклюзивной образовательной среды в организациях общего и профессионального образования |
обеспечены раннее выявление, ранняя коррекционная помощь детям, семьям с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития; семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, а также с детьми с риском развития нарушений вовлечена в реабилитационно-образовательный процесс как полноправный участник; разработаны программно-методическое, учебно-дидактическое и информационно-компьютерное обеспечение общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, а также системы подготовки квалифицированных кадров для указанных обучающихся |
||
Минздрав России, Минпросвещения России, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации имеются программные документы по организации и развитию ранней помощи |
во всех субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по развитию ранней помощи |
|||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Разработка и реализация региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации, в том числе детей-инвалидов, на основе межведомственного взаимодействия |
Минздрав России, Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе психолого-педагогической |
во всех субъектах Российской Федерации организовано формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, обеспечивающей своевременность и качество оказания услуг реабилитации и абилитации |
||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Реализация мероприятий по развитию адаптивной физической культуры для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
Минтруд России, Минпросвещения России, Минобрнауки России |
разработан стандарт оказания услуг по физкультурно-оздоровительным мероприятиям и спорту в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов; разработаны методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения; проведены физкультурные мероприятия среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
|||
(п. 96(1) введен распоряжением Правительства РФ от 25.05.2022 N 1304-р) |
|||||
Выявление и тиражирование эффективных социальных практик дистанционного оказания социальных услуг, реабилитационных и абилитационных услуг детям-инвалидам, в том числе проживающим в труднодоступных районах страны |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
увеличено количество организаций, предоставляющих социальные реабилитационные и абилитационные услуги детям в дистанционной форме; обеспечены непрерывность и доступность реализации реабилитационных программ |
|||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Внедрение технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, с участием некоммерческих организаций |
внедрены технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, направленные на повышение качества повседневной жизни детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Содействие родителям (законным представителям) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовке детей к самостоятельной жизни |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации обеспечено повышение уровня включенности родителей (законных представителей) в подготовку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни |
|||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Тиражирование эффективных региональных практик устойчивого взаимодействия между органами власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов |
Минпросвещения России, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
во всех субъектах Российской Федерации широко применяются активные формы поддержки родительских сообществ и другие механизмы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей-инвалидов |
|||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Разработка и реализация комплекса мер по поддержке производства оборудования, материалов и товаров, предназначенных для реабилитации и абилитации детей-инвалидов |
Минтруд России, с участием некоммерческих организаций |
расширен ассортимент реабилитационной продукции не менее чем на 10 процентов; повышен уровень обеспеченности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации; увеличен охват информирования целевой аудитории потребителей отечественных спортивных товаров и продукции реабилитационной направленности для детей и детей-инвалидов на внутренних и внешних рынках; создан реестр отечественных спортивных товаров и продукции реабилитационной направленности для детей и детей-инвалидов в целях стимулирования производства и продвижения указанной продукции; обеспечено применение современных технологий, а также продвижение отечественных спортивных товаров и продукции реабилитационной направленности для детей-инвалидов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
|||
Совершенствование нормативного и методического обеспечения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе инклюзивного образования |
Минобрнауки России, Минтруд России, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
обеспечено совершенствование федеральной и региональной нормативно-методической базы в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в сфере образования; подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части организации образования и психолого-педагогической реабилитации и абилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью как в отдельных образовательных организациях, так и в формате инклюзии (по мере необходимости) с учетом в том числе анализа правоприменительной практики |
|||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Совершенствование методического обеспечения образования, в том числе инклюзивного, и психолого-педагогической реабилитации и абилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
научные организации, образовательные организации высшего образования |
разработаны для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: рукописи учебно-методических комплектов и методических пособий для учителя к ним; рабочие тетради; специальные цифровые образовательные ресурсы, в том числе электронные версии учебников (учебных пособий); интерактивные цифровые образовательные ресурсы с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья разных возрастных и нозологических групп; конструктор адаптированных дополнительных общеобразовательных программ; внедрены федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях получения общего образования; апробированы и внедрены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы |
обеспечена дифференциация содержания программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с учетом их персонифицированных образовательных потребностей; 100 процентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью обеспечены учебной литературой |
||
Совершенствование деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе обновление их инфраструктуры |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
создана доступная инфраструктура и обеспечены специальные условия для получения ранней помощи, общего, дополнительного и профессионального образования, профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; созданы современные условия для обучения и воспитания; обновлено содержание образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций; создана сеть ресурсных центров на базе отдельных образовательных организаций, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям) |
созданы условия для 100 процентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью для получения качественного доступного общего образования, в том числе в формате инклюзии |
||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Повышение эффективности деятельности базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и ресурсных учебно-методических центров, осуществляющих экспертно-консультационное сопровождение инклюзивного образования |
Минтруд России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в 2021 году составляет 45 процентов, ежегодно увеличивается не менее чем на 1 процент; разработаны и реализованы в 2022 году не менее 30 адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ежегодно увеличивается не менее чем на 10 программ) |
доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по результатам проведенного мониторинга составляет не менее 75 процентов; обеспечена разработка и реализация не менее 70 адаптированных программ среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
||
(см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Функционирование и развитие на базе образовательных организаций высшего образования ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья |
Минпросвещения России, Минкультуры России, Минспорт России, Минсельхоз России, Минтранс России |
проведен мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья; разработаны меры по дальнейшему развитию проекта ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования |
увеличена доля организаций высшего образования, обеспечивающих условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в общем числе организаций |
||
Реализация региональных комплексов мер по повышению квалификации специалистов органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
Минобрнауки России, Минтруд России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
организовано проведение ежегодных обучающих мероприятий (на федеральном и региональном уровнях) для руководящих и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов органов государственной власти, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, конкурсы профессионального мастерства) |
обеспечены психолого-педагогическим сопровождением 100 процентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей |
||
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.03.2023 N 574-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
Модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов |
Минобрнауки России, Минтруд России, научные организации, образовательные организации высшего образования, с участием некоммерческих организаций |
обеспечены совершенствование и унификация системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, на всей территории Российской Федерации на основе разработанного профессионального стандарта "Учитель-дефектолог"; увеличено число учителей-дефектологов и учителей-логопедов и руководящих и педагогических работников, работающих с указанными обучающимися |
организована сетевая реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей