Класс и физические характеристики вертодромов

2. I, II и III классы вертодромов определяются по их физическим характеристикам.

3. Класс вертодрома определяется:

на однополосных вертодромах - классом взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП);

на многополосных вертодромах - классом ВПП с искусственным покрытием (далее - ИВПП), а при ее отсутствии - грунтовой взлетно-посадочной полосы (далее - ГВПП), имеющей наибольшую длину.

4. Класс ВПП определяется длиной ВПП в соответствии с таблицей 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

5. Ширина ВПП вертодрома должна быть не менее:

15 м - для ВПП класса III;

20 м - для ВПП классов I и II.

6. Ширина летной полосы (далее - ЛП) вертодрома должна быть не менее:

35 м - для ВПП класса III;

50 м - для ВПП классов I и II.

7. За каждым концом ВПП должен располагаться участок летной полосы длиной не менее 3 м при использовании вертолетами, выполняющими полеты в визуальных метеорологических условиях, и не менее 30 м - для полетов вертолетов, выполняющих полеты в приборных метеорологических условиях.

8. ЛП, расположенная по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП), должна быть спланирована и подготовлена, чтобы свести к минимуму риск повреждения вертолета при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП.

Грунтовая поверхность ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями элементов вертодрома (ИВПП, обочинами, рулежными дорожками) должна располагаться на одном уровне с ними.

9. В пределах ЛП не должно быть иных объектов, кроме тех, которые могут находиться там по своему функциональному назначению (визуальные средства), при этом данные объекты должны иметь ломкую и ослабленную конструкцию.

10. Ширина полос обеспыливания вдоль швартовочных площадок должна быть не менее:

5 м - для ВПП класса III;

10 м - для ВПП классов II;

12 м - для ВПП классов I.

11. В целях определения параметров рулежных дорожек (далее - РД) для каждой РД должны быть установлены индексы вертолетов, эксплуатируемых на данных РД. Индекс вертолета устанавливается по диаметру несущего винта и составляет:

индекс 1 - для вертолета с диаметром несущего винта до 16 м;

индекс 2 - для вертолета с диаметром несущего винта от 16 м до 22 м;

индекс 3 - для вертолета с диаметром несущего винта от 22 м и более.

12. Ширина РД должна быть не менее приведенной в таблице 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

13. При движении по воздуху ширина воздушной РД для вертолетов должна быть не менее двойной наибольшей ширины шасси вертолетов.

14. С двух сторон РД с искусственным покрытием должны быть предусмотрены полосы обеспыливания. Общая ширина РД и двух полос обеспыливания должна быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 14 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

При буксировке вертолетов по РД допускается отсутствие полос обеспыливания.

15. Радиус закругления РД по внутренней кромке покрытия в местах примыкания к ВПП и примыкания к отдельным местам стоянки (далее - МС) должен быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 12 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

16. Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями должно быть не менее приведенного в таблице 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

17. Расстояние между осевыми линиями параллельных РД должно быть не менее приведенного в таблице 4 приложения N 2 к настоящим Правилам.

18. Расстояния между элементами вертодрома в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета должны быть не менее:

а) между осями:

ЛП и МС

- 3 D;

РД и МС

- 1,5 D;

РД и швартовочной площадкой

- 2 D;

индивидуальных (смежных) МС

- 1,5 D;

б) между кромкой покрытия МС и неподвижными препятствиями - 1 D.

19. Размеры МС и швартовочных площадок должны соответствовать габаритам эксплуатирующихся вертолетов. Расстояние между концами лопастей винтов, стоящих и рулящих на собственной тяге вертолетов или вертолетов, буксируемых тягачом, должны быть в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета не менее:

при буксировке тягачом

- 0,25 D;

при рулении на тяге несущего винта

- 0,5 D;

при установке с разворотом в воздухе

- 2 D.

20. Искусственные покрытия и грунтовые элементы вертодрома (ВПП, РД, МС, перроны, швартовочные площадки, зоны безопасности) должны иметь несущую способность соответствующую руководству по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) вертолета расчетного типа.

Данные о несущей способности покрытий элементов вертодрома представляются максимальной допустимой нормативная нагрузка на основную (условную) опору Fn и давлением в пневматиках (Pа) в соответствии с таблицей 5 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Покрытие может эксплуатироваться вертолетами без ограничения взлетной массы, если выполняется условие прочности:

Fn 00000001.wmz Fni[d]

где Fni[d] - расчетная максимальная взлетная нагрузка на основную (условную) опору любого типа вертолета, эксплуатируемого на данном элементе вертодрома.

В зависимости от дорожно-климатической зоны, в которой расположен вертодром, допускается указывать значения Fn, действие которого ограничено конкретным сезоном года с указанием сроков действия данного ограничения.

Если условие прочности не выполняется, оператор вертодрома обязан ввести ограничение взлетной массы вертолета.

21. Показатели несущей способности грунтовых элементов должны соответствовать прочности и плотности грунта для эксплуатируемых типов вертолетов согласно РЛЭ конкретного типа вертолета.

22. При введении на вертодроме ограничений массы вертолета, а также сроков действия значений максимальной допустимой массы на основную одноколесную опору они должны быть отражены оператором вертодрома в аэронавигационном паспорте вертодрома и документах аэронавигационной информации.

23. Требования к состоянию поверхности (ВПП, РД, перрон, МС) вертодромов:

а) На искусственных покрытиях ВПП не допускается наличие:

посторонних предметов или продуктов разрушения покрытия;

оголенных стержней арматуры;

уступов в швах между соседними кромками плит (трещин) высотой более 25 мм;

наплывов мастики высотой более 15 мм;

выбоин и раковин с размером в плане более 50 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой;

сколов кромок плит (трещин) шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой;

участков шелушения поверхности покрытий глубиной более 25 мм;

волнообразований, образующих просвет под трехметровой рейкой более 25 мм (кроме вершин двускатного профиля и дождеприемных лотков);

снега толщиной более 100 мм, слякоти толщиной более 12 мм, воды толщиной более 10 мм.

б) На поверхности грунтовых ВПП не должно быть:

колей от колес вертолетов глубиной, превышающей максимально допустимую величину от вертолета расчетного типа, указанную в РЛЭ, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом;

не спланированных участков, на которых скапливается вода после осадков или таяния снега;

отдельных неровностей в виде выбоин и впадин грунта;

посторонних предметов;

снега высотой более 80 мм;

прочности грунта (снега) менее 6 кгс/см2 (0,59 МПа).

в) На искусственных покрытиях РД, перрона, МС не допускается наличие:

посторонних предметов или продуктов разрушения покрытия;

оголенных стержней арматуры;

уступов в швах между соседними кромками плит (трещин) высотой более 30 мм;

наплывов мастики высотой более 15 мм;

выбоин и раковин с размером в плане более 50 мм и глубиной более 30 мм, не залитых мастикой;

сколов кромок плит (трещин) шириной более 30 мм и глубиной более 30 мм, не залитых мастикой;

участков шелушения поверхности покрытий глубиной более 30 мм;

снега толщиной более 100 мм, слякоти толщиной более 12 мм, воды толщиной более 10 мм.

г) На поверхности грунтовых РД, МС, участках ЛП, примыкающих к концам ГВПП, не должно быть:

колей от колес вертолетов глубиной, превышающей максимально допустимую величину, указанную в РЛЭ, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом;

не спланированных участков, на которых застаивается вода после выпадения осадков или при таянии снега;

снежного вала высотой более 500 мм;

посторонних предметов, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей вертолетов.

24. Вертодром должен иметь защитное ограждение по всему периметру.