<Письмо> ГТК РФ от 25.05.2001 N 01-06/20818 (ред. от 28.06.2002, с изм. от 17.07.2002) "О результатах анализа практики таможенных органов по привлечению физических лиц к ответственности за нарушения таможенных правил, совершенные при декларировании товаров в конклюдентной форме"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 мая 2001 г. N 01-06/20818
О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА ПРАКТИКИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,
СОВЕРШЕННЫЕ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ
В КОНКЛЮДЕНТНОЙ ФОРМЕ
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проведен анализ практики возбуждения, расследования и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил (далее - НТП), совершенных физическими лицами при перемещении товаров с использованием конклюдентной формы декларирования в пунктах пропуска с использованием двухканальной системы таможенного оформления и контроля, а также уголовных дел, возбужденных по указанным фактам. (в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
(см. текст в предыдущей редакции)
Рассмотрение материалов, представленных таможенными органами, показало, что одним из наиболее распространенных нарушений при производстве по делам указанной категории является неполное и неточное изложение в описательной части протоколов и постановлений по делам о НТП существа правонарушения, а также отсутствие четкого указания на избрание лицом, привлекаемым к ответственности, конклюдентной формы декларирования. В отдельных протоколах о НТП обстоятельства правонарушения изложены формально, так что не представляется возможным установить, в какой форме и при каких обстоятельствах лицом были заявлены сведения о перевозимых товарах, подавалась ли таможенная декларация (например, в протоколах о НТП N N 11800-647/99, 08500-89/2000, составленных Внуковской и Шереметьевской таможнями).
Только в протоколах о НТП, составленных Забайкальской таможней (N N 02100-350/00, 02100-351/00, 02100-352/00, 02100-313/00, 02100-314/00, 02100-315/00, 02100-360/00, 02100-354/00), четко указано, что гражданин "избрал конклюдентную форму декларирования и путем прохода через зеленый канал в зале таможенного оформления заявил об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию". Однако далее отмечается, что "до начала проведения повторного таможенного досмотра гражданину... было предложено заполнить таможенную декларацию формы ТД-6, от заполнения которой он отказался". Такие действия сотрудников таможенного органа неправомерны, поскольку лицо уже произвело декларирование товара в конклюдентной форме.
В материалах по делам о НТП (например, N 11800-647/99 - Внуковской таможни, N 11300-1349/99 - Красноярской таможни, N 08500-165/2000 - Шереметьевской таможни) часто указывается, что привлекаемым к ответственности лицам при следовании по специальному коридору для упрощенного таможенного оформления было предложено подать таможенную декларацию, а в отдельных постановлениях по делам о НТП прямо оговаривается, что лицо "не задекларировало в устном порядке" валюту или товар. То есть должностные лица таможенных органов ошибочно рассматривают устный опрос не как форму таможенного контроля, а как форму декларирования, зачастую отождествляя ее с конклюдентной, либо навязывают лицам декларирование товаров не по установленной ГТК России форме.
Кроме того, в протоколах встречается ряд формулировок, которые свидетельствуют о неверной трактовке должностными лицами таможенных органов самого понятия конклюдентной формы декларирования. Например, в протоколе о НТП N 02100-351/00 Забайкальской таможни указывается: "...в конклюдентной форме заявил о наличии одной коробки лапши", хотя согласно Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК России от 25.01.99 N 38 (далее - Инструкция), с дополнениями, внесенными Приказом ГТК России от 26.07.2000 N 633, конклюдентная форма декларирования - это форма заявления физического лица об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию. Квалификация правонарушений, совершенных с использованием конклюдентной формы декларирования, имеет свою специфику, игнорирование которой также ведет к ошибкам. Так, по делу о НТП N 08500-240/2000, возбужденному Шереметьевской таможней, правонарушение, выразившееся в декларировании в конклюдентной форме товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и подлежащих обязательному письменному декларированию, сначала было правильно квалифицировано по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), но в ходе производства было переквалифицировано по статье 282 ТК России.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Статьи 279 и 282 Таможенного кодекса РФ утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
Необходимо отметить, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 282 ТК России, выражается в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера. В рассматриваемом же случае лицо, избрав конклюдентную форму декларирования и заявив тем самым об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, перемещает такие товары через таможенную границу, совершая, таким образом, правонарушение, выражающееся в недекларировании - незаявлении по установленной письменной форме сведений о товарах, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 279 ТК России.
Проверка материалов по уголовным делам, возбужденным в отношении физических лиц по фактам совершения преступлений при перемещении товаров с использованием конклюдентной формы декларирования, показала, что в описательной части постановлений о возбуждении уголовных дел также отсутствуют сведения о том, что при прохождении таможенного контроля лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, декларировали их в конклюдентной форме.
Таким образом, вследствие неправильного понимания и применения порядка таможенного оформления и контроля товаров, декларируемых в конклюдентной форме, в практике таможенных органов сложилась ситуация, когда физические лица неправомерно привлекались к ответственности.
В связи с изложенным разъясняем следующее.
1. Частью первой статьи 169 ТК России установлено, что декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах. Одновременно в части второй указанной статьи содержится уточнение о том, что форма и порядок декларирования определяются ГТК России.
В настоящее время ГТК России установлено, что декларирование перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров (за исключением товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, и пересылаемых товаров) производится в конклюдентной форме (пункт 2.3 Инструкции), а в прямо определенных Инструкцией случаях - в письменной форме (пункты 2.4 и 2.5 Инструкции).
Конклюдентная форма декларирования - это форма заявления лица об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, выражающаяся не в виде письменного или устного волеизъявления, а в виде поведения, явно свидетельствующего о намерении лица. Примером такого поведения является перемещение лицом товаров через линию, обозначающую место входа в "зеленый" канал или "зеленую" линию таможенного контроля (Приказ ГТК России от 26.07.2000 N 633).
При выборе конклюдентной формы декларирования физические лица не только не обязаны заявлять сведения о перемещаемых товарах в письменной форме, но и устно декларировать товары, не подлежащие обязательному письменному декларированию. При этом, согласно пункту 2.3 Инструкции, сама неподача таможенной декларации физическим лицом свидетельствует о том, что данное физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.
Устное сообщение физических лиц о наличии или отсутствии перемещаемых товаров при опросе, проводимом должностными лицами таможенных органов, не является формой декларирования товаров вообще. Такой опрос осуществляется в рамках таможенного контроля, проводимого в соответствии со статьей 180 ТК России.
2. На основании статьи 169 ТК России и раздела 2 Инструкции физические лица при перемещении в сопровождаемом багаже товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности (далее - товары), могут воспользоваться по своему выбору в зависимости от наличия или отсутствия у них товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, письменной либо конклюдентной формами декларирования.
В случае непредъявления при таможенном оформлении перемещаемых товаров таможенной декларации ТД-6 сотруднику таможенного органа, в регионе деятельности которого расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, такие действия должны рассматриваться как выбор физическим лицом конклюдентной формы декларирования, что, в свою очередь, свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение, и влечет при обнаружении товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Подпунктом "г" пункта 2.19 Инструкции установлено, что в разделе 3 таможенной декларации ТД-6 указываются сведения о товарах, требующих обязательного декларирования в соответствии с международным законодательством и законодательством Российской Федерации. Случаи обязательного письменного декларирования (путем заполнения физическими лицами декларации ТД-6) предусмотрены в пункте 2.4 Инструкции.
Следовательно, действия физических лиц, заполнивших декларацию на указанные в п. 2.4 Инструкции товары, но не указавших одновременно ввозимые (вывозимые) товары, которые обязательному письменному декларированию не подлежат, не являются нарушением таможенных правил, поскольку обязанность письменного декларирования таких товаров международным законодательством и законодательством Российской Федерации не установлена.
4. В соответствии со статьей 187 ТК России при проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы.
Таким образом, после декларирования физическим лицом товаров в конклюдентной форме сотрудник таможенного органа для осуществления таможенного контроля таких товаров может произвести устный опрос помимо других форм таможенного контроля, предусмотренных статьей 180 ТК России. При этом для определения правильности избранной формы декларирования товаров и достоверности заявленных при этом сведений сотрудникам таможенного органа достаточно задавать вопросы только о наличии либо отсутствии у физического лица товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.
Если при таком опросе будет установлено наличие у физического лица, избравшего конклюдентную форму декларирования, товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, это лицо должно нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что если в данном случае будет установлено наличие у физического лица товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, лицо может быть привлечено к ответственности по статье 275 ТК России.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья 275 Таможенного кодекса РФ утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
Содержание настоящего письма довести до сведения подчиненных таможенных органов.
Заместитель председателя Комитета
генерал - лейтенант
таможенной службы
Б.М.ГУТИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей