1.1. Настоящие Методические рекомендации по применению риск-ориентированного подхода в ходе осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Методические рекомендации), разработаны с учетом требований:
Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2017, N 18, ст. 2673);
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2017, N 18, ст. 2673);
Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2016, N 28, ст. 4741);
Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. N 203н (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 марта 2016 г., "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 18, 2 мая 2016 г.).
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования сотрудниками центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов при проведении проверок по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности").
1.3. В Методических рекомендациях используются следующие термины и сокращения:
Аудиторская организация - аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
ВККР АО - внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
Общественно значимые организации - организации, указанные в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
Структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства - структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства, ответственное за организацию и осуществление ВККР АО;
Структурное подразделение территориального органа - структурное подразделение территориального органа Федерального казначейства, на которое в соответствии с приказом Федерального казначейства от 14 июня 2017 г. N 130 "Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации" возложено исполнение государственной функции по осуществлению ВККР АО.
1.4. Целью разработки Методических рекомендаций является формирование в рамках проведения проверок ВККР АО (далее - проверка) должностными лицами структурного подразделения центрального аппарата Федерального казначейства и структурных подразделений территориальных органов, проводящих проверку, единообразного подхода к отбору аудиторских заданий, документация аудитора по которым подлежит проверке (далее - аудиторские задания), для определения эффективности организации внутреннего контроля качества работы проверяемой аудиторской организации при проведении проверки.
1.5. Задачами Методических рекомендаций являются:
установление единых методов и критериев отбора аудиторских заданий при проведении проверки;
обеспечение применения риск-ориентированного подхода при отборе аудиторских заданий, выполненных аудиторской организацией в проверяемый период, подлежащих ВККР АО.
1.6. Отбор аудиторских заданий осуществляется на основе анализа рисков ненадлежащего осуществления аудиторскими организациями аудиторской деятельности, а именно несоблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере аудиторской деятельности, включая требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), а также обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ей известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев (риске возникновения таких случаев).
При этом во внимание принимаются следующие обстоятельства:
- рекомендации Минфина России и Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;
- факты нарушения аудируемыми лицами законодательства Российской Федерации, включая соблюдение ими требований по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- случаи отзыва (аннулирования) лицензий на осуществление определенных видов деятельности общественно значимыми организациями (в том числе, отзыв у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций; аннулирование, отзыв, ограничение и приостановление действия лицензий страховых организаций; аннулирование лицензий негосударственных пенсионных фондов);
- случаи банкротства общественно значимых организаций;
- количество клиентов аудиторской организации, которые относятся к общественно значимым организациям;
- оказание аудиторской организацией сопутствующих и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг в отношении общественно значимой организации, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которой осуществляется данной аудиторской организацией;
- наличие признаков нарушения независимости аудиторской организацией;
- наличие признаков конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта у аудиторских организаций;
- жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации при проведении конкретных аудиторских заданий, поступивших от государственных органов власти, граждан и организаций;
- наличие в средствах массовой информации сведений о ставших известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей