Техническая направленность

С точки зрения реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности через исследовательскую и проектную деятельность педагогу рекомендуется использовать:

инструменты структурного представления образовательного материала, например, Microsoft OneNote;

инструменты совместной организации проектной деятельности, например, Trello;

инструменты совместной работы над документами, например Google Docs или образовательную версию MS Office 365;

инструменты совместного структурирования и анализа результатов исследований и поиска информации, например, Miro;

коммуникационные системы, с возможностью организации командной работы, в том числе распределения задач, например, бесплатную образовательную версию Microsoft Teams.

Для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в рамках которых изучается конструирование и программирование, необходимы как онлайн инструменты, так и гибридные инструменты с возможностью локализации данных и синхронизации с облаком. Для занятий по конструированию механических компонентов могут быть полезны такие платформы САПР как Tinkercad (для младших детей), Autodesk Fusion 360 или Siemens Solid Edge (для более старших возрастных групп). Для полигонального 3D моделирования можно использовать бесплатную платформу Blender. Эту платформу можно также использовать для рендера 3D сцен, анимаций и монтажа видео. Для изучения основ программирования существует большое количество бесплатных онлайн-платформ и бесплатного программного обеспечения как для персонального компьютера, так и для смартфонов.

Основные риски реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в дистанционном формате связаны с:

отсутствием доступа к инфраструктуре у детей и педагогов;

низкой квалификацией, включая низкую цифровую грамотность большей части педагогов;

физиологическими особенностями процесса обучения детей (например, при личном общении значительно эффективней работают зеркальные нейроны, отвечающие за эмпатию и обучение через наблюдение);

низкой эффективностью существующего подхода к дистанционному обучению для формирования большей части гибких компетенций;

негативным отношением родительского сообщества и сложившихся стереотипах о низкой эффективности дистанционного обучения.

Основные действия для повышения эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в дистанционном формате:

обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды для детей и их родителей;

повышение квалификации педагогов и/или обеспечение конкуренции в профессии;

разработка новых методик, позволяющих реализовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в командах с минимизацией традиционного лекционного формата занятий (в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ по Робототехнике все лекции можно записать в качестве видео, составить практический курс на Stepik и базу знаний по программе в OneNote, на видеовстречах обсуждать основные вопросы по теоретическому материалу, распределять задачи для решения образовательных кейсов и реализовывать знания на практикумах с помощью различных симуляторов или дистанционного подключения к полигонам, находящимся на территории Организации);

вовлечение родителей в образовательный процесс, т.к. в дистанционном формате нет ограничений доступа к освоению дополнительных общеобразовательных программ по сравнению с обычными занятиями в аудиториях.