Естественнонаучная направленность

С точки зрения реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности через исследовательскую и проектную деятельность педагогу рекомендуется использовать:

сетевые технологии (онлайн-обучение) - средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени:

видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе распределения задач);

чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в мессенджерах);

виртуальные учебные классы (к примеру, Google Classroom).

сетевые технологии (офлайн-обучение) - средства коммуникации, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести:

электронную почту;

форумы;

систему дистанционного обучения (СДО);

медиатеку федерального ресурсного центра по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности (https://sdo.ecobiocentre.ru/library/media/);

цифровой навигатор образования, представляющий собой банк цифровых учебных материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения (https://edu.asi.ru/).

Для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в рамках которых изучается жизнедеятельность тех или иных организмов, необходим доступ к полнотекстовым версиям ряда научно-практических руководств, получить которые можно через Национальную электронную библиотеку, научную электронную библиотеку elibrary.ru.

Основные действия для повышения эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности в дистанционном формате:

обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды для детей и их родителей;

повышение квалификации педагогов и/или обеспечение конкуренции в профессии;

разработка и постоянное пополнение электронной базы с аудио и видеоконтентом, подготовленным на натурных объектах (голоса птиц, следы зверей, фотографии животных, гнезд птиц, экспериментальные зарисовки и пр.)

вовлечение родителей в образовательный процесс, привлечение их знаний, жизненного опыта.

Принципиально важно предоставить детям возможность обсуждения полученных результатов в режиме онлайн, как с педагогом, так и с другими участниками объединений, для этого пригодятся рекомендованные выше цифровые коммуникативные платформы.

Естественнонаучное образование отличает высокое значение в образовательном процессе такого педагогического принципа, как наглядность. Высока роль непосредственного контакта обучающегося с природными объектами.

В этом контексте серьезным недостатком дистанционной формы обучения является невозможность проведения практических и лабораторных работ, экскурсий. Компенсировать данный недостаток в определенной степени позволяет доступность широкого набора медиаматериалов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При этом резко возрастает значение грамотно собранного учебно-методического комплекса, при подготовке которого педагогу следует обратить внимание на поиск видеозаписей и лабораторных работ, опубликованных на различных веб-сервисах.

Инструментарием могут стать:

видеоролики о живой природе, записи голосов птиц;

виртуальные экскурсии;

виртуальные лабораторные работы.

Большое подспорье при организации виртуальных лабораторных работ - электронные атласы по цитологии и гистологии, базы данных с микрофотографиями.

В условиях реализации дистанционного формата обучения по естественнонаучной направленности резко возрастает значение обратной связи между педагогом и обучающимися. Практические, поисковые, проектные и исследовательские задания должны стать основой для образовательного процесса, привлечь обучающихся к естественным наукам.