См. Программу на 2022 год, утв. Приказом Роструда от 17.12.2021 N 393.

Результаты общественной оценки референтными группами деятельности федеральной инспекции труда в 2020 году

В 2020 г. Рострудом был проведен опрос, по итогам которого изучены результаты общественной оценки референтными группами деятельности Роструда и его 12 территориальных органов в субъектах Российской Федерации.

Оценка процесса взаимодействия работников с инспекций подразумевает оценку того, насколько удовлетворенными оказались работники полученным результатом после получения окончательного результата. Следует отметить, что не всегда инспекция может удовлетворить все требования обращающегося работника на законных основаниях: в некоторых случаях выясняется, что работодатель не нарушал закона, в других случаях оказывается, что проблема не относится к компетенция трудовых инспекций и Роструда.

Работники могут обращаться в инспекцию труда ожидая получить только консультацию и разъяснение вопросов или конкретные действия со стороны инспекции труда (например, проверку работодателя). В первом случае, к инспекции будет предъявляться меньше требований в части ожидаемого эффекта. Результаты опроса представлены на рисунке 1.0.

Ожидание действий со стороны инспекции

00000006.png

Рисунок 1.0.

Только 15% респондентов, при написании обращения в инспекцию, ожидали получить консультацию, 85% ожидали конкретных действий от инспектора. В разрезе субъектов РФ, доля желающих получить только консультацию различается: варьируется от 9% (в Краснодарском крае) до 25% (в г. Санкт-Петербурге).

Также был проведен опрос респондентов с целью выяснить конечный результат, который они получили от своего обращения в инспекцию. В первую очередь были выявлены те, кто получил ответ от инспекции (Рисунок 1.1.).

Доля респондентов, получивших окончательный ответ инспекции

00000007.png

Рисунок 1.1.

Кроме того, важно оценить, насколько аргументирован и понятен был ответ инспекции (консультация, разъяснение) по обращению. На рисунке 1.2. показано, что из 808 респондентов (те, кто получил разъяснения, консультацию или ответ), для 18% опрошенных работников ответ абсолютно не понятен и не аргументирован, тогда как для 53% ответ полностью понятен и аргументирован.

Понятность и аргументированность ответа инспекции

00000008.png

Рисунок 1.2.

Результаты одного из результирующих вопросов, призванным оценить насколько инспекция оказалась полезной для работника, представлены на рисунке 1.3. Вопрос задавался тем, кто получил ответ от инспекции - 808 граждан.

Ответы на вопрос: "Согласны ли Вы с тем, что ваше обращение

в инспекцию в целом являлось полезным для Вас?"

00000009.png

Рисунок 1.3.

Из рисунка 1.3. следует, что большая часть респондентов (63%) посчитали свое обращение полезным.

В ряде субъектов Российской Федерации проведен опрос об удовлетворенности работников результатом работы трудовой инспекции в целом (рисунок 1.4.). Из всех респондентов 33% оказались полностью удовлетворенными, а 26% чем-то удовлетворены, чем-то нет.

Удовлетворенность работой инспекции в целом

00000010.png

Рисунок 1.4.

Из рисунка 1.4. видно, что самый большой процент полностью удовлетворенных респондентов работой инспекции в целом достигается в Иркутской области (45%). При этом минимальная доля абсолютно удовлетворенных присутствует в Новосибирской области (27%).

Также проведено аналитическое исследование уровня информирования работодателей и открытости Федеральной инспекции труда.

Под открытостью Роструда и региональных инспекций труда в данном анализе подразумевается доступность и удобство получения предоставляемой официальной информации через официальные каналы информации Роструда и региональных инспекций.

Таким образом, анализ открытости Роструда и региональных инспекций включает оценку удовлетворенности понятностью и доступностью информации из официальных источников, удовлетворенность использованием различных каналов информации, а также сравнительную оценку полезности официальных и неофициальных источников информации.

Работодатели при подготовке к проверке (а также и просто при возникновении необходимости) могут пользоваться различными источниками информации Роструда для решения вопросов, связанных с трудовым правом и законодательством. К официальным источникам информации были отнесены:

1. Официальный сайт Роструда или инспекции труда;

2. Официальные странички Роструда в социальных сетях;

3. Справочный телефон инспекции труда;

4. Узнавал информацию лично в инспекции;

5. Портал "Онлайнинспекция.рф";

6. Узнавал информацию через официальный письменный запрос по почте;

7. Узнавал информацию при личном взаимодействии с инспектором в ходе проверки.

На рисунке 2.1 отмечена востребованность каждого из официальных источников (т.е. доля опрошенных работодателей, которые пользовались данными источниками информации, чтобы получить информацию по вопросам трудовых отношений с работниками, трудового законодательства). Из рисунка видно, что самым востребованным источником информации является личное взаимодействие с инспектором во время проверки (50%) и официальный сайт Роструда (54%). При этом за личной консультацией в инспекции труда обращалось 26%.

Востребованность официальных источников информации

00000011.png

Рисунок 2.1

Общую удовлетворенность в целом доступностью и понятностью информации официальных источников информации трудовой инспекции, Роструда, которыми пользовался респондент, можно увидеть на рисунке 2.2.

Удовлетворенность доступностью и понятностью

официальных источников

00000012.png

Рисунок 2.2

Из опроса можно увидеть, что большая доля респондентов отмечают, что полностью удовлетворены доступностью и понятностью официальных источников (57%). При этом только 2% респондентов ответили, что не удовлетворены.