Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
проведение контрольных закупок;
организацию и проведение в порядке, установленном в соответствии с международными договорами Российской Федерации (Международные медико-санитарные правила (2005 год), Договор о Евразийском экономическом союзе, Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе") и законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации");
применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
проведение ежегодных анализа и оценки эффективности федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
подготовку на основании результатов деятельности ежегодных государственных докладов о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации.
Контролируемыми лицами являются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в том числе:
органы государственной власти;
органы местного самоуправления;
юридические лица, их руководители и иные должностные лица;
индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители;
Объектами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются:
деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.
При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением обязательных требований, установленных:
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака",
Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней",
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении",
Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами",
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По состоянию на 1 декабря 2020 г. в Федеральном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Роспотребнадзора содержались сведения о 929 047 юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и 1 910 796 производственных объектах, подлежащих надзору.
По предварительным данным в 2020 году проведено около 76 тыс. проверок в отношении 67 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В связи с установлением постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 особенностей осуществления в 2020 году контрольно-надзорной деятельности плановые проверки с апреля по декабрь 2020 г. в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не проводились. В остальных случаях плановые проверки проводились только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории чрезвычайно высокого и высокого риска.
Внеплановые проверки проводились только на основании:
- фактов причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, после согласования с прокуратурой,
- в целях проверки исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда, по согласованию с прокуратурой,
- поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации,
- требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
- поступления от юридического лица или индивидуального предпринимателя заявления о предоставлении лицензии, ходатайства лицензиата о проведении внеплановой проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания для возобновления действия лицензии, иного документа, имеющего разрешительный характер,
- при поступлении ходатайства от юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания ранее выданного предписания исполненным.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан. Сформирован федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими производственных объектов, подлежащих надзору (контролю). Проведено полное распределение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, по категориям риска.
Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая с использованием ведомственной информационной системы собирать данные и отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска причиненный вред и характеристики индивидуального поведения подконтрольных субъектов. Категории риска по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору определяются с учетом индивидуального поведения подконтрольных субъектов ("динамическая модель").
Актуализированы перечни объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, которым присвоены категории риска. Роспотребнадзором обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, на официальном сайте Роспотребнадзора, сайтах территориальных органов Роспотребнадзора размещена информация из перечней объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска (http://risk.rospotrebnadzor.ru/).
Ежегодный план проверок сформируется с учетом риск-ориентированного подхода. Освобождены от плановых проверок более 190 тысяч объектов государственного надзора в связи с отнесением их к категории низкого риска.
Кроме того, в целях снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, повышения результативности и эффективности исполнения контрольно-надзорных функций реализованы новые элементы контроля (надзора) в связи с внедрением механизмов управления рисками, в том числе за продукцией (товарами), находящейся в обороте, в контрольно-надзорной деятельности применяется механизм "контрольной закупки".
Проверки в 2020 г. проводились только с использованием средств дистанционного взаимодействия. Выезд должностных лиц осуществлялся при проведении внеплановых проверок по фактам причинения вреда или угрозы причинения вреда по согласованию с органами прокуратуры, а также если возможность выезда предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей