См. Программы на 2022 год.

6.1. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

проведение контрольных закупок;

организацию и проведение в порядке, установленном в соответствии с международными договорами Российской Федерации (Международные медико-санитарные правила (2005 год), Договор о Евразийском экономическом союзе, Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе") и законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации");

применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;

проведение ежегодных анализа и оценки эффективности федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

подготовку на основании результатов деятельности ежегодных государственных докладов о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации.

Контролируемыми лицами являются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в том числе:

органы государственной власти;

органы местного самоуправления;

юридические лица, их руководители и иные должностные лица;

индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители;

граждане.

Объектами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются:

деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;

здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.

При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением обязательных требований, установленных:

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",

Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака",

Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней",

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении",

Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами",

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По состоянию на 1 декабря 2020 г. в Федеральном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Роспотребнадзора содержались сведения о 929 047 юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и 1 910 796 производственных объектах, подлежащих надзору.

По предварительным данным в 2020 году проведено около 76 тыс. проверок в отношении 67 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В связи с установлением постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 особенностей осуществления в 2020 году контрольно-надзорной деятельности плановые проверки с апреля по декабрь 2020 г. в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не проводились. В остальных случаях плановые проверки проводились только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории чрезвычайно высокого и высокого риска.

Внеплановые проверки проводились только на основании:

- фактов причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, после согласования с прокуратурой,

- в целях проверки исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда, по согласованию с прокуратурой,

- поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации,

- требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,

- поступления от юридического лица или индивидуального предпринимателя заявления о предоставлении лицензии, ходатайства лицензиата о проведении внеплановой проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания для возобновления действия лицензии, иного документа, имеющего разрешительный характер,

- при поступлении ходатайства от юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания ранее выданного предписания исполненным.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан. Сформирован федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими производственных объектов, подлежащих надзору (контролю). Проведено полное распределение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, по категориям риска.

Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая с использованием ведомственной информационной системы собирать данные и отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска причиненный вред и характеристики индивидуального поведения подконтрольных субъектов. Категории риска по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору определяются с учетом индивидуального поведения подконтрольных субъектов ("динамическая модель").

Актуализированы перечни объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, которым присвоены категории риска. Роспотребнадзором обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, на официальном сайте Роспотребнадзора, сайтах территориальных органов Роспотребнадзора размещена информация из перечней объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска (http://risk.rospotrebnadzor.ru/).

Ежегодный план проверок сформируется с учетом риск-ориентированного подхода. Освобождены от плановых проверок более 190 тысяч объектов государственного надзора в связи с отнесением их к категории низкого риска.

Кроме того, в целях снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, повышения результативности и эффективности исполнения контрольно-надзорных функций реализованы новые элементы контроля (надзора) в связи с внедрением механизмов управления рисками, в том числе за продукцией (товарами), находящейся в обороте, в контрольно-надзорной деятельности применяется механизм "контрольной закупки".

Проверки в 2020 г. проводились только с использованием средств дистанционного взаимодействия. Выезд должностных лиц осуществлялся при проведении внеплановых проверок по фактам причинения вреда или угрозы причинения вреда по согласованию с органами прокуратуры, а также если возможность выезда предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.