Образовательные продукты, создаваемые транспортными образовательными организациями, должны охватывать всю линейку непрерывного профессионального образования, включая профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование всех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научных кадров высшей квалификации) и форм (очное, заочное, очно-заочное), дополнительное профессиональное образование. При этом необходимо провести системное обновление моделей и методик организации образовательного процесса в целях формирования нового качества подготовки персонала транспортной отрасли, обеспечивающего его соответствие новому технологическому укладу, за счет внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, интерактивных и цифровых технологий, развития сетевого взаимодействия, тесного сотрудничества между транспортными и иными организациями образования, интернационализации образовательной деятельности, формирования современной среды сопровождения обучения и карьеры.
Развитие образовательных программ транспортного профиля связано прежде всего с повышением практичности обучения и сближением образования с запросами транспортных компаний. Ключевыми инструментами здесь станут дуальное и проектно-ориентированное обучение, разработка образовательных модулей и образовательных программ совместно с заказчиками целевого обучения, соотнесение образовательных программ магистратуры с выполнением реальных проектов по заказу бизнес-партнеров. В транспортных образовательных организациях будут созданы условия, позволяющие обучающемуся в команде с другими студентами выполнять задачи от постановки проблемы до использования конкретного результата в условиях, максимально приближенных к реальным. Такая работа будет организована с максимальным привлечением кадровых и материальных ресурсов компаний.
Повестка развития транспортного образования до 2035 года предполагает существенное расширение набора образовательных программ профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования за счет открытия новых востребованных направлений по следующим структурным элементам транспортной системы:
морской и внутренний водный транспорт;
Важное место в образовательной и научной повестке транспортных образовательных организаций займут следующие вопросы:
комплексная трансформация транспортной и логистической инфраструктур;
прогнозирование достигаемых в транспортной деятельности эффектов;
стратегический менеджмент и управление изменениями;
экономика, финансы и финансовый анализ;
сопровождение транспортных проектов, реализуемых в форме государственно-частного партнерства;
место транспорта в цифровой экономике - применение технологий искусственного интеллекта, распределенных вычислений, Big Data, информационных моделей строительства, интеллектуальных систем управления;
высокоскоростной наземный транспорт;
экологические аспекты транспортной отрасли и снижение воздействия транспорта на окружающую среду;
мониторинг и решение вопросов транспортной доступности;
интермодальные перевозки и приграничное сообщение;
проектирование и строительство транспортной инфраструктуры (включая обустройство государственной границы Российской Федерации и развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны);
управление человеческими ресурсами на транспорте;
региональные и городские транспортные системы, транспортное обеспечение мегаполисов.
При этом транспортные образовательные организации сформируют портфель образовательных программ нового уровня, ориентируясь на динамично меняющиеся запросы отрасли и форсайт-прогнозы. Будут запущены гибкие проектно-ориентированные образовательные программы, позволяющие освоить набор необходимых для работы в транспортном комплексе в условиях технологической трансформации профессиональных и метапредметных компетенций.
Содержательное наполнение образовательных программ будет опираться на результаты проводимых образовательными организациями прикладных и фундаментальных научных исследований. Будет развиваться деятельность в сфере поддержки инновационного предпринимательства студентов, педагогических работников, сотрудников, в том числе реализация соответствующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Новые образовательные программы будут проектироваться "от образовательного результата" совместно с компаниями - лидерами изменений отрасли, в том числе с использованием в качестве лучших практик опыта проведения совместных мероприятий обучающихся и работников отрасли. Образовательная траектория обучающегося будет формироваться с учетом его индивидуальных особенностей на базе цифровых платформенных решений, позволяющих гибко планировать образовательный маршрут с использованием технологий "цифрового следа".
Важными факторами развития станут разработка транспортными образовательными организациями онлайн-курсов нового поколения, интегрирующих виртуальные тренажеры, и решения, основанные на технологиях больших данных и искусственного интеллекта. За счет масштабного внедрения современных онлайн-курсов, замещения ими значительной части лекционного материала увеличится доля интерактивных и проектных модулей, что позволит более эффективно влиять на мотивацию обучающихся.
Развитие новых образовательных продуктов в сфере транспорта будет осуществляться по следующим направлениям:
внедрение новых образовательных программ среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры и подготовки научных кадров высшей квалификации для решения системных транспортных задач;
внедрение процедуры оценки качества практической подготовки обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в виде демонстрационного экзамена в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации;
профилирование образовательных программ магистратуры и подготовки научных кадров высшей квалификации на междисциплинарный характер подходов к решению перспективных научно-технологических задач транспортной отрасли;
подготовка по перспективным направлениям развития техники и технологий, межтранспортным и общетранспортным направлениям, создание образовательных программ подготовки среднего профессионального и высшего образования в сфере дорожного строительства и по новым видам транспортной деятельности;
внедрение образовательных программ на иностранных языках;
разработка новых дополнительных профессиональных программ всех категорий работников транспортных компаний, профильных органов государственной власти и муниципального самоуправления;
расширение академической студенческой мобильности как внутри страны, так и за рубежом;
формирование и поддержка транспортными образовательными организациями индивидуальных программ развития заинтересованных работников транспортной отрасли;
расширение партнерских связей в рамках диверсификации направлений целевой подготовки студентов для транспортных компаний;
активное внедрение цифровых технологий на всех этапах обучения;
разработка новых форм независимой оценки результатов образования и аккредитации образовательных программ, участие экспертов транспортных образовательных организаций в процедурах государственной аккредитации образовательных программ.
Важным ресурсом развития транспортных образовательных организаций будут являться их тесное партнерство и сетевое взаимодействие. Формирование банка лучших практик и учебно-методических материалов, создание отраслевого методического центра развития дистанционных форм обучения, выполнение совместных прикладных научно-исследовательских работ, проведение общетранспортных конкурсов позволят обеспечить интеллектуальное лидерство транспортных образовательных организаций в сфере образования и в прикладных научных исследованиях.
Будет развиваться широкое взаимовыгодное партнерство транспортных образовательных организаций с ведущими российскими образовательными и научными организациями, профессиональными образовательными организациями и организациями дополнительного профессионального образования иной ведомственной подчиненности, зарубежными научно-образовательными центрами, региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями всех отраслей экономики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей