VIII. Перечень основных мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации

VIII. Перечень основных мер, направленных

на противодействие незаконному обороту промышленной

продукции в Российской Федерации

Достижение намеченных целей и решение неотложных задач в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции реализуются на основе сбалансированного подхода по следующим направлениям:

совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, в том числе ужесточение ответственности за производство, хранение, перевозку и сбыт контрафактной и фальсифицированной продукции;

координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений и предпринимательского сообщества в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

разработка и применение механизмов противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

развитие государственной системы прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации с использованием уже существующих элементов такой системы, в частности с использованием федеральной государственной информационной системы "Меркурий", единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки и государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, предусматривающие детальный анализ уровня незаконного оборота в каждой сфере и оценку эффекта от внедрения систем прослеживаемости для всех участников рынка;

формирование нетерпимого отношения гражданского общества к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте, вовлечение представителей бизнес-сообщества в процесс противодействия незаконному обороту промышленной продукции, развитие институтов общественного контроля;

гармонизация законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, обеспечение действенного контроля проводимых мероприятий в этой области на межгосударственном уровне;

развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, предусматривает реализацию следующих мер:

устранение противоречий в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

закрепление в нормативных правовых актах Российской Федерации основных понятий, используемых в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот отдельных видов промышленной продукции в части устранения технических барьеров для реализации промышленной продукции и снижения издержек добросовестных участников рынка;

устранение пробелов правового регулирования, препятствующих эффективному применению правовых норм в сфере незаконного оборота промышленной продукции;

установление соразмерных законодательных санкций за нарушения в сфере оборота промышленной продукции с учетом возможных негативных последствий незаконного оборота и общественной опасности;

развитие законодательства Российской Федерации в области интернет-торговли в части установления необходимых и достаточных полномочий контролирующих органов и порядка надзора за деятельностью участников.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений, предпринимательского сообщества и граждан по противодействию незаконному обороту промышленной продукции обеспечивается путем:

формирования и реализации совместных, скоординированных по направлениям и отраслям промышленности планов мероприятий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;

усиления роли региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" (далее - комиссии субъектов Российской Федерации);

развития механизмов публичности и открытости государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и ее результатов.

Механизмами противодействия незаконному обороту промышленной продукции являются:

ликвидация рынка услуг по изготовлению поддельных документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами Евразийского экономического союза, в том числе в части выдачи сфальсифицированных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), сертификатов соответствия, деклараций соответствия и протоколов испытаний промышленной продукции;

внедрение в практику контроля (надзора) обязательности использования информационных ресурсов, в том числе международных, о недобросовестных производителях, импортерах, поставщиках и продавцах промышленной продукции;

защита прав интеллектуальной собственности, включая расширение возможностей эффективного контроля использования товарных знаков, географических указаний и других видов интеллектуальной собственности;

формирование и реализация мер по сокращению незаконного оборота промышленной продукции с использованием сети "Интернет";

внедрение риск-ориентированных подходов в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти исходя из уровня риска наличия в поставках (продажах) контрафактной и (или) фальсифицированной продукции как по странам-поставщикам (производителям), так и по отдельным видам продукции;

поэтапное внедрение на территории Российской Федерации с последующим масштабированием на другие рынки стран - членов Евразийского экономического союза системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, позволяющей потребителям проводить проверку законности промышленной продукции, в соответствии с принципами, заложенными в Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 2963-р;

расширение списка товарных групп, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с целью дальнейшего сокращения незаконного оборота промышленной продукции;

введение контрольных показателей эффективности деятельности органов власти по выявлению, пресечению нарушений в сфере оборота промышленной продукции и применению наказаний за такие нарушения;

совершенствование действующего механизма взаимодействия органов государственной власти по вопросам противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

осуществление научно-методологической и технической поддержки деятельности органов государственной власти по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в том числе оснащение органов государственной власти, осуществляющих противодействие незаконному обороту промышленной продукции, специальными средствами и техникой;

развитие кадрового потенциала и знаний сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

Разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции включает в себя следующие основные направления:

детальный анализ уровня незаконного оборота в каждой сфере и оценка эффекта от внедрения систем прослеживаемости для всех участников рынка:

разработка специализированных средств автоматизированного сбора и обработки данных в области контроля за оборотом промышленной продукции;

методическое обеспечение качественной и количественной оценки незаконного оборота промышленной продукции в целом по отраслям как на федеральном, так и на региональном уровне;

совершенствование государственного статистического учета;

мониторинг оборота товаров, наиболее подверженных риску незаконного оборота и создание систем отслеживания движения таких товаров.

Развитие государственной системы прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации включает в себя следующие мероприятия:

интеграция федеральной государственной информационной системы "Меркурий", единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки и государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и других государственных информационных систем прослеживаемости;

разработка предложений по расширению перечня отраслей промышленности, в отношении которых необходимо внедрение системы прослеживаемости промышленной продукции;

внедрение системы прослеживаемости промышленной продукции;

изучение практики внедрения систем прослеживаемости промышленной продукции в Российской Федерации, государствах - членах Евразийского экономического союза и в других иностранных государствах.

Создание системы подготовки специалистов, научно-информационного обеспечения профессиональной деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции включает в себя следующие мероприятия:

создание и функционирование на постоянной основе национального центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции как основного аналитического центра в указанной сфере;

разработка методологических основ подготовки и повышения квалификации специалистов по предупреждению, выявлению и пресечению различных видов нарушений в сфере незаконного оборота промышленной продукции;

создание и функционирование автоматизированных баз данных, обучающих и контрольно-обучающих программ подготовки и научно-информационной поддержки специалистов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

обеспечение подготовки специалистов органов государственной власти в области предупреждения, выявления и пресечения различных видов отраслевых нарушений в сфере незаконного оборота промышленной продукции.

Формирование нетерпимого отношения гражданского общества к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте, предусматривается с использованием следующих механизмов:

разработка и внедрение программ по повышению уровня знаний населения в области определения законности промышленной продукции;

проведение информационной кампании по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции;

развитие электронных сервисов для граждан, позволяющих осуществлять проверку законности промышленной продукции и реагировать путем подачи жалобы на недобросовестных участников рынка.

Развитие взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территории Евразийского экономического союза включает в себя следующие мероприятия:

гармонизация законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

обеспечение действенного контроля проводимых мероприятий в этой области на межгосударственном уровне, заключение соглашения о координации действий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в рамках Евразийского экономического союза;

совершенствование механизмов контроля за промышленной продукцией, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза;

создание единой системы контроля за оборотом промышленной продукции, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе путем создания межгосударственной системы прослеживаемости промышленной продукции;

формирование международного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Евразийском экономическом союзе;

развитие сотрудничества контрольно-надзорных, правоохранительных и других органов государственной власти государств - членов Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе проведение согласованных и скоординированных совместных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение фактов незаконного оборота промышленной продукции.

Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции предусматривает сотрудничество с международными организациями, деятельность которых направлена в том числе на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, включая обмен опытом с иностранными государствами.

Основным содержанием мероприятий по реализации указанных мер являются согласованные действия организационного, правоохранительного, нормативно-правового и международного характера, предпринимаемые органами государственной власти, осуществляющими противодействие незаконному обороту промышленной продукции, при координирующей роли Государственной комиссии и комиссий субъектов Российской Федерации.