III. Текущая ситуация в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
III. Текущая ситуация в сфере противодействия незаконному
обороту промышленной продукции в Российской Федерации
Высокая доля незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте товаров наносит существенные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей, снижает заинтересованность предпринимателей вкладывать значительные финансовые средства в развитие как отдельных производств, так и целых отраслей экономики, обеспечивать рост производительности труда и инвестировать в развитие рабочей силы, соблюдать стандарты качества продукции, создавать высокоэффективные цепочки движения качественных товаров от производства к потребителю и в конечном итоге наносит вред жизни и здоровью граждан Российской Федерации.
Неконтролируемый трансграничный оборот промышленных товаров, построенный на использовании путей и методов "открытой" международной интернет-торговли, в полной мере использует недостаточную эффективность законодательной базы регулирования международных потоков товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в рамках Всемирной торговой организации и на национальном уровне, облегчает проникновение контрафактной и фальсифицированной продукции на рынки различных стран, позволяет теневому рынку успешно конкурировать с национальными производителями за счет использования незаконных механизмов оборота продукции. Такая ситуация в большинстве случаев приводит к затруднениям в осуществлении контрольной и надзорной функций государственных органов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, недостаточной развитости механизмов защиты добросовестных производителей на законодательном уровне и создает риски исчезновения качественной продукции с торговых рынков тех или иных стран.
Учитывая развивающиеся тенденции современного рынка, Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия) определены следующие приоритетные отрасли промышленности для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции:
пищевая промышленность - существует высокая степень риска безопасности потребителя из-за фальсификации пищевых продуктов, несоблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза;
легкая промышленность - существует высокая доля незаконного оборота, в том числе за счет ввоза готовой продукции на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации и за счет нарушения законодательства Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности;
фармацевтическая промышленность - имеет место фальсификация продукции. В первую очередь фальсифицируются востребованные и дорогостоящие лекарственные средства, используемые для лечения онкологических заболеваний, противовирусные и антигистаминные препараты, препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и почечной недостаточности. Кроме того, на рынке выявляются препараты без обязательной маркировки на русском языке, выпущенные в соответствии со стандартами иных государств и предназначенные для реализации за пределами Российской Федерации, без прохождения обязательной процедуры подтверждения соответствия обязательным требованиям к безопасности, регламентированным процедурами Евразийского экономического союза, действующими на территории Российской Федерации. Значительная доля незаконного оборота фармацевтической продукции в общем обороте продукции фармацевтической промышленности приходится на интернет-аптеки;
медицинская промышленность - существует проблема оборота фальсифицированных медицинских изделий, а также сопровождения их поддельными регистрационными удостоверениями и эксплуатационными документами. По результатам проверок медицинских изделий выявляются несоответствия установленным требованиям качества, безопасности, несущие в том числе угрозу жизни и здоровью граждан при применении медицинских изделий, а также признаки незарегистрированных и фальсифицированных медицинских изделий;
автомобильная промышленность - основными проблемными вопросами являются ввоз и реализация контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза;
авиационная промышленность - несвоевременно выявляются в процессе создания, эксплуатации и ремонта авиационной техники неаутентичные компоненты воздушного судна (агрегаты и запасные части с неподтвержденным жизненным циклом, без необходимых документов, не прошедшие установленные режимы сертификации и проверки), использование которых в составе воздушных судов может представлять угрозу безопасности полетов;
производство строительных материалов - незаконный оборот в первую очередь характерен для производства и поставки цемента, сухих смесей и других строительных материалов, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей;
сельскохозяйственное машиностроение - существует проблема ввоза комбайнов в частично разобранном некомплектном виде в обход действующих квот в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. N 143 "О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов";
приборостроение - существует проблема массового изготовления и модификации приборов учета коммунальных ресурсов с целью манипулирования результатами измерений и открытой продажи таких контрафактных изделий на рынке;
лесная и деревообрабатывающая промышленность - существует проблема незаконной заготовки древесины;
топливная промышленность - незаконный оборот связан с несанкционированным отбором топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки такого топлива на подпольных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества, что является одним из основных каналов поступления фальсифицированной продукции на рынок;
химическая промышленность - проблематика незаконного оборота характерна для парфюмерно-косметической продукции в части реализации контрафактной и фальсифицированной продукции, а также в части реализации не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений, в том числе и с незаконным использованием товарных знаков;
электронная промышленность - основными нарушениями являются фальсификация электроосветительной арматуры, электрических ламп и приборов микроэлектроники, наличие высокой доли (до 20 процентов) контрафактных изделий в поставках электронной компонентной базы, а также фальсификация при поставках светотехнической продукции;
кабельно-проводниковая промышленность - основными нарушениями на потребительском рынке кабельно-проводниковой продукции являются несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза, и реализация фальсифицированной продукции;
индустрия детских товаров - существует высокая степень риска последствий использования некачественных товаров для здоровья детей;
народные художественные промыслы - существует проблема защиты результатов интеллектуальной деятельности и формирования особого объекта правовой охраны в области народных художественных промыслов;
реабилитационная индустрия - незаконный оборот характеризуется несоответствием стандартам качества поставляемой продукции государственному заказчику или конечному потребителю (лицам с ограниченными возможностями здоровья);
индустрия строительных материалов и механизмов - незаконный оборот от производства до конечного звена в области строительства характерен не только для поставки контрафактных и фальсифицированных материалов, но и для поставки строительной техники;
машиностроение - критичным является вопрос противодействия незаконному обороту при производстве и поставке оборудования и компонентов для опасных производственных объектов;
трубная промышленность - незаконный оборот бывших в употреблении и отреставрированных стальных труб приводит к поставкам опасной продукции с негарантированным техническим ресурсом на объекты жилищно-коммунального хозяйства, строительства, опасные производственные объекты в виде магистральных нефте- и газопроводов. В результате использования такой контрафактной и фальсифицированной продукции возникают аварийные ситуации, риски для жизни и здоровья граждан. Процесс восстановления бывших в употреблении труб на основе устаревших технологий сопровождается нарушениями природоохранного законодательства, приводящими к причинению значительного ущерба окружающей среде.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей