Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждены

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 17 июля 2002 г. N 983-р

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ

ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,

ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р,

Постановлений Правительства РФ от 05.12.2005 N 715,

от 03.11.2007 N 743, от 25.04.2008 N 307)

1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход к разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие тотализаторы, букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (далее именуются - организации), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее именуются - правила).

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.2008 N 307)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом (далее именуются - операции), подлежащим обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", документально фиксируется:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) вид операции и основания ее совершения;

б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;

в) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;

г) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;

д) сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;

е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.

5. Правила должны предусматривать выявление и документальное фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю, операций со следующими признаками:

а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

б) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;

в) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При разработке критериев выявления и определении признаков необычных сделок учитывается также специфика деятельности организации и рекомендации, утверждаемые Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В правилах должны предусматриваться разработка и реализация следующих программ осуществления внутреннего контроля:

а) идентификация клиентов организации, установление и идентификация выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) оценка риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) документальное фиксирование необходимой информации;

д) обучение сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) иные программы.

Указанные программы разрабатываются организациями с учетом специфики деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При разработке программы идентификации клиентов организации целесообразно предусматривать использование анкетирования - составления документа, содержащего сведения о клиенте организации и его деятельности, а также сведения о выгодоприобретателе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

Рекомендации по разработке формы анкеты утверждаются Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В целях идентификации физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные:

а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из закона или национального обычая);

б) дата и место рождения;

в) место жительства (регистрации);

г) место пребывания;

д) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер, дата выдачи и орган, его выдавший);

е) гражданство;

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

ж) сведения о миграционной карте;

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

з) сведения о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

На основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

9. В целях идентификации юридических лиц на основании учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие данные:

а) наименование;

б) государственный регистрационный номер;

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) место государственной регистрации;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) место нахождения;

д) почтовый адрес;

е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) или код иностранной организации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) коды форм федерального государственного статистического наблюдения.

10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать особое внимание на следующие данные:

а) состав учредителей (участников) юридического лица;

б) структура органов управления юридического лица и их полномочия;

в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимости имущества.

11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило, не реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В правилах должно предусматриваться обязательное составление сотрудником организации (по форме, утверждаемой руководителем организации) сообщения об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным утверждаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Сообщение об операции незамедлительно передается ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации.

О решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об операции делается соответствующая запись.

Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в Федеральную службу по финансовому мониторингу принимает руководитель организации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Если организация оценивает риск совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, как высокий, операциям этого клиента уделяется повышенное внимание.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации, установить и идентифицировать выгодоприобретателя и иных участников операции, а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Способы фиксирования информации для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусматриваемые в правилах, должны обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции (сделки) с учетом специфики деятельности соответствующей организации.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля должны предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах организации, выгодоприобретателях и совершенных ими операциях, а также о мерах, принимаемых организацией при реализации таких программ.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. При разработке программы хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте организации и выгодоприобретателе или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 743)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учет и хранение сообщений об операции осуществляются ответственным лицом.

19. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 715.

(см. текст в предыдущей редакции)