3. Совершенствование использования лесов

Заготовка древесины осуществляется в пределах установленной расчетной лесосеки. Расчетная лесосека (730 млн. куб. метров) на территории Российской Федерации используется только на одну треть, что объясняется наличием ряда недостатков при определении расчетной лесосеки, связанных с применением устаревших подходов, которые в рыночных условиях потеряли свою актуальность, в этой связи необходимо перейти на установление допустимого объема пользования по лесному участку, ввести понятия экономически (транспортно) доступной расчетной лесосеки и экономически (транспортно) доступной зоны использования лесов.

Для повышения эффективности использования лесов необходимо провести поэтапную передачу на федеральный уровень полномочий по предоставлению лесных участков в пользование для заготовки древесины, в первую очередь для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, с введением требований о наличии у заявителей лесоперерабатывающих мощностей.

Требуется дальнейшее совершенствование арендных отношений, в том числе в части упрощения процедур расторжения договоров аренды лесных участков с лицами, допустившими нарушения лесного законодательства.

В целях усиления контроля за реализацией приоритетных инвестиционных проектов необходимо внесение изменений в нормативные правовые акты, направленных на повышение ответственности инвесторов за срыв сроков реализации проектов и несвоевременное предоставление отчетной документации, реализацию участниками таких проектов необработанной или грубо обработанной древесины, а также на введение норм в бюджетное законодательство, устанавливающих обязанности по ведению обособленного бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией инвестиционного проекта.

Следует усилить контроль за проведением государственной экспертизы проектов освоения лесов на предмет их соответствия нормам лесного законодательства Российской Федерации с введением норм, обеспечивающих привлечение к ответственности виновных лиц, использующих леса, и разработчиков проектов.

Должны быть продолжены работы по реализации проекта по внедрению на базе современных методов модели интенсивного использования и воспроизводства лесов.

В целях обеспечения многоцелевого использования лесов необходимо дальнейшее совершенствование лесного законодательства, в том числе формы типового договора аренды лесного участка, законодательного закрепления расширенного содержания права на осуществление того или иного вида использования лесов.

Вместе с тем с целью заготовки и переработки пищевых лесных ресурсов необходимо проведение комплексного изучения сырьевой базы пищевых лесных ресурсов и сферы их сбора и заготовки, включая анализ существующих проблем и подготовку решений, направленных на их разрешение. Кроме того, целесообразно введение мер государственной поддержки предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций при использовании лесов, связанном с заготовкой пищевых, недревесных и лекарственных ресурсов, рекреационной деятельностью, ведением сельского хозяйства, созданием объектов охотничьей инфраструктуры с одновременным осуществлением строгого контроля за лицами, использующими леса, со стороны ответственных за предоставление такой поддержки органов государственной власти.

Согласно Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, использование недревесных ресурсов и заготовка леса являются одними из основных альтернативных видов деятельности в сельской местности. Предусматривается дальнейшее совершенствование указанной деятельности в целях обеспечения рационального использования лесных древесных и недревесных ресурсов сельскими жителями и дополнительной круглогодичной занятости работников, имеющих сезонную занятость по основному месту работы (сельскохозяйственное производство, заготовка леса и лесотехнического сырья). В многолесных районах продолжится работа по осуществлению теплоснабжения сельских поселений с использованием лесных ресурсов, созданию в лесопромышленных организациях производства альтернативных видов топлива на основе древесных отходов (пеллеты, брикеты, гранулы).

Также в целях предотвращения незаконного использования лесов следует уделить внимание развитию территорий сельских населенных пунктов, оставшихся после ликвидации лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий, путем создания рабочих мест, позволяющих обеспечить легальные способы получения доходов, а также путем обеспечения населения социальными гарантиями.

Существенное место в борьбе с нелегальными рубками и незаконным оборотом древесины занимает законодательное и нормативное правовое регулирование использования лесов.

Требуется введение норм, обеспечивающих запрет на нахождение лиц с лесозаготовительной техникой и лесовозами в лесах без правоустанавливающих документов на осуществление рубок лесных насаждений, а также возможность конфискации лесозаготовительной и лесовозной техники, являющейся орудием преступления и принадлежащей на праве пользования третьим лицам. Должны быть установлены требования об обязательном оснащении лесозаготовительной и лесовозной техники специальными техническими средствами (ГЛОНАСС), обеспечивающими контроль за движением такой техники в автоматическом режиме, и введение ответственности за нарушение указанного требования.

Следует проработать правовой механизм прекращения деятельности и исключения из единого государственного реестра юридических лиц арендаторов и покупателей лесных насаждений, допускавших нарушения при заготовке, обороте и экспорте древесины.

В целях контроля и пресечения схем легализации незаконно заготовленной древесины следует инициировать проработку вопроса о введении постоянного целевого мониторинга финансовых операций организаций - экспортеров лесопродукции.

Также необходимо обеспечить совершенствование порядка, регулирующего вопросы распоряжения, перемещения (вывоза), транспортировки и хранения изъятой из оборота незаконно заготовленной древесины, направленного на сокращение сроков реализации древесины, являющейся предметом административного или уголовного правонарушения.

Повышение качества учета и идентификации при обороте и экспорте древесины может быть достигнуто через унификацию кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и общероссийского классификатора продукции по видам деятельности (ОКПД-2) в отношении продукции лесопромышленного комплекса, введение раздельного учета лесоматериалов по идентификационному признаку "степень влажности" и поэтапное установление заградительной вывозной таможенной пошлины и (или) экологического сбора в отношении лесоматериалов с естественной степенью влажности более 22 процентов, а также на круглый лес с одновременным пересмотром размера установленных квот (позиция 4403 ТН ВЭД ЕАЭС). Планируется введение в качестве дополнительной единицы измерения древесины "куб. м" в целях единообразного методологического подхода при учете объемов оборота и экспорта древесины и лесоматериалов, а также проведение инвентаризации тупиковых железнодорожных веток, в том числе на приграничных территориях, обеспечение контроля за железнодорожными ветками, по которым осуществляется вывоз древесины в обход пунктов пропуска на российско-казахстанском участке государственной границы Российской Федерации.

Актуальным является совершенствование таможенного регулирования при экспорте древесины и изделий из нее, в первую очередь в части особенностей их таможенного декларирования, в том числе отмена неполного декларирования, подготовка предложений Российской Федерации по внесению изменений в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза в части включения в качестве основания для отказа таможенных органов в регистрации декларации и выпуске товаров несоответствия декларируемых сведений о маркировке древесины и об объеме вывозимых лесоматериалов сведениям о сделке, зафиксированным в Федеральной государственной информационной системе лесного комплекса (до ее введения - в Единой государственной автоматизированной системе учета древесины и сделок с ней), введение раздельного учета лесоматериалов по идентификационному признаку "степень влажности" и установление заградительной вывозной таможенной пошлины и (или) экологического сбора в отношении лесоматериалов с естественной степенью влажности более 22 процентов, а также на круглый лес с одновременным пересмотром размера установленных квот (позиция 4403 ТН ВЭД ЕАЭС), установление полного запрета на вывоз с территории Российской Федерации необработанных и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Необходимо также актуализировать перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые разрешено осуществлять вывоз лесоматериалов, а также обеспечить их дооснащение в целях создания необходимых условий для полного таможенного и иных видов государственного контроля.

В целях развития мощностей по переработке древесины в Российской Федерации планируется за счет средств Фонда развития промышленности разработка программ льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в деятельности по заготовке и экспорту необработанной и грубо обработанной древесины, в целях модернизации их основных фондов и создания мощностей по глубокой переработке древесины.