8. Цифровая трансформация лесного хозяйства

Развитие информатизации в лесном хозяйстве предусматривает коренную модернизацию всех имеющихся информационных систем в лесном хозяйстве, их взаимную интеграцию и обмен данными как с информационными системами иных органов государственной власти, так и с системами, используемыми бизнес-сообществом. Цифровой трансформацией лесной отрасли является переход от обмена бумажными документами к обмену данными, введение реестровых моделей, отказ от дублирующей и излишней информации.

Ключевым элементом цифровой трансформации лесного хозяйства должна стать передача на федеральный уровень государственного лесного реестра, ведение которого должно осуществляться в цифровом формате с использованием федеральной государственной информационной системы лесного комплекса. При этом федеральная государственная информационная система лесного комплекса должна стать цифровой основой для оказания государственных услуг и государственных функций в сфере лесного хозяйства и заменить иные разрозненные информационные системы, которые используются в настоящее время в лесном хозяйстве.

Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (до ее создания - Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней) должна обеспечить прослеживаемость всей цепочки движения древесины, от заготовки на лесосеке до производства продукции или вывоза за рубеж, включая все промежуточные этапы: лесные склады, производства и контроль сопроводительных документов в электронном виде.

Требуется корректировка алгоритмов контроля ведения сделок, предусматривающих невозможность заключения или подписания сделки, подачи таможенной декларации при отсутствии достаточного объема древесины по отчетам об использовании лесов или по договорам купли-продажи лесных насаждений.

Цифровая трансформация невозможна без предоставления лесных деклараций, всех видов отчетов, актов лесопатологического обследования в уполномоченные органы власти в электронной форме.

При этом координаты лесосек и иных мест проведения работ по охране, защите и воспроизводству лесов должны находиться в общей системе координат, обеспечивающей автоматизированную интеграцию с общей картой.

Сами работы в лесах должны фиксироваться с помощью механизмов объективного контроля, в том числе с использованием мобильных приложений, обеспечивающих автоматизированную передачу информации о дате, месте и времени проведения работ и их фотофиксацию.

Также необходимо обеспечить переход пользователей Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней на идентификацию или аутентификацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Важным аспектом работы федеральной государственной информационной системы лесного комплекса должно стать обеспечение информационного взаимодействия с информационными системами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также определение возможности интеграции с существующими информационными сервисами, в том числе в целях предоставления информации о лесном фонде и обороте древесины.

В рамках межведомственного взаимодействия планируется проработка вопроса о создании закрытого сегмента, позволяющего вести реестр учета древесины и сделок с ней в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней при использовании лесов, расположенных на землях обороны и безопасности (до создания федеральной государственной информационной системы лесного комплекса).

Необходимо обеспечить дооснащение объектов экономики и транспортной инфраструктуры дополнительными системами видеонаблюдения и дистанционного мониторинга природных пожаров вблизи населенных пунктов с интеграцией данных в информационные системы Федерального агентства лесного хозяйства, создание общедоступной карты лесов России, предусматривающее в том числе вычисление пространственных координат лесных участков и лесосек, интеграцию с федеральной государственной информационной системой "Единый государственный реестр недвижимости", формирование карты лесных участков, лесосек с возможностью их наглядного соотнесения с договором аренды, купли-продажи, правом пользования, государственным контрактом и заданием на выполнение лесохозяйственных работ и др.

Федеральная государственная информационная система лесного комплекса позволит получать, обрабатывать, хранить и использовать информацию о состоянии лесов, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании, охране, о защите и воспроизводстве, что обеспечит повышение:

достоверности и оперативности предоставления информации для принятия управленческих решений;

точности планирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

эффективности контроля исполнения планов и обеспечения оценки эффективности реализации мероприятий;

точности и оперативности предоставления информации федеральным ведомствам и организациям.

Важным условием решения указанных задач является создание эффективного механизма наполнения информационной системы достоверными актуальными данными об объектах управления, механизма согласования вносимых данных, механизма обязательного непрерывного поддержания данных в актуальном состоянии с определением лиц, ответственных за актуализацию данных, а также создание системы контроля за всеми этими процессами.

В целях осуществления эффективного контроля перевозки древесины, а также таможенного контроля вывозимых лесоматериалов необходимо разработать порядок информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы лесного комплекса и информационных систем правоохранительных органов, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, достаточного для осуществления эффективного контроля перевозки древесины, а также таможенного контроля вывозимых лесоматериалов.