2. Совершенствование государственной системы управления лесами
Одним из этапов реформирования лесного хозяйства должно стать совершенствование распределения функций по управлению лесами между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на принципах рационального сочетания федерализма и централизации в сфере государственного управления лесами.
С учетом складывающейся социально-экономической ситуации в стране и на основе сценариев развития отрасли предусматривается по результатам оценки возможных рисков, анализа последствий, создания финансово-экономической модели системы новых взаимоотношений поэтапный переход от института переданных полномочий в сфере лесных отношений к разделению на собственные полномочия субъектов Российской Федерации и полномочия Российской Федерации при сохранении государственной собственности на земли лесного фонда.
Корректировка федеральных и региональных полномочий по управлению лесами должна производиться с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации, в том числе показателей развития лесной промышленности, площади земель лесного фонда в общей площади региона, лесистости, целевого назначения лесов, рекреационной нагрузки, вклада лесной отрасли в экономику региона и ряда других.
Для осуществления такой корректировки потребуется разработка на основе указанных показателей системы зонирования лесов и типовых моделей государственного управления лесами как государственным имуществом в части полномочий субъектов Российской Федерации и полномочий Российской Федерации, скоординированных с принципами организации и управления лесным комплексом в целом. Такой подход позволит обеспечить целостность регулирования лесных отношений и управления лесами при повышении мотивации к их рациональному использованию и эффективному воспроизводству, развитию лесной отрасли, сокращению правонарушений в лесной сфере.
Необходимо реализовать комплекс мер по повышению эффективности деятельности специализированных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти в области лесных отношений субъектов Российской Федерации, в том числе осуществить оптимизацию сети учреждений, подведомственных уполномоченным в области лесных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; а также предоставить возможность осуществления указанными учреждениями переданных государственных функций и оказания ими услуг, осуществления работ в рамках приносящей доход деятельности.
Особого внимания требует управление лесами, имеющими существенное социально-экологическое значение (городские леса, леса "зеленого пояса" вокруг населенных пунктов). Это касается, прежде всего, правового статуса таких лесов, а также совершенствования системы ведения лесного хозяйства в них, направленной на сохранение и повышение их полезных функций.
Пристального внимания заслуживают леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения. В качестве первоочередной меры требуется проведение инвентаризации и учета лесов, расположенных на таких землях. Для эффективного вовлечения этих лесов в социально-экономическое развитие сельских территорий необходимо предложить модели хозяйственной деятельности, учесть интересы местного населения. Необходимо учитывать, что в лесах на землях сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, как и в лесах на землях лесного фонда, должны обеспечиваться сохранение и увеличение поглощающей способности лесов, а также ее максимально возможный учет при реализации механизмов Парижского соглашения по климату от 12 декабря 2015 г., подписанного от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22 апреля 2016 г., принятого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1228 "О принятии Парижского соглашения" (далее - Парижское соглашение по климату).
С учетом особой роли лесов на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи сельских населенных пунктов, необходимо установить режим лесопользования, обеспечивающий право граждан на благоприятную окружающую среду.
В лесах на землях любых категорий должна быть обеспечена система мер по обеспечению пожарной и санитарной безопасности, направленная на минимизацию потерь ценных лесных ресурсов и экосистем от огня, вредителей и болезней, сокращение случаев перехода огня на населенные пункты и объекты инфраструктуры, случаев опасного для здоровья и жизни людей задымления населенных пунктов. Необходимо исключить мотивы и стимулы к расчистке участков или уничтожению древесно-кустарниковой растительности путем выжигания и другими опасными способами.
В целях дальнейшего развития системы стратегического и среднесрочного планирования в лесном комплексе потребуется совершенствование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях документов долгосрочного планирования и прогнозирования, в том числе государственной и региональных программ развития лесного хозяйства и лесной промышленности, лесных планов субъектов Российской Федерации, дальнейшего продолжения проектного планирования в лесной сфере.
Необходимо добиться обеспечения единого вектора развития лесопромышленного комплекса и координации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" с государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Важным аспектом совершенствования программно-целевого метода реализации Стратегии должен стать принцип межотраслевой синергии государственных программ лесного комплекса с государственными программами смежных отраслей экономики, в частности с государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в рамках которой предусматривается ряд мер государственной поддержки для жителей сельских территорий.
В целях разработки финансово-экономической модели новой системы взаимоотношений в лесном комплексе представляется целесообразным провести анализ эффективности выполнения хозяйственных услуг и функций и в последующем осуществить поэтапную централизацию на федеральном уровне тех из них, эффективность централизации которых будет подтверждена результатами проведенной аналитической работы. Это, в частности, хозяйственные услуги и функции, связанные с контролем за состоянием, выбытием и воспроизводством лесов, в том числе оказание услуг и выполнение работ по лесоустройству, проектированию лесных участков, разработке документов лесного планирования, ведению государственного лесного реестра, проведению лесопатологических обследований, оценке лесов, воспроизводству лесов и лесоразведению, организации лесного семеноводства на генетико-селекционной основе, организации системы опытных хозяйств, испытательных станций и полигонов, проведению электронных аукционов и открытых конкурсов, заключению соответствующих договоров на торгах, развитию информационных систем и реестров учета, движения и оборота лесных ресурсов.
Такая централизация позволит повысить экономическую эффективность лесного хозяйства, обеспечить достоверной и полной информацией о лесах, гарантировать выполнение работ по их охране, защите и воспроизводству.
На региональном уровне рекомендуется обеспечить учет целей и задач Стратегии при доработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, корректировке документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, группируя мероприятия по развитию лесного комплекса в рамках отдельно выделяемых задач или подпрограмм.
Наряду с этим потребуют уточнения полномочия органов исполнительной власти, особенно в части ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, формирования и содержания соответствующих федеральных сил и средств тушения лесных пожаров.
В целях повышения эффективности лесоуправления дальнейшее развитие должны получить такие инструменты, как лесоустройство, государственная инвентаризация лесов и система мониторинга лесов (лесопожарный и лесопатологический мониторинг, мониторинг радиационной обстановки в лесах, мониторинг воспроизводства лесов).
Необходимо уточнить порядок организации и финансирования работ по осуществлению лесоустройства с ориентиром на его централизацию. Объектом лесоустройства должно сохраниться лесничество как территориальная единица управления лесами и ведения государственного управления лесами. Лесоустройство должно организовываться централизованной федеральной государственной организацией. Это позволит сформировать единую государственную систему лесоучетных работ и актуальную информационную базу о состоянии, об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, которые смогут обеспечить возможность поддержки принятия обоснованных управленческих решений по различным вопросам лесных отношений.
Предусматривается поэтапная централизация выполнения работ по лесоустройству.
определения результатов лесоустройства как основы получения информации для лесного планирования, государственной инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра и оценки лесов;
разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере лесоустройства с учетом категорий земель, на которых расположены леса;
передачи функций по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральный уровень с возложением обязанностей по осуществлению указанной деятельности на подведомственное федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области лесных отношений, государственное бюджетное учреждение;
введения правового института отвода и таксации лесосек;
введения квалификационных требований к лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги по лесоустройству, отводу и таксации лесосек, а также установления ответственности указанных лиц за нарушения при проведении работ и оказании соответствующих услуг;
обеспечения автоматизированного сбора (ввода и обработки) материалов лесоустройства, данных об объемах и о финансировании лесоустроительных работ на основании доработки имеющихся информационных ресурсов;
перехода к единому перспективному планированию лесоустроительных работ на федеральном уровне с учетом определения зон интенсивного использования лесов и их критериев, обеспечивающему периодичность (цикличность) лесоустроительных работ;
нормативного установления требования о возможности предоставления лесного участка в аренду в целях заготовки древесины при наличии актуальных материалов лесоустройства.
Проведение лесоустройства на федеральном уровне в полном объеме позволит эффективно использовать бюджетные средства, систематизировать и планировать обеспечение проведения лесоустроительных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и ведения лесного хозяйства с определением очередности выполнения работ с учетом срока действия материалов лесоустройства. При этом будет обеспечена модернизация лесоустроительных работ посредством применения перспективных технологий на основе использования современных материалов дистанционного зондирования Земли и программно-аппаратных комплексов нового поколения.
В целях усиления контроля использования лесов предусматривается увеличение площади непрерывного мониторинга, в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов.
Для интенсификации и повышения эффективности лесоучетных работ необходимо осуществить дифференциацию территории лесного фонда на основе гармонизации зон проведения лесоустройства и государственной инвентаризации лесов. Лесоустройство должно приоритетно проводиться на территориях интенсивного освоения лесов и потенциально привлекательных участках, определяемых по критериям доступности и инвестиционной привлекательности. Такой подход в сочетании с формированием единой информационной базы о лесах позволит сформировать единую государственную систему лесоучетных работ, поддерживать в актуальном состоянии информацию о лесных ресурсах, о состоянии, об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, обеспечив возможность поддержки принятия обоснованных управленческих решений по различным вопросам лесных отношений.
С целью сохранения лесов и защиты прав собственности Российской Федерации на земли лесного фонда начиная с 2008 года осуществляются мероприятия по постановке участков земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также по установлению границ лесничеств. На 1 января 2020 г. работы по постановке на государственный кадастровый учет лесных участков проведены в границах 582 лесничеств на площади более 319 млн. гектаров. Установлены границы 787 лесничеств с описанием местоположения их границ на площади 439,5 млн. гектаров. Завершение таких работ планируется к 2024 году. Реализация мероприятий по установлению границ лесничеств и внесение сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости являются основополагающим фактором, обеспечивающим достоверность сведений о местоположении земель лесного фонда и организацию максимально эффективного использования лесных ресурсов.
Предполагается выработать оптимальные механизмы ряда задач, находящихся на пересечении лесного и земельного законодательства. Такими задачами являются:
установление на законодательном уровне правил определения правового режима лесных участков;
осуществление лесного планирования и лесоустройства с учетом документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, территориальных зон, границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
исключение из границ лесничеств территорий, занятых объектами, размещение которых в них не допускается (например, кладбищ, скотомогильников и др.);
введение единых правил образования и предоставления земельных и лесных участков с учетом особенностей использования лесных участков, установленных лесным законодательством.
В целях повышения эффективности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах необходимо осуществить передачу полномочий по федеральному государственному лесному надзору на федеральный уровень с формированием на уровне субъектов Российской Федерации самостоятельного института лесной охраны, выполняющего в том числе и патрулирование лесов. При этом функции федерального государственного лесного надзора должны быть распространены на сферу транспортировки, хранения и переработки древесины.
Необходимо уточнить объем переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Также необходимо осуществить закрепление полномочий по федеральному государственному лесному надзору за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с введением должности главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту Российской Федерации и правового института административного обследования лесных участков преимущественно с использованием материалов дистанционного зондирования земли, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов.
На первом этапе реформирования федерального государственного лесного надзора необходимо осуществить в ряде субъектов Российской Федерации эксперимент по передаче Федеральному агентству лесного хозяйства отдельных полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора, а также обеспечить усиление государственного контроля (надзора) за выполнением мероприятий по лесовосстановлению и уходу за лесами.
Одними из ключевых решений в повышении эффективности исполнения переданных полномочий должны стать разработка единой методики расчета норматива патрулирования лесов для субъектов Российской Федерации, а также доведение численности лесных инспекторов до нормативного уровня. Вместе с тем необходимо привести нормативную численность лесных инспекторов в соответствие с объективными потребностями и осуществить совершенствование нормативов патрулирования лесов с учетом использования современных систем, включая применение беспилотных авиационных систем и данных космического мониторинга при осуществлении федерального государственного лесного надзора, применения лесопатрульной техники и оборудования в соответствии с утвержденными нормативами.
Предполагается дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия, в первую очередь с Министерством внутренних дел Российской Федерации, в сфере пресечения незаконного оборота древесины. Кроме того, в целях усиления межведомственного взаимодействия предусматривается проведение совместных мероприятий по пресечению деятельности преступных группировок и организованных преступных групп, действующих в сфере нелегальных рубок и незаконного оборота древесины. Необходимо проработать вопрос о наделении Министерства обороны Российской Федерации полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, совершенных в лесах, расположенных на землях обороны, а также вопрос создания закрытого сегмента, позволяющего вести реестр учета древесины и сделок с ней в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, принимая во внимание специфику использования лесов для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Также необходимо дальнейшее развитие системы общественного лесного контроля.
Стратегической задачей развития лесного хозяйства является успешное взаимодействие с гражданским обществом и реализация принципа открытости, который осуществляется в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р. Согласно указанной Концепции на постоянной основе предполагается проводить публичные обсуждения документов стратегического планирования, планов и нормативных документов в области лесного хозяйства.
Необходимо и в дальнейшем развивать различные формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с профессиональным экспертным сообществом и населением. Это позволяет обеспечить учет потребностей и интересов граждан России, защиту их прав и свобод и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики, а также осуществлять общественный контроль в лесном хозяйстве.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей